Журнал Science публикует исследование Джона Хансена(John Hansen) из Гарварда и Джастина Рейха(Justin Reich) из MIT, посвящённое социальному анализу тех людей, которые используют онлайн-курсы Massive Open Online Courses (MOOCs) для повышения уровня собственного образования. Выяснилось, что доступностью таких услуг в интернете преимущественно пользуются люди с достаточно высоким социальным статусом, живущие в районах с более обеспеченным населением, чем среднестатистические американцы.
Исследование проводилось и использованием данных 68 студентов, учившихся на курсах MOOCs с 2012 по 2014 годы. Параметрами, по которым оценивались студенты, был средний уровень достатка семьи и уровень образования их родителей. Эти статистические данные брались из переписи населения. После анализа стало ясно, что большинство тех студентов, которые зарегистрировались на курсах и успешно их окончили, получив сертификат, жили в благополучных с точки зрения дохода районах и имели более образованных родителей.
Интересно, что основными темами онлайн-курсов являются наука, технология, инженерия и математика, то есть в основном те, которые обеспечивают значительное преимущество на рынке. При этом очевидно, что качество онлайн-курсов не играет роли, поскольку ими с одной стороны пользовались студенты, имеющие возможность их оценить, благодаря своему уровню образования, а с другой — авторами курсов были университеты, известные свои высоким авторитетом.
Таким образом результаты исследования Хансена и Рейха ставят под сомнение одну из целей онлайн-курсов MOOC — дать возможность получать высококачественное образования людям из разных социальных слоёв общества. В итоге, делают вывод исследователи, поскольку людям с низким социальным статусом услуги онлайн-образования кажутся ненужными, то такая возможность на самом деле ещё больше увеличивает разницу между людьми. Вероятно, для решения этой проблемы требуется помимо создания самих курсов ещё и проводить их популяризацию, разъясняя их значимость для будущего молодых людей.
Автор: jeston