Основная причина серьезных ошибок при запуске своего проекта: недостаточное внимание к сбору и анализу информации. Чуть ниже — более-менее подробная инструкция по сбору информации, основанная на моем опыте:
1. Старые клиенты
Самый ценный источник предварительной информации, конечно же: свои прошлые клиенты. Если у вас уже есть продукт (не важно: платный или бесплатный), они предоставят вам самую точную и полную информацию. Уже не стоит вопрос доверия, соответственно можно сконцентрироваться именно на продукте. А не пытаться убедить людей в том, что вы — реальны.
Есть, правда, одно «но»: у вас должен быть непосредственный контакт с пользователями предыдущего продукта. Наилучший вариант — е-мейлы. Тогда отклик можно получить сразу, причем по большому количеству людей. В одном из прошлых проектов я не собирал е-мейлы, о чем потом жалел не раз.
Лучше всего собирать информацию в режиме личного общения. То есть не формализованные опросы, а разговор. Желательно, конечно, в реал-тайме: аська, скайп. Но не каждый готов тратить много времени, к этому нужно быть готовым.
В письменном общении не перегружайте людей вопросами: не больше 3-5 вопросов на письмо, желательно в свободной форме. Если больше — люди будут откладывать ответ «на потом» и забывать. В свободной форме потому, что так больше шанс «зацепить» какую-то интересную идею, нежели если вопросы заданы в формате «да/нет».
2. Google AdWords
Создаем описание вашего продукта (можно даже еще не существующего) и «гоним» трафик по релевантным ключевым словам. Вместо кнопки «купить» — уведомление о том, что продукт будет запущен, допустим, через месяц. Но клиент уже сейчас может оставить свой е-мейл, чтобы быть в числе первых бета-тестеров.
С этими людьми тоже стоит общаться в режиме свободного, личного общения. Показывать им свой продукт или свои планы по девелопменту, наброски интерфейса. Внимательно слушать, по возможности сразу отражать их просьбы и замечания в своем продукте или его проекте.
Да, получится «сборная солянка», но ее можно обрезать ближе к самому релизу. Главное, чтобы на этом этапе продукт «цеплял» как можно больше потенциальных клиентов. Обрезанное же всегда можно запланировать на следующий релиз.
Этот метод «сухой рекламы» я реально применял, хотя по результату чаще всего либо отказывался от идеи полностью, либо он давал новые, более интересные идеи. Так что привлечение трафика таким способом больше напоминает «краш-тест» идеи, нежели уточнение того, что вы уже запланировали.
3. Форумы
Никогда не получалось нормально обсуждать будущий продукт в таком формате. С одной стороны, страшно — сразу клонеры набегут. С другой стороны, интерес — больше общий, случайный. Нет четкой ниши.
Получается «лебедь, рак и щука»: люди советуют прямо противоположные вещи, что постепенно скатывается в обыкновенный срач.
Метод не показался эффективным, просто предупреждаю.
4. Конкуренты
Самая, наверное, важная часть исследования.
Я обычно пытаюсь копать с начала: как запускали, какие изначально отзывы были. Если у конкурента есть блог — не поленитесь, прочитайте его с самого начала, включая комментарии основателей проекта. Очень ценно, еще ни разу не пожалел.
При этом лучше всего выписывать заметки в текстовый файл, по одной заметке на строке. Потом очень легко перечитывать. Получается что-то вроде «поваренной книги».
Причем записывать стоит не только конспект мыслей основателей, но и свои, возникающие по ходу, идеи. Часто именно они бывают наиболее ценными. Этот метод ценен именно своими идеями — он заряжает, настраивает
Обязательно станьте клиентами своих конкурентов и коллекционируйте все, что от них получаете — все письма, предложения. Иногда оказывается, что основной продукт — отнюдь не то, с чего они живут. Часто основной, наиболее рекламирующийся продукт — всего лишь «фронтенд» — способ привлечения потенциальных клиентов. А живут они, допустим, с кастомного девелопмента.
Серьезное внимание уделите интервью: в личном, доверительном общении с интервьюером люди часто раскрываются больше, чем хотели изначально. Интервью стоит очень внимательно слушать, причем пытаться «читать между строк».
Есть еще «гении», особенно их много среди китайцев и индусов: они представляются студентами, которым нужен материал для курсовой/дипломной работы. Под этим соусом они пытаются выведать у тебя важную информацию. Подобный метод, по моему глубокому убеждению — не этичен, поэтому не буду его рекомендовать. Просто предупреждаю тех, кто может оказаться по другую сторону баррикад.
5. Книги
Книг по вашей теме никогда не бывает слишком много.
Их тоже стоит читать в режиме конспектирования, выписывая основные мысли и возникающие при этом идеи в режиме длинной «простыни» мыслей. Это только кажется, что все и так понятно и все и так запомните.
Проверено: через неделю-две вы уже и не вспомните, о чем вообще была та или иная книга. Подобный же конспект поможет вам освежить информацию и быстро пробежаться по отраслевой информации за пару часов. Очень рекомендую.
Причем книги еще хороши и тем, что дают мотивацию. Я делаю так: если становится лениво что-то делать, в первую очередь иду исследовать конкурентов. Если и это лениво — читаю и конспектирую книги.
6. Реальные клиенты
Конечно, самый лучший способ сбора информации — реальные клиенты. Те, кто отдал свои (это важно) деньги за продукт.
Когда проект достаточно простой, можно пожертвовать своей безупречностью, дать себе право на ошибку и запустить то, что уже есть. Я не выделил его на первое место просто потому, что по опыту предыдущих статей вижу настроение «среднего»ина: «Жить, так с королевой».
Этот метод больше подойдет практикам, не страдающим перфекционизмом. Хотя я все равно посоветовал бы потратить хотя бы пару недель на сбор информации еще до запуска. Возможно, и не придется наступать на какие-то грабли, а элегантно их обойти.
Основной совет
Собирайте информацию с определенной целью, не пытайтесь заменить реальную работу «засолкой» информации впрок.
Лучше, если вы потратите на первоначальный сбор информации не больше 2-х недель. Но это должны быть полные 2 недели, когда вы целиком погрузитесь в эту среду. До момента, когда уже нет сил что-либо читать по этой теме.
Причем сбор информации можно и нужно продолжать и после запуска проекта, уделяя этому по крайней мере 10% своего рабочего времени. При таком режиме вы догоните «старожилов» примерно за полгода. Догоните по пониманию рынка, по пониманию своих клиентов.
В маркетинге основной «тормоз»: отсутствие идей, а не денег. Непрерывный сбор информации дает больше идей, чем вы в состоянии реализовать. Проверено не раз :)
Автор: MaxPastukhov