Зачем мне высшее образование в эпоху AGI?

в 8:11, , рубрики: AGI, искусственный интеллект, коммуникация в команде, образование

Семнадцатилетний парень прошёл несколько этапов собеседования на позицию тимлида, но его не взяли на работу, потому что он завысил свой возраст. Вопрос лжи во благо философский: можно понять как логику соискателя, к которому скорее всего было бы предвзятое отношение из-за возраста, так и логику работодателя, который не готов доверить NDA несовершеннолетнему. В этой ситуации мне скорее интересен вопрос экзистенциального кризиса высшего технического образования, тем более в эпоху достижения AGI. Некоторые компании, не доверяя вузам, уже сейчас набирают армии школьников писать код с помощью ИИ. Да, у моделей искусственного интеллекта есть проблемы безопасности, о чём я пишу по долгу работы в AI Security Lab ITMO. Однако факт остаётся фактом: скормить знания машине, чтобы она смогла дать правдоподобный результат решения задачи, уже зачастую эффективнее, чем человеку. Что же тогда нам остаётся?

Зачем мне высшее образование в эпоху AGI? - 1

Летом 2024 года я оказался на форуме «Искусственный интеллект в высшем образовании» в Тюменском государственном университете. Так как через пару недель мне предстояла защита бакалаврской работы, я не мог не поделиться своей болью, поэтому вступил в дискуссию с одним из экспертов. Как от студента матфака, от меня требовали написать текст на 50 с лишним страниц о разработке какого-нибудь IT-проекта с нейронками, который вряд ли кто-нибудь вообще стал читать. Я честно признался этому эксперту, что мне было лень писать текст диплома, я попросил нейросеть его нагенерировать, а сам в это время разрабатывал IT-решение, которое нашло своих пользователей в университете. Вот я и спросил: почему бы не сместить фокус с текста диплома, который надо просто взять и написать, на продукт, который будет действительно полезен? И пусть искусственный интеллект применяют не только при написании ВКР, но и в самом проекте. Вот что мне ответил эксперт: 

«Когда люди говорят: „А давайте мой выпускной проект будет полезен, тогда у меня будет мотивация его делать“, проблема в том, что, отвечая на ваш вопрос, нейросеть сделает проект вместо вас гораздо более полезный и вам не нужно будет тратить даже на это время. А чем вы будете заниматься тогда? Бумажку за вас напишет одна нейросеть, проект сделает другая, внедрит его третья, а почему вам при этом захочется ходить в университет? Может, вам и не захочется после этого?»

Сидя на этом форуме, я ощущал себя зрителем фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея». Помните сцену с таинственным монолитом и приматами в начале? Реакция на искусственный интеллект в нашем обществе практически та же самая: опаска сменяется восхищением, восхищение сменяется ужасом. Но есть один нюанс, который скрывается за вау-эффектом: генеративные модели не обладают субъектностью. С чего вдруг AI или даже AGI захотел бы создать что-то полезное? Ведь интересы есть не у моделей, а у субъектов: корпораций, которые их обучают, и пользователей, которые отправляют им запросы. При ответе на вопрос, чем я буду заниматься, если ИИ и так всё сделает, хочется сначала ответить: писать промпты для решения своих задач и валидировать результаты. Однако, на мой взгляд, ошибка кроется в предпосылке вопроса. А с чего вы взяли, что нейросеть способна из ничего сгенерировать полезный продукт? Что вообще такое полезный продукт? 

Вот как я отвечаю на этот вопрос. Некоторый результат деятельности может быть употребимым и приносящим кому-либо пользу продуктом, когда производитель и пользователь находятся в непрерывной коммуникации. Зачастую хорошие продукты создают команды, которые сами ими пользуются, ведь у людей есть мотивация приносить себе пользу. Откуда появиться мотивации у искусственного интеллекта? Способна ли искусственная нейросеть на коммуникацию, она же общается с пользователем? Здесь происходит подмена понятий. Строго говоря, генеративная модель не общается с человеком, а возвращает продолжение заданного пользователем промпта, который можно интерпретировать или как полезный ответ, или как галлюцинацию, например, о свиных крылышках. 

Любой масштабный продукт, будь он товаром или услугой, не возможен без команды. Команда может применять результаты генерации моделей или даже внедрять искусственные нейросети в свои разработки. В чём для меня ценность университета в эпоху ИИ? Я могу найти команду в университетском сообществе, состоящем из амбициозных людей и профессионалов с опытом в различных сферах. В вузе легко получить доступ к экспертам и потенциальным пользователям своих продуктов, на которых в безопасной среде можно тестировать интересные гипотезы. Именно поэтому мне хочется ходить в университет и никакая генеративная модель или даже онлайн-курсы не способны заменить живое университетское сообщество.

А что вы думаете о высшем образовании в эпоху достижения AGI?

Автор: nizamovtimur

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js