Современный агросектор очень восприимчив к инновациям. Big Data, автопилоты, искусственный интеллект, машинное обучение, автоматизация, роботы, агродроны — все эти технологии уже применяются в агросекторе, а потребность в специалистах и новых идеях только растет. Мы пообщались с основателями AgroTech-стартапов о том, как они пришли в сферу и как живется технологическим стартапам в некогда одной из самых консервативных отраслей России.

Алексей Трубников
Выпускник РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева. В 2008 году защитил кандидатскую диссертацию по оценке земель в Центральном Черноземье.
Член Общества почвоведов им. В.В. Докучаева, генеральный директор ассоциации «ЭлектронАгро», генеральный директор и сооснователь технологической компании «Агроноут».
Компания «Агроноут» — это интегратор технологий точного земледелия полного цикла, с собственной IT-системой, а также разработками и экспертизой в картографии и почвоведении. Ожидаю, что в 2022 году компания «Агроноут» заработает первый миллион евро. В прошлом году наша выручка составила 35 миллионов рублей. Предыдущие три года мы росли с темпом роста х2.
Несколько недель назад мы наконец-то выпустили наш собственный софт с ИИ True Fields. Раньше мы скачивали все данные вручную, и наши почвоведы-картографы сами отсматривали каждый снимок поля, а сейчас мы собрали хорошую базу из 500 тысяч качественных снимков и обучили нейросеть. Теперь она сама может отсматривать снимки гораздо быстрее и даже точнее, чем специалист, а еще она не устает.


Мы упаковали свою технологию в готовый продукт и готовы экспортировать его в любую страну с механизированным сельским хозяйством.
От прополки свёклы вручную к нейросетям
Мне было 9 лет, когда отец стал фермером. С тех пор я в сельском хозяйстве, и попробовал уже всё: от прополки сахарной свёклы тяпкой до работы штурвальным на комбайне. В детве мы жили в Тамбовской области, и у нас было всего 40 га. Отлично помню, что за день с 6 утра нужно было прополоть тяпкой 4 рядка длиной по 1 км. Я еще тогда заметил, что в ложбинках на грядках свекла плохая и маленькая, другие культуры там тоже плохо растут. Годы спустя это стало темой моей кандидатской диссертации. Когда я поступил в университет, ещё некоторое время со старшим братом Сергеем работал на комбайне «Нива» производства «Ростсельмаша» — на жаре, весь в пыли и грязи. Это многое дало мне в плане профессионального развития. Комбайнеру сверху все видно — все ошибки агропредприятия, все особенности почвы.
Со второго курса я уже ездил по контракту от университета зарабатывать деньги, мы анализировали почвы, составляли карты и давали рекомендации. В какой-то момент университетская бюрократия стала невыносима, и мы открыли свою компанию.
Первый стоящий проект у нас получился в Белгородской области. Там мы смогли показать наши знания и умения в полной мере. Нас пригласили работать в идеальное для нас хозяйство: на очень хорошей земле вырастал очень скудный урожай. Мы провели анализ сельхозугодий и доказали, что на некоторых участках почва не очень хорошая, и поэтому их лучше вернуть в муниципалитет. Чтобы повысить рентабельность перешли на посев дорогих культур, пригласили тренера по скоростной комбайновой уборке, который поднял производительность труда. В итоге, урожайность и прибыльность хозяйства выросли в разы.
Так всё начиналось. Мы не сразу пришли к пониманию, что нам нужна программа для подбора спутниковых снимков и генерации карт. Про цифровое земледелие, компьютерное зрение и нейронные сети в сельском хозяйстве в те годы мало кто слышал.
AgroTech идёт в рост
Ситуация начала сильно меняться в 2010-х годах. В АПК пришли серьезные бизнесмены из других отраслей. В отрасли появились деньги, а с ними и люди из разных специальностей: инженеры, программисты, логисты и экономисты из совсем не аграрных университетов.
Сейчас в России и Казахстане заниматься сельским хозяйством выгодно, так как при грамотном управлении, использовании технологий и новых подходов маржинальность фермерского хозяйства может достигать х10. А ещё при подорожании участка, автоматически растет капитализация компании.
Мне очень повезло, потому что я преподавал в магистратуре в Тимирязевке, куда ехали с таланты о всей России. У меня была возможность найти единомышленников, и основной костяк, сделавший «Агроноут», именно оттуда. Важно правильно набирать команду и партнеров. В этом, конечно, профильные программы акселерации — отличный помощник.


Руслан Ахтямов
Руслан Ахтямов – IT-предприниматель, сооснователь и директор по стратегии Napoleon IT. Выпускник Южноуральского государственного университета (Челябинск), архитектурно-строительного факультета (кафедра строительных материалов). Выпускник MBA Сколково.
В 2011 мы с партнерами основали компанию Napoleon IT. Команда специализировалась на разработке мобильных приложений и работала с крупными региональными заказчиками, в основном, на территории Уральского федерального округа.
Примерно с 2015 года мы стали выходить на федеральный уровень. Тренд на data science пришел на смену digital-медиа и мобильной разработки. Поэтому мы начали заниматься развитием этих компетенций. Решили развивать продукт в сфере компьютерного зрения и интеллектуального ценообразования для крупного FMCG ритейлера. Наш продукт Power Price объединяет в себе систему мониторинга полочного пространства с помощью технологии компьютерного зрения и блок интеллектуального ценообразования. Система автоматически распознает сотни ценников на фотографии одного стеллажа и анализирует данные. Мы получаем полную информацию о том, сколько стоит товар в магазинах любой ритейл сети.
Это было одно из первых наших внедрений в энтерпрайз-сегменте. Продукт стал лидирующим на российском рынке в своей сфере. С его помощью более 30 тысяч точек продаж в СНГ подстраивают свои цены под рыночные. Сейчас оборот от продажи продукта составляет около 150 млн рублей в год.
Big data — новое золото
В какой-то момент мы поняли, крупные компании заинтересованы в технологии распознавания и анализа большого объема данных. Мы начали тестировать бизнес-гипотезы и сделали кросс-индустриальный скачок — из индустрии e-commerce и ритейла в промышленный сектор. В портфеле Napoleon IT появились решения по детектированию лиц и движений человека, анализу моделей поведения, распознаванию промышленных событий: поломок, пожаров, любых нестандартных ситуаций. А еще наш софт умеет определять, носит ли работник средства индивидуальной защиты или нет.
Так родился VA Core (Video Analytics Core) — lowcode BPM-платформа для умной видеоаналитики крупного энтерпрайза.
Мы помогаем компаниям, чьи сотрудники контролируют много однотипных событий. Высокая повторяемость событий, критическая важность процесса и практически все, что распознается человеческим зрением — из этой цепочки мы можем убрать человеческий фактор. И без разницы речь идет о сельском хозяйстве или о любой другой сфере, мы проверили свои гипотезы в большом количестве отраслей.
Замена человеческому глазу
В рамках пилотного проекта мы уже внедрили эту технологию в одном из крупнейших свиноводческих хозяйств России. Теперь система внедрена в общие бизнес-процессы компании и точно определяет количество свиней и состояние их здоровья.

Сейчас мы также пытаемся повысить эффективность рабочего персонала на производственных линиях одной птицефабрики. Владелец предприятия, хочет внедрить систему распознавания лиц сотрудников для повышения эффективности использования рабочего времени персоналом и обеспечения их безопасности.

Три четверти компаний в сельском хозяйстве нуждаются в технологиях
Агросектор – это довольно консервативная отрасль, управленцы которой всё ещё не мыслят категориями экономического эффекта. По моим ощущениям, в агросекторе сейчас только четверть компаний готовы обсуждать и тестировать новые технологии. Но мы видим, что замкнутых в себе предприятий с каждым годом становится всё меньше.
Проблема не только в консерватизме компаний. В России изобретателям не хватает продуктового
У нас в компании есть внутренний топ потенциала развития индустрий. Пока в этом чарте лидируют e-commerce и продуктовый ритейл, третье место у сельского хозяйства.
Осознание необходимости развития, а вместе с ним и новые кадры всё чаще приходят в агросектор. Спрос на еду был и будет существовать всегда, особенно сейчас, когда население продолжает расти. Трансформация консервативных компаний в агросекторе России — это гигантские объемы заказов на разработку, это возможности для стартапов и молодых специалистов самых разных специальностей. Сейчас самое время для старта.
В 2022 году на платформе RSHB DIGITAL запущена уникальная экосистема для развития агротехнологий, где стартапы, инвесторы, корпорации, эксперты и научное сообщество могут объединить усилия для комплексного и взаимовыгодного развития агротехнологий в России.
Актуальные новости по тематике агротехнологий, короткие питчи стартапов, анонсы релевантных мероприятий, сведения об инновационных разработках и инвестиционных сделках доступны в Telegram-канале Агротех Стартапы.
Автор:
RSHBDIGITAL