«Предсказание» от Роберта Кринджли (настоящее имя — Марк Стивенс). Журналист, писатель, бизнес-консультант, режиссер-документалист. Автор бестселлера об истории Кремниевой долины «Accidental Empires: How the Boys of Silicon Valley Make Their Millions, Battle Foreign Competition, and Still Can't Get a Date» [Случайные империи: как мальчики из Кремниевой долины зарабатывают свои миллионы, борются с иностранными конкурентами и всё равно не способны замутить с девчонкой]. Неоднократно публиковался в New York Times, Newsweek, Forbes и других изданиях.
Все мы знаем таких людей, которым ничего не нравится. Это успешные люди, которые, как иногда кажется, достигли успеха, отвечая «нет» на все вопросы. Я не такой. Я оптимист. Я даже люблю немного рискнуть. Но я не буду утверждать, что в 2019-м мы увидим что-то большее, чем бета-тестирование робомобилей. Поэтому моё предсказание №4 [из серии технологических предсказаний с сайта автора / прим. перев.] будет таким: в этом году робомобили не появятся в розничной продаже ни в каком виде. Мы просто не готовы, и, вероятно, не будем готовы к этому ещё несколько лет.
Проблемы робомобилей лежат не в области технологий. Мы практически доделали эту технологию за последнее десятилетие. Докинем туда свежие данные, собранные Google, и, особенно, всеми этими теслами на автопилоте, и получится, что практически все проблемы с машинами, ведущими сами себя, закончатся. Однако этому не позволят случиться, поскольку иначе погибнут люди – в основном из-за водителей-идиотов.
Проблема не в робомобилях, она в машинах, которые не ведут сами себя, а которые водят такие идиоты, как я.
Впервые я столкнулся с робомобилями в 1995 году, и я уже писал об этом. Тогда идея была не в том, чтобы машина сама привозила ваших детей из школы, а в том, чтобы запихнуть больше машин на шоссе Лос-Анджелеса. Их бы контролировали удалённо, от момента въезда на шоссе до момента съезда, они ехали бы в одном метре друг от друга, экономя при этом топливо из-за пониженного сопротивления воздуха.
И эта система могла бы сработать, если бы по шоссе могли ездить только машины под прямым управлением извне. Дайте им поездить везде со скоростью в 120 км/ч даже в часы пик, и появится достаточное экономическое давление для того, чтобы внедрить эту систему.
Но сегодня все хотят устранить водителей совсем, от двери до двери, а это гораздо сложнее. Но нам и это удалось бы, если бы не было необходимости взаимодействовать с миллионами водителей, до сих пор контролирующих свои автомобили по старинке, что часто означает – с едва достаточной компетентностью. Поэтому мы отказались от концепции сверхскоростных шоссе и перешли к другой форме дорожных войн.
Машины всегда служили по 10 лет, но за последние пару десятилетий этот срок увеличился благодаря парочке приёмов: 1) гальваническое покрытие стальных кузовов, которые не гниют так, как Олдсмобиль вашего папаши, и 2) значительный рост цен на автомобили, даже с учётом инфляции. Мы дольше пользуемся автомобилями, потому что они не гниют, и мы не можем себе позволить часто менять их.
В результате, если раньше мы могли ожидать разительных перемен в технологии автомобилей каждые десять лет, теперь на это уходит двадцать. У меня GMC Yukon XL Denali 2006 года с пробегом в 264 000 км. Моей следующей машиной, если получится, будет Mercedes-Benz E320 CDI 2006 года (если у вас есть хороший экземпляр на примете, дайте мне знать). Поэтому я никак не поспособствую достижения робомобильной сингулярности.
Она в итоге произойдёт. Когда половину парка автомобилей заменят на машины, которые могут ездить самостоятельно, если им разрешить, появится большой финансовый стимул к тому, чтобы убрать с улиц вторую половину. Особенно мощным он будет в случае, если ускорение изменения климата продолжится и дальше.
Думаю, что большинство автомобилей 2020-х годов могли бы стать робомобилями после обновления софта, поэтому-то Илон Маск и предсказывает, что у Tesla появится полная автономность к концу 2019-го. Но отметьте, что Илон не предсказывает, что Tesla позволят самостоятельно ездить везде.
Сначала мы увидим это на шоссе, где взаимодействие между разными машинами легче обрабатывать. Но несколько неудач могут легко положить конец этому начинанию, и тогда только в 2030-х у нас возникнет ощущение, что все машины внезапно стали автоматическими, и это произойдёт чисто на возможностях автопарка.
Так чего же мир так активно обсуждает робомобили и полную автономность? Часть этого – шумиха вокруг Tesla, часть – маркетинг, поскольку автопроизводители хотят впарить нам новые машины, которые в итоге смогут стать робомобилями, но, возможно, не раньше, чем у них появится второй владелец. Другие причины такого обилия разговоров связаны с тем, что Uber планирует выйти на биржу в этом году.
В Uber говорят, что в прошлом году потратили $750 млн на исследования в области робомобилей. Понятия не имею, правда ли это. Может, деньги потрачены на робомобили, может на что-то ещё. Может, они накупили огромное количество вкусных обедов для инженеров, разрабатывающих робомобиль. Я знаю, что потратили они много, поскольку Uber собирается получить очередной миллиард в инвестициях от SoftBank и других компаний только для того, чтобы продолжать работу над технологией робомобилей, которая, по их намёкам, может сама по себе стоить $5-$10 млрд.
А чего она будет стоить, если Uber не сможет её использовать до 2030-х?
Не думаю, что руководство компании это заботит. До этого срока ещё далеко, а им надо беспокоиться по поводу IPO, которое пройдёт гораздо лучше, если автолюбители будут верить в то, что мы сможем увидеть робомобили уже очень скоро. У Uber проблема с персоналом. Если она сможет убедить всех, что неотёсанные и дорогие водители-люди скоро уступят место электронам, это убедит Уолл-Стрит. Но, как я уже пояснил, это будет неправдой.
Мир ещё не пришёл к этому – и Uber, Tesla, и все остальные в какой-то момент внезапно признают это, где-нибудь через год после выхода на биржу.
При этом нельзя сказать, что по разным видам робомобилей не было никакого прогресса. Я недавно обсуждал эту тему с читателем по имени Крис Эдвардс, работающим на компанию Buffalo Automation, которая разрабатывает автоматические суда. Как по мне, это гораздо более осмысленное занятие, учитывая, что трафика в море меньше, а полосы движения – шире. Особенно мне нравится идея автоматически причаливающих лодок.
«Лично я верю в возможность решения всех простых проблем, но не в решение проблемы водителей-идиотов, — говорит Крис. – Огромный потенциал кроется в таких областях, как трактора (могу заверить, что Case New Holland нанимает людей с моим опытом), и добыча ископаемых (обожаю Komatsu, она – истинный пионер автономных средств передвижения). Обратите внимание, что в подобных предприятиях проблема водителей-идиотов полностью отсутствует.
Мы в Баффало также интересуемся улучшением слепых зон (иногда в буквальном смысле), имеющихся у индустрии робомобилей в таких условиях, как снег и зима (за некоторыми исключениями). Я лично много раз видел, как водители-идиоты попадают в аварии на снегу, и могу заверить, что 99,9% случаев таких ДТП происходит от проблемы, к которой у робомобилей есть иммунитет – а именно, слишком большая скорость езды. Тут кроется огромный потенциал, если мы сможем преодолеть это препятствие в виде водителей-идиотов».
В беседе с Крисом я забыл упомянуть историю, которую написал порядка 25 лет назад для Forbes про автоматический комбайн от Caterpillar. Примерно тогда же я изучал информацию о калифорнийских исследованиях шоссейного движения под управлением компьютера. Caterpillar, крупный производитель сельскохозяйственной техники, беспокоился об уходе работников с ферм, и искал способы производить оборудование, способное ездить самостоятельно. Они наняли инженера, работавшего с нейросетями, и сварганили систему на базе Macintosh II, которая реально работала. Она обучалась самостоятельно, могла обрабатывать любое поле любого размера и формы, и самостоятельно рассчитать, как наиболее эффективно собрать с него урожай – обычно кукурузу или пшеницу.
Единственная причина, по которой Caterpillar в 1990-х не вывела на рынок автономную технику, заключалась в проблеме с законами – и с этой проблемой производители робомобилей будут бодаться ещё много лет. Юристы не разрешили Caterpillar продавать комбайн. Им пришлось придумать, что делать с самообучающейся системой, оптимизирующей урожай, вместо этого. В порыве гениальности компания поручила инженеру с Mac II переделать систему с вождения комбайна на оптимизацию дохода своего пенсионного фонда, который самостоятельно довёл себя до рекордных прибылей в следующие несколько лет.
Автор: SLY_G