Искусственный интеллект для ритейла: продажники уровня Скайнет, отзывы уровня Бог

в 20:28, , рубрики: искусственный интеллект, Исследования и прогнозы в IT, продажник уровня скайнет, Хакатоны, Читальный зал

Пока мы смотрим, Apple и Google борются за создание ИИ, а Маск и Хокинг его опасаются, где-то рядом искусственный интеллект уже буквально входит в нашу жизнь с той стороны, где мы и не ждали. Как я, почитывая достаточно широко известный в относительно узких кругах сайт про венчурный бизнес и прочие стартапы, не ждал наткнуться на рекламный вполне себе анонс хакатона торговой сети «М-видео» на ту самую не самую ожидаемую от магазина, продающего утюги и плазмы тему: по разработке чат-ботов для ритейла и использованию искусственного интеллекта в рознице. Будучи, в какой-то мере, энтузиастом темы ИИ, я уже намылился читать, какое применение ему собрались найти в ритейле, но даже на сайте хакатона не удалось найти никакого развёрнутого описания идеи. Сообщается лишь, что десять команд будут бороться за призы, главный из которых, как я понимаю, даже не 150 000₽ как таковые, а получение от «М-Видео» подряда на доработку их идеи до коммерческого воплощения.

image

Тема хакатона сформулирована довольно размыто: «Агрегация отзывов на сайте» и «Помощник продавца по подбору товаров в магазине» — ни в оригинальной статье, ни на сайте самого хакатона я подробностей не нашёл. От этого стало только интереснее. Что будет делать ИИ-помощник продавца — искать нужные ему модели в базе, что часто занимает столько времени в магазине, когда интересуешься конкретной моделью бритвы? Зачем, например, нужен ИИ для агрегации отзывов на сайте, когда они уже и так жёстко каталогизированы? Только копнув немного Гугл по соответствующим запросам, я нашёл достаточно пищи для размышлений, которые позволили разогнаться моей фантазии уже не на шутку.

Это не попытка угадать, что на самом деле и как будет разрабатываться на хакатоне «М-Видео» — я не в курсе их планов, информации на сайте хакатона об этом нет. Это — свободное эссе по мотивам. Что можно сделать, вооружившись ИИ для решения поставленных задач.

Агрегация отзывов на сайте

По теме «отзывы» и «ИИ» в интернете уже гуглятся какие-то материалы, по мотивам чтения которых, у меня родилось две возможных идеи:

Анализ отзывов с разделением на положительные и отрицательные в автоматическом режиме

Какой магазин не заинтересован в том, чтобы под линейкой товаров были всегда только положительные отзывы? Ручная модерация отзывов обходится слишком дорого в человеко-часах и человеко-деньгах, а любые механизмы пользовательского самоуправления неподконтрольны как раз в смысле защиты от накрутки честного, но неприятного отзыва недовольными потребителями. И тут на выручку интернет-магазину приходит искусственный интеллект, который, анализируя накопленную базу отзывов, научится отделять положительные отзывы от отрицательных, каким бы эзоповым языком ни были написаны последние. Кстати, полезная была бы разработка: представьте себе Хабр, который больше не мучается экспериментами по тонкой настройке механизмов саморегуляции, а просто врубил ИИ, который точно знает, когда пост соответствует тематике ресурса, даже если он в корпоративном блоге, а когда это рекламный буллшит или просто пережёвывание жёваного ради лёгких плюсиков. Которых больше не будет, когда за дело возьмётся ИИ. Он просто сам решит, что нам показывать в соответствии с нашими же запросами на то, какой Хабр — торт. И возможно, одна из команд на хакатоне начнёт писать нечто, что, при регулировке под другую задачу, станет убийцей кармы.

Агрегация отзывов по внешним источникам

Ещё более богатая тема, если подумать, что отзывы на товары оставляются не только на сайтах разных интернет-магазинов, но и в агрегаторах вроде «Яндекс-маркета», и в блогах, и вообще где угодно ещё. А если вспомнить эксперименты Google с нейросетью в переводчике, открываются вообще какие-то невиданные перспективы: один раз облазив весь интернет, ИИ мог бы собрать все релевантные отзывы к конкретному продукту, составив максимально объективную матрицу отзывов на него — если у него будет такая задача. Или максимально полную матрицу положительных отзывов, если задача будет другой.

ИИ-помощник — продавец, от предложений которого никому нельзя отказаться

Дальше — больше. Когда я взял следующую тему хакатона, формулируюущую создание некого ИИ-«помощника продавца по подбору товаров в магазине», то даже моя фантазия вошла ненадолго в ступор. Опять же, описание хакатона не дало вообще никакой информации. И опять пришлось искать вдохновение, загуглив, что в этой сфере уже начали делать другие. И где-то среди традиционного маркетингового буллшита про мобайл фёрст, биг дату и, конечно же, блокчейн, набрёл на следующий намекающий текст:

Облачные сервисы искусственного интеллекта и машинного обучения дают возможность по-новому общаться с покупателями: сделать взаимодействие с ними более адресным и персонифицированным. Свежие идеи участников конкурса, реализованные на базе интеллектуальной облачной платформы Microsoft Azure, помогут «М.Видео» на пути цифровой трансформации.

Подсказку пришла, что характерно, от одного софтверного гиганта: её озвучила Татьяна Делягина, директор по маркетингу технологий обработки данных и облачной платформы Microsoft в России. Кому как не им лучше знать, куда в этой теме копать.

Если отталкиваться от её слов, ИИ будет использоваться не как помощник в поиске каталога, как могло бы показаться из названия категории. ИИ будет говорить продавцу, как продавать конкретному покупателю. Опять же, отпустив фантазию на волю и на всякий случай оговорившись, что к реальным намерениям и постановке задачи хакатона «М-Видео», которые мне просто не известны, она отношения не имеет — при такой постановке задачи вновь можно увидеть море возможностей:

  1. более-менее понятные, вроде обучения ИИ всем приёмам квалифицированного продажника — от оценки состоятельности, интересов, внушаемости человека с последующими методами «впаривания», которые ни один сейлз никогда не освоит на 100%, но ИИ ничего не мешает орудовать полным арсеналом всех людских придумок строго by the book, давая результат продаж близкий к стопроцентному;
  2. и совсем уж в стиле «Чёрного зеркала», когда ИИ будет анализировать бэкграунд покупателя от транспорта, на котором он приехал и попал в камеры наружного наблюдения, до истории публикаций в соцсетях, истории покупок, биллинга и чего угодно. Иными словами, ИИ-помощник продавца можно превратить в идеальную машину продаж, которой ни спонтанные, ни самые осознанные покупатели противопоставить ничего не смогут.

Единственной надеждой сохранить наши деньги (возможно, к тому времени поступающие в наши электронные кошельки по программе безусловного базового дохода — ну кто знает?) на лишнюю секунду между полной раздачей идеальным машинам продаж, в этой ситуации будет разве что их идеальная конкуренция — как ни крути, а даже если идеальный ИИ-продавец Apple как-то поделит мои уши с идеальным ИИ-продавцом Samsung — идеальный ИИ-продавец Xiaomi должен будет как-то уравновесить их всех — в конце концов, уха у меня только два, третий смартфон придётся прикладывать куда-то в другое место уже.

В общем, не забегая сильно вперёд — мне теперь очень интересно, по какому пути пойдут фантазии разработчиков хакатона, что за проект окажется у команды-победителя и что именно они будут разрабатывать для «М-Видео» дальше. До результатов осталось меньше двух недель.

Автор: LeJay

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js