Дисклеймер: Гиктаймс – хорошая площадка, чтобы проверить насколько ты одинок в своих заблуждениях.
Иллюстрация с сайта npr.org
Размышляя на тему о популярности и влиянии ИТ в сегодняшнем мире, наткнулся на очень интересную информацию о востребованных сегодня профессиях и учебных курсах.
Но сначала о размышлениях.
Полагать что ИТ правит миром и именно ИТ влияет на развитие мира — как минимум глупо и несерьезно. ИТ всего лишь инструмент. Люди все так же, как и многие столетия назад жаждут богатства, а через него власти, развлечений и чувства зависти к себе. Благодаря ИТ мы всего лишь повысили механизацию тех или иных видов деятельности. По сути ИТ-инструмент — это все те же словарь и счеты, с помощью которых мы создаем устройства и управляем механизмами.
Управляют и влияют на решения в нашем мире по-прежнему люди. Чтобы ИТ начало влиять на мир, должен появится искусственный интеллект. Причем такой интеллект, который сможет жить и выживать, как и любое другое существо живет на этой планете. По моему мнению, другой ИИ человечеству просто не нужен, да и не понятен по определению. Принципиально других примеров вокруг нас нет. Можно только пофантазировать, что вся Вселенная есть некое разумное и, обладая набором правил и целей (возможно даже непостоянных), как-то существует и порождает само в себе новые формы жизни.
ИИ для меня станет настоящим, когда сможет создать сам то, что сейчас признается интеллектуальной собственностью. Это как раз то нематериальное, чем могут воспользоваться люди. Будь то дизайн автомобиля, который стал популярным среди потребителей, или методика управления предприятием, продукция которого востребована, а рабочие места желаемы.
Хочу обратить внимание на два умения: первое — понимать и использовать “чувство прекрасного”, второе — понимать и использовать общественную мораль. Т.е. ИИ должен уметь писать интересные статьи в свой блог, а также высказывать свое мнение о принятии того или иного государственного закона. В конце концов, ИИ должен принять решение задавить пешехода или позволить умереть пассажиру. И сделать это сам.
Из своих размышлений я вижу основную проблему как развития, так и восприятия ИИ человеком. Человек за ИИ не видит личной ответственности. Если ИИ от какой-то компании примет “плохое” решение, то обвинять будут компанию и этой компании вряд ли будут доверять в дальнейшем. Но могу сразу же возразить сам себе. В мире работают тысячи хирургов, операции которых закончились неудачно для пациентов. Но они все равно продолжают работать и споры по поводу “врачебных ошибок” не утихают. Так может и к ошибкам ИИ мы сможем привыкнуть.
В своих рассуждениях я не считаю автопилот хоть как-то причастным к ИИ. Автопилот — это механизация, автоматизация вполне определенного вида физической деятельности. Проблема внедрения автопилота — это проблема ограничения пространств, где будет работать автопилот, а где будет управлять человек. Как на заводе, где есть автоматизированный цех, рабочие предупреждены, что находиться в этом цеху может быть опасно для жизни.
Автопилот — это всего лишь автоматизация, потому что его действия могут быть строго формализованы, а результаты конкретны и измеримы.
И я считаю, что задача научить автопилот ездить среди людей ошибочна. Должна стоять задача отделить автопилот от людей. Например, как поезда без машинистов, так и междугородное сообщение без водителей.
Возвращаюсь с чего начал. Про интересную информацию. Эта информация лишний раз подвела меня к мысли, что те, кто провозглашает полезные для общества цели, всегда преследуют что-то важное лично для себя. Я продолжаю думать, что польза для людей в бизнесе является побочным эффектом. А еще задаюсь вопросом: действительно ли все так просто устроено в этом бизнес мире? Просто берется задача, решение которой сулит бОльшую прибыль. А далее изыскивается возможность, скрывая истинные цели, получить инструменты для решения своих задач. Тот же автопилот пропагандируется как решение, спасающее жизни. И думая о святых целях тысячи благородных программистов создают необходимый софт.
А посмотрев на данную инфографику, я подумал: может, действительно все просто — просто дело в деньгах.
Просто есть сфера, где работник для бизнеса является проблемным активом. Так почему бы не автоматизировать этот огромный мешок с деньгами.
А что же про возможные другие большие куски пирога?
Примерные суммарные затраты на работников (кол-во мест * зарплата) можно прикинуть из статистики http://money.usnews.com, forbes.com, glassdoor.com и businessinsider.com.
Насколько я изучил статистику, больше всего денег на людей тратится в следующих сферах:
1. Медицина.
2. Программирование.
3. Финансы.
4. Инженерия.
5. Юриспруденция.
Но это именно те сферы, где автоматизация наиболее сложна.
Так кто следующие на очереди автоматизации? Скорее всего тот, кто стоит на входе и выходе уже автоматизированных систем. Автоматизация будет эволюционировать. Но глубокое проникновение ИТ в выше обозначенные пять сфер, как мне кажется, далеко не благотворительность со стороны создателей необходимых ИТ инструментов. И среди них я бы делал ставку на финансы и юриспруденцию. Как показывает практика в этих сферах больше автоматизируемых инструментов.
И кстати, из этой же статистики можно предполагать что взгляд человека на мир сегодня происходит далеко не через сферу ИТ.
ИИ в этих сферах вряд ли будет задействован напрямую. Настоящий ИИ скорее всего найдет применение в развлечениях, политике и маркетинге. В тех сферах, где нужно моделировать поведение “разумных” людей. Т.е. я вижу психологию, как наиболее вероятную сферу деятельности ИИ.
А рассказы о том, что ИИ будет уничтожать людей, т.к. они нерациональны — это всего лишь философские размышления людей о самих себе и проблемах общения между собой.
UPD. Написал эту статью до того, как увидел сегодня Почему эту работу до сих пор выполняет не машина?.
Автор: dimalu85