Исследовательская компания Renaissance Capital подсчитала, что лишь 11% всех IPO в 2015 году приходилось на компании высокотехнологичного сектора. В 2008 доля таких компаний падала еще ниже – до 10%. После 2008 года этот показатель настолько низко не опускался. В Renaissance Capital также полагают, что рынок в целом не проявляет интереса к тому, что пытаются продать венчурные капиталисты.
Сегодня более 117 частных компаний имеют оценку выше $1 миллиарда. За год таких компаний стало в два раза больше. Но если даже на американском рынке эти оценки не поддерживаются, то вложения инвесторов становятся невыгодными. Эта печальная перспектива осложняет отношения между частными компаниями и инвесторами. «Предположения венчурных капиталистов о том, что эти быстро развивающиеся частные компании можно будет продать в 10 или 20 раз дороже, не подтверждаются на нынешних публичных рынках», сообщает Пол Бард, директор по исследованиям Renaissance.
Но некоторые стартапы намеренно не выходят на IPO. Их бизнес и так растет быстро, привлекает даже государственных инвесторов. Например, онлайновая служба такси Uber Technologies прогнозирует увеличение своей выручки в этом году на 400%, а у сервиса по аренде жилья Airbnb рост должен составить 200%. Uber привлекла инвестиции на сумму более $5 миллиардов. Инвесторы, включая Microsoft, оценили компанию примерно в $51 миллиард.
«На публичном рынке временные горизонты сейчас малы как никогда, а на частном рынке они велики как никогда раньше», полагает венчурный инвестор Марк Андриссен. Он отмечает, что частные инвесторы сейчас ориентируются на более дальнюю перспективу, давая стартапам больше времени на развитие. Часть компаний откладывает IPO, так как просто не хотят обременять себя проблемами отношений с инвесторами и регуляторами. Им вполне комфортно в статусе частных фирм.
Наиболее благоприятными для IPO являются периоды устойчивости на рынке. «Мегамозг» писал, что инвесторы по всему миру начали опасаться за дальнейшее падение акций технологических компаний, что также связано с замедлением роста в Китае – производителе не менее 30% мировой электроники и компонентов. Помимо падения спроса, падение котировок обнаружило расширяющуюся пропасть между оценками частных технологических компаний и положением дел на открытом (публичном) фондовом рынке, что увеличивает шансы понижения оценок стоимости для группы высоко оцененных компаний (т.н. «единорогов» – компаний с более чем миллиардной, в долларах, оценкой стоимости).
Котировки китайской компании Alibaba в августе опустились ниже уровня на момент IPO, а за год они снизились на 39,1%. Акции Twitter с начала года потеряли в цене 23%, почти сравнявшись с начальным значением. Ниже уровня на момент IPO котируются и акции Box. В целом у IT-компаний, ставших публичными в 2015 года, котировки опустились на 15% по отношению к цене закрытия торгов в первый день после первичного размещения, передают «Ведомости» со ссылкой на The Wall Street Journal.
Автор: semen_grinshtein