Приветствую тебя читатель! Хочу осветить сегодня вопрос совместного использования MS Lync Server 2010 и внешней телефонии. Как понятно из названия, на примере Avaya IPO. На самом деле конкретная модель АТС не играет роли. Работает со всем, в том числе и Asterisk-ом, о интеграции которого на просторах интернета написано не мало. С некоторым оборудованием Lync умеет работать по протоколу Direct SIP (например с CUCM).
Долго описывать фронт потребностей, которые может решить такая интеграция не буду. Их много и на суть процесса они влияют не сильно. В моем случаи делалось это для того, чтобы пользователи могли находясь вне офиса пользоваться внутренней телефонией и участвовать в телеконференциях. То есть в данном конкретном применении именно Lync дополняет Avaya, а не наоборот. Телефонию и связь обеспечивает именно IPO.
Итак диспозиция:
В офисе стоит Avaya IPO406v2 (номера 5xx). Телефоны используются аналоговые (Panasonic-и в основном дешевые), цифровые (фирменные аппараты Avaya) и всяческие аппаратные SIP-телефоны (зоопарк в общем). В сети есть Lync 2010 Standart (номера 4xxx), который использовали в основном удаленные сотрудники для связи с офисом. В интернет смотрит EDGE сервер от Lync-а, через него и ходят снаружи удаленные сотрудники.
Задача в общем случаи сводится к тому, чтобы Lync и Avaya могли друг другу передавать голос.
Ну… Приступим непосредственно к настройке.
Начнем с Lync Server.
Первым делом нужно включить Mediation сервер. Если сервер стандарт, то достаточно просто включить Collocated Mediation Server прямо на Front-End сервере. Если же версия Lync-а Enterprise, то придется устанавливать отдельный сервер с ролью Mediation. У нас стандарт, посему рассматриваем на нем.
На данном этапе список шлюзов будет пуст (если не добавлены заранее).
Нужно добавить PSTN шлюз.
При добавлении шлюза система попросит от нас IP-адрес шлюза, в нашем случаи АТС-ки. Порт взаимодействия и протокол. Протокол выбираем TCP, а порт 5060.
Кстати Lync сервер умеет работать с несколькими шлюзами одноверенно через один Mediation сервер в отличии от OCS.
Затем в том месте, где мы включали Mediation добавить шлюз.
После этого опубликовать топологию и запустить сервис Mediation сервера. В иделе лучше весь Lync перезапустить, но это не обязательно.
Следующим этапом настроим АТС-ку.
Создаем SIP Line.
Для этой линии настраиваем SIP URI
Ну и кодек тоже. Lync понимает только G.711. И хотя автосогласование кодеков со стороны АТС выбирает правильный кодек, некие слабоуловимые глюки все равно возникали. Поэтому пришлось указать его принудительно.
Маршрутизация вызовов
Со стороны АТС
Лучше маршрутизировать звонки с помощью ARS, но для конкретно моих нужд это избыточно, посему сделал простой Short Code.
На этом настройка Avaya IPO заканчивается.
Со стороны Lync-a
В этом месте стоит сделать небольшое лирическое отступление:
Принимать звонки с АТС на Lync смогут все пользователи, однако звонить «наружу», только те, у кого включен Enterprise Voice (для этого нужен Enterprise CAL).
Плюс к этому, чтобы со стороны АТС можно было вызвать Lync-пользователя, нужно всем пользователям раздать телефонные номера. В моем случаи я их сделал 4ч-значными, чтобы визуально отделять от внутренних номеров.
Как-то так:
Далее Dial Plan. Идем в Voice Routing на контрольной панели Lync.
По умолчанию есть глобальный Dial Plan. Если нет необходимости раздать разным пользователям разные планы, то можно обойтись просто редактированием этого. Сами планы (равно как и политики) бывают трех уровней. Глобальные, уровня сайта и уровня пользователя. Приоритет обратно пропорционален зоне действия.
Создаем правила нормализации.
Если кто дружит с регулярными выражениями, можно не пользоваться мастером.
Конкретно мне нужны три правила:
- Для звонков на АТС. ^(5d{2})$
- Для звонков наружу. ^(d{11})$
- Для внутренних звонков. ^(4d{3})$
Далее Voice Policy:
Здесь тоже есть глобальная политика по-умолчанию. Можно редактировать ее.
Создаем PSTN Usage:
В рамках PSTN Usage создаем маршрут. То есть связь вида патерн номера <-> шлюз. Как я уже упиминал выше, можно использовать несколько шлюзов для маршрутизации.
Повторяем эту процедуру для всех трех направлений.
На каждом из этапов есть возможность протестировать корректность введеных правил. Можно также создать перманетные тесты, и на каждом этапе настройки видеть до какого этапа пройдет звонок в данный момент.
Собственно после этого можно перезапускать службу Mediation сурвера и все заработает.
У пользователей, с включенным Enterprise Voice в Lync-е появиться новый режим набора номера и установки переадресации. Если в параметрах пользователей указаны внутренние или мобильные номера, то можно звонить сразу на них из списка контактов.
С телефона все еще проще. Просто набираем номер пользователя Lync и все. Имена и номера звонящих передаються нормально, кирилица тоже прекрасно понимается (если сам телефон понимает конечно).
P.S. Сам процесс настройки не сложен и понятен. Однако когда сталкиваешься с этим первый раз, не совсем понятно с чего начинать и куда вообще коней запрягать. В этой «инструкции» на наипростейшем примере я хотел показать принцип организаци взаимодействия Lync с внешним миром. Надеюсь принципы понятны и опираясь на них можно понять как настроть более сложное взаимодействие.
Автор: Archangel