Автор материала приводит данные опросов и исследований, демонстрирующие, что несмотря на шумиху вокруг запуска Apple Pay, успех дальнейшего развития платежной системы вызывает сомнения.
Запуск Apple Pay в сфере мобильных платежей наделал шума «по всему миру», и издание PYMNTS.com постаралось изучить, как реагируют потребители.
В рамках ежеквартальных исследований, проводимых с ноября 2014 года совместно с InfoScout, издание не просто опрашивало потребителей, что они могут делать, но и отмечало, что потребители с подходящими телефонами, совершающие покупки в правильных магазинах, делали в момент завершения транзакции. Организаторы опроса хотели знать, использовали ли пользователи Apple Pay для этой транзакции или нет. Каждый квартал представители издания опрашивали достаточное число потребителей, чтобы сделать достоверные выводы: около 4 000 потребителей каждый квартал, и чуть меньше 8 000 потребителей в марте 2017 года. Организаторы сообщали о результатах каждый раз, когда проводили данные исследования — а проводили их в общей сложности восемь раз. В промежутках представители издания написали множество комментариев, в которых подчеркиваются факторы, сдерживающие использование Apple Pay.
Представители издания с уверенностью сообщали два года назад, что распространение Apple Pay было очень медленным — а сейчас и вовсе, кажется, показывает отрицательные темпы. И такая стратегия, основанная на устройстве/технологии (а не приложении/облаке) на всей территории США, создавала препятствия для потребителей и продавцов с самого начала.
Недостаточное число пользователей мобильных телефонов и устройств, а также недостаточное число мест использования системы создало проблему огромных масштабов, с которой оказалось трудно справиться даже самой крупной технологической компании в мире. Критическая масса и масштаб — это движущая сила платежных инноваций, а Apple Pay не стала развивать ни то, ни другое.
Но основная проблема с запуском Apple Pay была не только в этом. Ее неспособность решить насущную проблему потребителей на рынке, где оплата пластиковой картой прекрасно срабатывает каждый раз, когда потребитель заходит в какой-либо магазин и оплачивает товар на кассе через терминал, стала ее ахиллесовой пятой.
В книге Matchmakers: The Economics of Multisided Platforms, опубликованной в мае 2016 года, есть даже целая глава, знакомящая читателей с великим провалом запуска платформы и использующая Apple Pay в качестве примера.
После того, как начальные восторги первопроходцев стихли, начался спад распространения/использования Apple Pay, который ускорился с марта 2015 года.
А теперь все поменялось.
Неудобная правда: доля Apple Pay в расходах невысока
The Wall Street Journal в своей статье привел цитаты Эдди Кью, первого вице-президента Apple, отвечающего за услуги компании, к которым относится Apple Pay. Он сказал, что Apple Pay «в конечном счете заменит наличные и дебетовые и кредитные карты и станет основной платежной системой».
Однако Кью не огласил показатели — число пользователей, долю расходов, транзакции и, самое главное, объем в долларах — которые могли бы обосновать его заявление. Помимо размытых «число пользователей и транзакций выросло в пять и шесть раз», которые неоднократно встречались в отчетах о доходах, никогда не встречалось конкретных цифр, опубликованных Apple в отношении Apple Pay.
Организаторы опроса обновили некоторые свои ориентировочные расчеты о распространении, использовании и доле расходов — и вот, что у них получилось. Представители издания признают, что данные очень приблизительны и были бы намного более точны, если бы Apple опубликовала реальные данные.
Ну что ж, приступим.
Количество пользователей Apple Pay
В США насчитывается 207,1 млн пользователей смартфонов, и 44,5% этих пользователей (или 92,2 млн) владеют iPhone. Из них 74,1% имеют мобильный телефон, поддерживающий Apple Pay (6 и выше). В опросе, посвященном Apple Pay, говорится, что 21,9% этого числа пользователей iPhone действительно пробовали Apple Pay, поэтому число пользователей iPhone, которые хоть раз пробовали использовать Apple Pay, составляет 15,0 млн.
Что касается постоянных пользователей, опять же из исследования, известно, что 18,4% использовали ее более одного раза. Таким образом, число постоянных пользователей Apple Pay, применяющих эту платежную систему в физических магазинах, составляет 12,6 млн.
Итак, всего существует 12,6 млн активных пользователей после 30 месяцев присутствия на рынке
Доля расходов, приходящаяся на Apple Pay
Организаторы опроса сделали несколько предположений:
- Известно, что ежегодный объем продаж магазинов, которые, согласно отчету Apple, принимают Apple Pay, составляет $420 млрд. Эта цифра сложилась вследствие допущения того, что $392 млрд были получены от магазинов, которые входят в сотню крупнейших розничных продавцов, остальное — это предположение, основанное на оставшихся расходах, приходящихся на других мелких продавцов.
- Предполагается, что люди, использующие приложение Apple Pay в этих магазинах, тратят в среднем столько же, сколько другие потребители.
- Используя цифру $420 млрд, можно посчитать:
1. 44,5% американцев имеют iPhone, и 74,1% из них имеют iPhone, поддерживающий Apple Pay, а это значит, что у 33% жителей США есть подходящий iPhone. Умножьте это на $420 млрд продаж и получите $137 млрд потенциальных продаж пользователям Apple Pay.
2. По данным организаторов опроса, Apple Pay используется в 4,03% всех транзакций. Это означает, что на Apple Pay приходится объем транзакций в размере $5,5 млрд, исключая автомобили и заправки. Это около 0,10% всех розничных расходов.
Общий объем продаж, согласно статистике | Доля Apple Pay | |
---|---|---|
Расчетная доля транзакций Apple Pay | ||
Розничная торговля и продукты питания (за исключением автомобилей и бензина) |
3,969 | 0.14% |
Розничная торговля и продукты питания (за исключением автомобилей) |
4,374 | 0.13% |
Услуги розничной торговли и продукты питания | 5,504 | 0.10% |
Можно строить много предположений, но независимо от того, как интерпретировать данные, отражающие 2,5 года постоянных опросов потребителей об их использовании Apple Pay, используя любое количество допущений, доля Apple Pay в расходах розничной торговли в любом случае представляется небольшой.
Если бы она была больше, то больше продавцов стали бы прикладывать усилия к тому, чтобы принимать оплату Apple Pay и стимулировать ее использование потребителями. Разные крупные продавцы говорят о том, что, учитывая редкое использование и низкую долю расходов Apple Pay, они не заинтересованы в том, чтобы сделать ее приоритетной, и/или не видят причин для ее продвижения в ущерб другим методам, что могло бы стимулировать ее использование и увеличить ее ценность для потребителей и продавцов.
Если бы доля Apple Pay в расходах была больше, об этом стало бы известно — потому что Apple сама бы об этом рассказала. В конце марта Apple опубликовала данные об успехе Beats, а в декабре Эдди Кью сообщил СМИ, что число пользователей Apple Music уже давно перевалило за 20 млн.
Как только речь заходит об Apple Pay и данных по использованию Apple Pay, слышна только тишина. Похоже, данные об Apple Pay — это самый тщательно охраняемый секрет Apple с момента изобретения iPhone.
Неудобная правда: время — важнейшая валюта
В интервью WSJ Кью задали вопрос: «Имеет ли значение, когда [Apple Pay] добьется успеха — через два года, три года или пять лет?» Он ответил: «В конечном счете — нет».
Как понимает любой человек, изучающий запуск платформ, время действительно имеет значение, особенно в динамичной сфере платежей — где время, вероятно, является одной из важнейших валют. Чем дольше она «раскачивается», тем больше риск того, что кто-то или что-то другое сделает это быстрее — в ущерб вам.
Особенно, когда вы уже почти три года на рынке и практически не сдвинулись с мертвой точки. И когда вы пытаетесь убедить банки не бросать вас и продолжать платить. И убеждаете сообщество инвесторов в том, что вы получите доход от услуг, который основывается на популярности Apple Pay.
И когда проходимость в физических магазинах, на которые вы сделали ставку, не оправдывает ожиданий, в то время как онлайн-платежи взлетают, включая использование приложений для оплаты товаров, которые потребители обычно покупают в физических магазинах. Пока Apple Pay упорно внедрялась в магазинах, облачные приложения внедрялись в тех сегментах, где покупатели заходили в физические магазины, и использовали облако, чтобы предложить потребителям возможность сэкономить время, заказав и оплатив товар заранее. И принимая онлайн-оплату.
И когда другие игроки использовали эти 30 месяцев для создания потребительской базы, которую они могут предложить продавцам, которым нужны покупатели и прибыль.
Когда платежные системы, функционирующие онлайн, и облачные мобильные кошельки раскрывают данные о количестве своих пользователей, оказывается, что это число намного превосходит количество пользователей Apple Pay.
И когда потребителям, в том числе первопроходцам, которые перестали регулярно ее использовать, предлагают другие варианты в других каналах, где они уже сформировали покупательские привычки в течение последних 30 месяцев, и Apple теперь должна очень постараться, чтобы вернуть их.
И когда экосистема платежей видит, что Apple, исходя из ее опыта работы с Apple Pay, уже потеряла часть своей хватки по ведению сделок с позиции силы, которую она имела три года назад.
Еще в 2014 году Apple могла потребовать 15 базисных пунктов от банков, которые надеялись освоить быстро развивающуюся инновационную систему платежей Apple Pay. Сейчас крупные банки имеют достаточно веский аргумент, чтобы отменить сделку с Apple, и даже просить Apple платить им несколько базовых пунктов за предоставление доступа к держателям своих карт.
Неудобная правда об Apple Pay заключается в том, что, если Apple действительно играет в игру с дальним прицелом, то ей, возможно, придется за это заплатить. А также дать продавцам стимул продвигать ее, пока дела идут не очень хорошо.
Наступают следующие три года платежей Apple Pay — на этот раз без шумихи.
Автор: Fondy