У вас большой UIViewController? У многих да. С одной стороны, в нём работа с данными, с другой — с интерфейсом.
Задачи отделения логики от интерфейса описаны в сотнях статей про архитектуру: MVP, MVVM, VIPER. Они решают проблему потока данных, но не отвечают на вопрос как работать с интерфейсом: в одном месте остается создание элементов, лейаут, настройка, обработка ввода и анимации.
Давайте отделим view от controller и посмотрим чем нам поможет loadView().
Интерфейс приложения для iOS — это иерархия UIView
. Задачи каждой view
: создать элементы, настроить, разложить по местам, анимировать. Это видно из методов, которые есть в классе UIView: addSubview(), drawRect(), layoutSubviews().
Если посмотреть на методы класса UIViewController
, то видно, что он занимается управлением view:
загружает, реагирует на загрузку экранов и действия пользователя, показывает новые экраны. Часто код, который должен быть в UIView
, мы пишем в подклассах UIViewController
, от этого он становится слишком большим. Отделим его.
loadView()
Жизненный цикл UIViewController
начинается с loadView()
. Упрощённая реализация выглядит так:
// CustomViewController.swift
func loadView() {
self.view = UIView()
}
Мы можем переопределить метод и указать свой класс.
super.loadView()
вызывать не нужно!
// CustomViewController.swift
override func loadView() {
self.view = CustomView()
}
// CustomView.swift
final class CustomView {
let square: UIView = UIView()
init() {
super.init()
square.backgroundColor = .red
addSubview(square)
}
}
Контроллер загрузит CustomView,
добавит его в иерархию, выставит .frame
. Свойство .view
будет нужного нам класса:
// CustomViewController.swift
print(view) // CustomView
Но пока компилятор не знает о классе и считает, что там обычный UIView
. Поправим это функцией с приведением типа:
// CustomViewController.swift
func view() -> CustomView {
return self.view as! CustomView
}
Теперь можно видеть переменные CustomView
:
// CustomViewController.swift
func viewDidLoad() {
super.viewDidLoad()
view().square // Работает
}
Руслан Кавецкий предложил убрать дублирование кода с помощью расширения протокола:
protocol ViewSpecificController { associatedtype RootView: UIView } extension ViewSpecificController where Self: UIViewController { func view() -> RootView { return self.view as! RootView } }
Для каждого нового контроллера нужно только указать протокол и подкласс для его
UIView
черезtypealias
:// CustomViewController.swift final class CustomViewController: UIViewController, ViewSpecificController { typealias RootView = CustomView func viewDidLoad() { super.viewDidLoad() view().square // Работает } }
Код в подклассе UIView
Создание и настройка контролов
Шрифты, цвета, констрейнты и иерархию можно настроить прямо в конструкторе CustomView:
// CustomView.swift
init() {
super.init()
backgroundColor = .lightGray
addSubview(square)
}
layoutSubviews()
Лучшее место для ручного лейаута — метод layoutSubviews()
. Он вызывается каждый раз, когда меняется размер view
, поэтому можно опираться на размер bounds
для правильных расчётов:
// CustomView.swift
override func layoutSubviews() {
super.layoutSubviews()
square.frame = CGRect(x: 0, y: 0: width: 200, height: 200)
let center = CGPoint(x: bounds.width, y: bounds.height / 2)
square.center = center
}
Приватные контролы, публичные свойства
Если есть время, то я делаю property
контролов приватными, но управляю ими через публичные переменные или функции «в области знаний». Проще на примере:
// CustomView.swift
private let square = UIView()
var squarePositionIsValid: Bool {
didSet {
square.backgroundColor = squarePositionIsValid? .green : .red
}
}
func moveSquare(to newCenter: CGPoint) {
square.center = newCenter
}
Преимущество в инкапсуляции: внутренняя логика скрыты за интерфейсом. Например, валидность объекта может показываться цветом области, а не квадрата, но контроллер ничего об этом не узнает.
Что остаётся во viewDidLoad()?
Если использовать Interface Builder, то часто viewDidLoad()
пустой. Если view
создавать в коде, то нужно привязать их действия через target-action паттерн, добавить UIGestureRecognizer
или связать делегаты.
Настраиваем через Interface Builder
Подкласс для view
можно настроить через Interface Builder (далее IB).
Нужно выделить объект view
(не контроллер) и задать его класс. Писать собственный loadView()
не нужно, контроллер сделает это сам. Но приводить тип UIView
всё ещё приходится.
IBOutlet в UIView
Если выбрать контрол внутри view
, то Assistant Editor распознает класс UIView
и предложит его в качестве второго файла в Automatic режиме. Так можно переносить IBOutlet
во view
.
CustomView
вручную, написать IBOutlet
. Теперь можно потащить за маркер и навести на элемент в IB.
Если создавать интерфейс в коде, то все объекты доступны после init()
, но при работе с IB доступ к IBOutlet
появляется только после загрузки интерфейса из UIStoryboard в методе awakeFromNib()
:
// CustomView.swift
func awakeFromNib() {
super.awakeFromNib()
square.layer.cornerRadius = 8
}
IBAction в UIViewController
На мой вкус, контроллеру стоит оставлять все действия пользователя. Из стандартных:
- target-action от контролов
- реализация delegate в
UIViewController
- реализация блоков
- реакция на
Notification
При этом UIViewController
управляет только интерфейсом. Всё что касается бизнес-логики стоит выносить из контроллера, но это уже на выбор: MVP, VIPER и т.д.
Objective-C
В Objective-C можно полноценно заменить тип UIView
. Для этого нужно объявить property с нужным классом, переопределить setter
и getter
, указав класс:
// CustomViewController.m
@interface CustomViewController
@property (nonatomic) CustomView *customView;
@end
@implementation
- (void)setView:(CustomView *)view{
[super setView:view];
}
- (CustomView *)view {
return (CustomView *)super.view;
}
@end
Конец
В примере на GitHub можно посмотреть на разделение классов для простой задачи: цвет квадрата зависит от его положения (в зелёной области он зелёный, вне её — красный).
Чем сложнее экран, тем лучше эффект: контроллер уменьшается, код переносится на свои места. Код просто переносится во view
, но инкапсуляция упрощает взаимодействие и чтение кода. Иногда view
можно переиспользовать с другим контроллером. Например, разные контроллеры для iPhone и iPad по-своему реагируют на появление клавиатуры, но это никак не меняет код view
.
Я использовал этот код в разных проектах и с разными людьми, каждый раз команда приветствовала упрощение и подхватывала практику. Надеюсь, что и вам она понравится. Всем лёгких UIViewController
!
Автор: akaDuality