Честно говоря, когда я услышал про борьбу с покемонами в думе — сперва подумал, что это такая хорошая шутка. Но, увы, было не первое апреля. И позже под влиянием новостей и всевозможных параноидальных статей в интернете — даже близкие люди стали мне писать с беспокойствами о происках ЦРУ и глобальном заговоре. На улицы с врагом вышли бороться отважные казаки, а общество раскололось на тех кто смотрел на все это безобразие с ухмылкой и тех, кто несмотря на все продолжал охоту в обнимку с аккумуляторами.
Нужно сказать, что материалы в пользу шпионских доводов выглядят действительно правдоподобно. Особенно для людей, которые сами никогда не играли в игру и не имеют даже поверхностного понимания, как вообще делаются и продвигаются игры.
Тем более забавно читать всякие странные расследования о том, как же хитро была устроена вирусная компания покемонов. А то, что просто задумка и реализация хорошо легли — почему-то многие не допускают. Люди просто боятся того, чего не понимают. И я постараюсь привести 15 основных доводов, дабы этот страх развеять.
1. Многие не понимают, о чем игра
О ком понятно — о покемонах. Но вот когда говоришь с большинством критиков — оказывается, что мало кто вообще играл в игру. Даже среди разработчиков игр. Это порождает множество не обоснованных страхов. Для тех, кто уже точно играл — можно этот раздел пропустить. Для тех же, кто боится устанавливать игру или не хочет тратить на нее свое время (при этом переживая за близкого, например) — обязательно к прочтению.
Попробую объяснить суть на доступном языке. Игра на самом деле достаточно простая. Пользователи должны искать покемонов, перемещаясь по виртуальной копии карты мира. Позиция на карте зависит от GPS (координаты которых читеры научились подделывать практически сразу). Снизу справа есть радар, показывающий список покемонов, которые есть поблизости (но их точное местоположение не показывается!).
Покемон ловится точным и правильным броском покебола (знаменитого мячика). У каждого покемона есть свой уровень развития, которые можно увеличивать. Также покемоны могут эволюционировать по мере прокачки. Вся фишка с поиском новых видов — на самом деле просто азарт. Найти кого-то, кого нет у друзей. Вкачать крутого сильного покемона и показать всему миру свою крутость. Ну и просто само коллекционирование тоже захватывает.
Также на карте можно найти поке-стопы, точки, с которых можно собрать всякие полезные предметы. И смысла ходить по городу в их поисках на самом деле нет, так как перезарядка одной такой точки обычно длиться минут 5. После чего можно снова собрать лут.
Второй вид точек — Gym’ы (своего рода арены). За их захват ведут борьбу 3 команды. Тут можно отправить в атаку свою команду покемонов, дабы отбить ее у врагов. Либо, если точка уже принадлежит вашей команде, прокачать Gym до нового уровня и тем самым позволить еще одному игроку добавить туда своего покемона на охрану. За захват таких точек раз в сутки (на самом деле чуть менее суток) можно собрать полезные ресурсы. В общем-то, из основного и все.
2. Точки на карте разбросаны случайно
Вся эта суета, помню, началась с того, что мол коварные разработчики расставили точки в местах, недоступных для спутников, дабы таки разведать что же там у нас квартирах и гос. учреждениях. И это, на мой взгляд, полный параноидальный бред.
Большинство точек разбросаны практически случайно. Иногда то пусто, то густо. И часто покестопы — расположены у нас в стране на детских площадках. И да, в торговых комплексах, парках и церквях например. Так как едва ли один бедный человек мог взять и обработать вручную весь мир. Или даже 100. Зачем вообще тратить на это время?
Очевидно, что использовалась база данных достопримечательностей Google или что-то вроде того (мне, честно говоря, было лень искать точную информацию). Так как у каждой точки есть название и фотография местности. Вероятнее всего эти фотографии делал не Google, их делали и выкладывали наши соотечественники. Но расстановка большинства точек точно была произведена автоматически по заданному алгоритму. Причем изначально эта база вроде как была взята из прошлой игры разработчиков (не такой популярной и не такой шпионской).
Кстати, также до недавнего времени можно было отправлять запросы на добавление новых точек. Но возможность отправлять запросы на удаление уже существующих до сих пор никто не отменял. Так что если вас что-то где-то сильно беспокоит — вперед, на борьбу со вселенским злом.
3. Камеру обычно выключают для экономии батареи
Игра кстати очень прилично жрет батарею. От чего на поиски покемонов обычно берут внешние аккумуляторы. А еще отключают камеру (режим AR). Да и эта фишка очень быстро надоедает, так она довольно не точная. Так что можете гулять спокойно, по крайней мере у опытных покемон-мастеров камера чаще всего отключена.
4. Игра до сих пор не вышла в России
Да-да. Многие почему-то упускают этот момент. Но игру до сих пор можно установить лишь обходными путями. И если бы целью был шпионаж — было бы по меньшей мере странно допустить такую оплошность. Но с момента запуска (6го июля) — игра до сих пор недоступна во многих странах. В том числе и на нашей любимой необъятной родине. А с самого начала игра была доступна лишь в США, Австралии и Новой Зеландии (эти страны часто используются для первичного запуска).
Разработчики только-только готовятся к релизу в нашей стране и лишь недавно добавили русскоязычную страницу игры. Времени, чтобы запретить ее в стране дали разработчики вполне достаточно. А может быть, они пока просто подглядывают в квартиры других стран…
5. Сервера покемонов не справляются с нагрузкой
Несмотря на мягкий запуск (софт лонч, то есть игра последовательно запускается в разных странах) — в первые недели после запуска сервера игры часто были перегружены. Многие испытывали проблемы со входом игру. И это говорит о том, что в общем-то коварные разработчики не ожидали такого наплыва.
Как результат — запуск во многих странах (в том числе и в Японии, откуда родом покемоны) до сих пор откладывается из-за того, что сервера могут быть перегружены.
6. Популярность была неожиданностью
Мне не очень верится в какой-то прямо супер-вирусный маркетинг. В том числе и потому, что иначе бы разработчики вряд ли допустили бы такой прокол с перегрузкой серверов, если бы заранее рассчитывали на взрывной рост аудитории. Плюс отсутствует локализация игры и все такое.
Помню весь этот хайп с покемонами на ТВ в прошлом, помню, как все одноклассники сходили с ума по этой теме. И опять же многие взрослые критиковали сериал, за всякие раздутые СМИ случае эпилепсии в Японии. Но все же это было круто, такая повседневная общая тема для обсуждения в школе. Спроси сейчас кого угодно за 20 и даже 30 — чаще всего хотя бы пара любимых покемонов из детства, но есть.
Так что на самом деле просто пришло время и нашлась хорошая идея для игры с гео-локацией. Ведь до этого было уже много попыток сделать что-то подобное (в том числе и от разработчиков Pokemo Go), но все это не могло даже близко сравнится по популярности.
7. Основная аудитория игры — девушки
Да-да, в итоге большинство игроков — девушки, у которых просто появился еще один повод прогуляться. Как выяснилось в недавнем исследовании. А еще, похоже, основная волна сошла и популярность покемонов стремительно падает. Что само по себе звучит уже не так уж угрожающе, не правда ли?
8. Покемонов используют
И да — не верьте всему. Большинство новостей про идиотов, переигравших в Pokemon Go где-нибудь за рулем — липа. Сейчас все кому не лень, в том числе и СМИ используют сабж для привлечения пользователей, пока людям это интересно. Да, бывают и реальные неприятные случае с фанатиками. Но не стоит судить об игре по ним, которые всегда найдутся в любом популярном направлении.
Кстати, с самых первых версий игры еще при загрузке висит сообщение вроде “Осторожно, смотрите по сторонам”. А если включить игру в пути — покажется окно, в котором нужно будет подтвердить что вы пассажир. Даже и не знаю, что еще должны сделать разработчики, дабы уберечь горе игроков от глупостей. Но по такой же логике куда эффективнее было бы запретить, например, SMS сообщения, дабы водители наконец-то перестали сидеть в этом ужасном приложении за рулем.
9. Идея игры родилась из шуточного ролика
Многие уже слышали об этом. Изначально идея сделать игру с поиском покемонов на карте возникла из первоапрельского ролика Google (а не в темных кабинетах ЦРУ). Странный способ поработать и захватить мир, не так ли? И да, людям захотелось поиграть в нечто такое, многим по вкусу пришлась идея уже тогда.
10. Код игры не защищен
Игра сделана на движке Unity и легко декомпилируется. “The first thing we can notice is that there does not seem to be any obfuscation. All packages have readable names, which allows us to see what libraries are used in the app”. То есть код игры не защищен, вообще.
Честно говоря, это самый большой довод в пользу того, что игра делалась без коварных замыслов. И это просто говорит о неопытности или излишней торопливости разработчиков данной игры. Так как для мультиплеерных игр (особенно с PVP) — защита очень важна, и обычно этому уделяется много внимания. Тут же все прямо на тарелочке.
Это привело к тому, что в игре появилось много читеров. Многие играли просто из дома, захватывая точки (с помощью подделки GPS координат). Это же кстати очень обидно для игроков, которые реально собирались в группы для борьбы за Gym’ы. Сидишь, бывало, вокруг никого — а точку раз и захватили, посадив туда какого-нибудь покемона с подозрительно высоким уровнем прокачки.
Лишь недавно читеров наконец-то начали банить. Но проблема все еще полностью не устранена.
11. Запрос на доступ к личным данным был ошибкой
Также была паника (изначально поднятая, кстати, не в России, но затем опять раздутая нашими СМИ) по поводу того, что игра запрашивает полные права при установке и может иметь доступ ко всем вашим личным данным. Кстати, так делают многие популярные игры. И чаще всего — это опять же лень разработчиков.
Тем более, вам не обязательно выдавать большинство из требуемых прав. После освещения проблемы в СМИ — разработчики устранили данную проблему и заверили, что это была ошибка (не мудрено, если уж даже с защитой собственных интересов, то есть защиты игры от взломов — у них проблемы).
Тем не менее, есть пиратская версия игры, которая до сих пор хочет слишком много прав. Так что стоит быть осторожнее, дабы не заразиться чем похуже.
12. Шпионы уже давно в ваших карманах
Разработчики игр, Niantic изначально принадлежали компании Google. А там в принципе много стартапов внутренних и многие из них очень крутые. Но вообще-то сам Google обвиняют в связи с ЦРУ.
А самые популярные сегодня мобильники — Android и iOS сделаны сами знаете где. Так вот вопрос — неужели вы думаете, что для того чтобы завладеть вашими сакральными личными данными, узнать ваше местоположение, прослушать, да что угодно — потребовался такой сложный костыль в виде Pokemon GO??? Да если так судить — ЦРУ уже давно в ваших карманах. А данные многих (в том числе и мои) — бережно храняться серверах Google/Apple.
Так что все уже сделано, если уж на то что пошло. Хотя мне лично — скрывать нечего, поэтому и жить проще. Правда ли что за нами следят? Можно долго спорить. Следили бы вы, имея такие ресурсы? Скорее всего, да. Но не надо вмешивать в это покемонов!
13. Американская мечта сбылась
На самом деле ответ у всех под носом. Разработчики просто хотели заработать денег. И можно их поздравить — проект взлетел выше, чем можно было только мечтать.
“По состоянию на 12 июля 2016 в Pokémon Go только для iOS в США ежедневно совершалось покупок на 1,6 млн долларов при том, что платили только 5 % игроков”. “За первые три торговых дня компания Nintendo подорожала на $8 млрд из-за роста цены ее акций на 41%”. Можно много в новостях найти новостей о финансовом успехе игры. Но факт остается фактом — все это и было изначальной целью разработчиков, а не то что многие там себе на фантазировали.
А сама Nintendo (владелец торговой марки Pokemon) — вообще-то из Японии, и дружба с ЦРУ им едва ли интересна. Зато у них подросли продажи их приставки Nintendo DS. Стоит вообще почитать историю создания покемонов и уже многие вопросы отпадут.
Как и любую успешную игру — теперь и Pokemo GO атакует армия клонов. Только вот она уже почему-то никого не волнует. Возможно, и правильно — вряд ли вообще какая-либо игра в ближайшем времени сможет переплюнуть покемонов по популярности.
14. Игра решает реальные проблемы
Сам я не являюсь большим поклонником игры. Скорее мне эта история интересно чисто как разработчику игр, который, как и многие, давно ожидал появления популярной гео-локационной игры. Но с невежеством надо бороться, дабы меньше было разных лишних беспокойств. Их и так всегда хватает.
Взгляните на вопрос с другой стороны. Когда началась эта история — я лично был в Иркутске. Относительно провинциальном городе. И там молодежь за долгие годы вдруг нашла повод выйти из дома и начать знакомится в реальности, делать что-то вместе. Это ведь неимоверно круто. Причем начали играть даже те, кто в принципе мобильные игры недолюбливает.
В столице все как всегда более прохладно, правда. Но иногда при отхвате Gym’а вполне можно увидеть на ближайшей лавочке парочку из своей или чужой команды. Понятно, что это всего лишь игра и вообще пустая вроде как трата времени. Но в век интернетов есть актуальные проблемы (ассоциальность — одна из них), которые вполне решает данная игра. Да и неужели у нас в стране не хватает более осязаемых проблем, с которыми стоит побороться?
15. Это лишь начало
Мир меняется, не нужно этого бояться. Ведь на самом деле игры с гео-локаций и AR — это лишь начало. Впереди нас ждет эра виртуальной реальности, которая незаметно войдет в нашу жизнь.
С одной стороны это будет интересно. Но с другой — обязательно найдутся фанатики, которые не знают чувства меры. А также те, кто попытается навредить с помощью новых технологий другим людям.
Но вообще-то это неизбежно для большинства технологий. И это не повод чтобы не развиваться и не искать нового. Ведь дело не в том что мы создаем, а в том кто и как это использует. Так что просто хватит бежать от перемен. Вместо этого стоит постараться сперва понять о чем все таки речь и поменьше смотреть ТВ, пропитанных политической пропагандой. Иначе так все самое интересное можно вообще пропустить.
В общем, надеюсь я привел достаточно доводов, чтобы развеять ваши страхи. По мне так сами разработчики игры как злодеи оказались слишком опрометчивы, если они действительно хотели пошпионить. Либо им просто это не нужно. Но это ведь было бы слишком просто, не правда ли?
Автор: Sergion