Для новичков и старичков хотелось бы вновь рассказать о полном цикле разработки приложения — Полном, не от получения ТЗ, а самом полном, от идеи и постановки ТЗ до маркетинга и выработки дальнейшей политики монетизации проекта.
У меня была мечта — сделать свое собственное приложение и показать на что я способен. Сделать, имеется ввиду не написать код, а придумать идею, найти исполнителей и финансово обеспечить разработку данного проекта.
Но по факту получилось так, что идея переросла из идеи приложения в проект целой социальной сети закрытого типа.
Придумать
Идея была придумана в разговоре с девушкой, парень которой планировал уехать далеко-далеко, устроившись на новую работу — из личного опыта я ей советовал не отпускать его одного, ведь что такое отношения на расстоянии?
Получилось как всегда, проект родился сам собой, он в первую очередь покрывал личные нужды с учетом уже какого-то личного опыта.
Программа должна была представлять собой мобильный советчик, который дает советы влюбленным. Поиск показал, что подобных программ уже множество в магазинах приложений и в web-интернете, но все они дают совершенно случайные советы, без учета реалий — именно на это и было решено сделать акцент. Создавая профиль в поекте, по первоначальной идее, необходимо заполнить информацию о себе — это нужно сделать максимально подробно, ведь это и должно обеспечить правильность и актуальность советов. Программа так же должна использовать такие исходные данные, как время суток и расстояние между людьми — одно это уже должно обеспечивать «волшебство» в программе, ведь очень удивительно видеть актуальный совет, касаемо любимого человека.
Реализовать
Данный стартап был задуман в ноябре месяце. Мной были подготовлены прототипы, найден дизайнер и заказан дизайн. Поначалу достаточно сложно было найти программиста back-end, но как обычно, все решилось много проще — для программирования был привлечен бывший коллега. Для реализации front-end изначально планировалось привлечь в проект партнера по проекту (LiR Partnership), как начинающего iOS программиста, но спустя некоторое время, стало ясно, что для быстрой реализации рабочего кода нужен опытный человек — именно он мог гарантировать готовность проекта к сроку, 14 февраля, дню всех влюбленных.
Серверная составляющая написана на Python, хоть и задумывался проект изначально на Ruby — но все-таки Python взял верх одним самым простым доводом, возможностью в дальнейшем использовать облачные сервера App Engine от Google (они бесплатны, до определенного трафика запросов, да и потом не слишком дороги).
Как и любой проект, который полагалось развивать с минимальным количеством апдейтов, распределение основной нагрузки было запланировано на сторону сервера, и теперь большинство настроек и отладок можно изменить мгновенно, без необходимости в апдейте.
Продвинуть
В процессе реализации была начата подготовка маркетинговой компании. Реализация была запланированна в четырех направлениях:
— Продвижение на русских сайтах, через личные знакомства;
— Создание социальной структуры сообщества (twitter/facebook);
— Рассылки промо кодов на зарубежные сайты для написания review;
— Привлечение маркетинговых специалистов Apple.
➤ По первому пункту были привлечены люди, с которыми уже удавалось вести дела при продвижении прошлого проекта, приложения Sizer. Многие из коллег-маркетологов восприняли новый проект очень позитивно, хотя были некоторые персонажи, которые все-таки отказались делать обзор и прокомментировали проект в своем духе.
➤ Второй пункт реализации был самым скучным и неинтересным, но зарегистрировать и наполнить твиттер с фейсбуком крайне необходимо практически для любого проекта. Многие новые пользователи пришли именно оттуда!
➤ Третий пункт можно было легко поручить школьнику-фрилансеру, но я побоялся, что кто-то со стороны может испортить мнение зарубежних цензеров — была потречена уйма времени на написание писем с приложенными скриншотами, пояснениями, комментариями для обзоров и промо-кодами. Основное усилие делалось на англоязычных сайтах, но и некоторые сайты китая/арабских стран и стран европы.
➤ Четвертый пункт самый авантюрный. С прошлых проектов у меня остались некоторые контакты маркетологов Apple и я решил предложить им оценить приложение. Собственно, после этого я получил некоторые комментарии, что нужно от приложения чтобы попало на главную страницу или в топ раздела (увы, но многое не успели реализовать).
Версия приложения 0.9 (самая первая) была отправлена на ревизию еще до переговоров с сотрудниками Apple и прошла с загрузки до публикации две недели, в принципе, среднестатистическое время доступа до публикации.
Финальная версия, в которой были исправлены некоторые найденные баги, была добавлена возможность In-App Purchase (как дополнительная грань процесса монетизации и специально для любителей моногамии), Push notification и куча локализаций, была отправлена в апптор за те же две недели от запланированного события, в ночь на 1е февраля. На следующий день было написано новое письмо в Apple, где я рассказал про изменения в проекте. Ответ получил через день, это письмо было о том, что приложение теперь в статусе «Pending Developer Release». Именно это письмо, по какой-то причине, заставило меня поверить в успех проекта :) Хотя других действий со стороны яблока не было больше предпринято.
Ребята-яблочники больше никак не помогли, но это видимо потому, что не все условия для этой помощи были выполнены, да и другие критерии отбора тоже, видимо, не совпали.
Из выводов, можно отметить, что просто необходимо писать письма, общайтесь ;)
Ну и на закуску, для знакомства с проектом, скриншоты и само приложение можно посмотреть по ссылке