Возможно, в ближайшем будущем нам больше не нужно будет устанавливать приложения — с помощью Google и, что гораздо более удивительно, не без помощи Apple.
Помните слоган “There’s an App for That”? Он без преувеличения определил вектор развития мобильного мира с 2008 года. Конечно, тогда приложения казались единственно верным направлением. Как грибы после дождя появились способы разработки приложений за пару недель; продукты начали крутить рекламные ролики, посвященные их новым приложениям; Черт, даже наш семейный ресторан за углом получил свое собственное приложение-меню.
С появлением App Store в 2008 году, компания Apple была первой кто популяризировала идею красиво упакованных, легко загружаемых приложений на телефоне. Тем не менее, эта концепция централизованной доставки программного обеспечения на самом деле не нова. Многие портативные и настольные устройства уже имели свои магазины приложений, построенные за годы до дебюта App Store от Apple. Причина, по которой Apple удалось повторить их успех, в ретроспективе, представляет собой удачное сочетание времени и технологии. К 2008 году iOS (тогда ещё «iPhone OS») платформа была в состоянии предложить доступ к сети 3G, хорошо документированную среду разработки, красивую графику, и самое главное, поддержку со стороны технологического гиганта. Появился резон создавать мобильные приложения. Они были наиболее эффективным способом доставки новейшего контента и услуг, с должным удобством и производительностью.
Люди по большому счёту не волнует, как это всё работает, они просто хотят, бросать птиц на свиней и сидеть в социальных сетях. Возможность загрузки и запуска клёвых приложений была победной особенностью iPhone весьма короткое время. Android вскоре последовал этому примеру, затем смартфоны стали дешевле; сети стали быстрее; вычислительные мощь возросла в разы; приложений процветали.
“Так в чем тогда проблема?”
На самом деле проблемы нет. Но мы можем сделать лучше! Вы спросите: "Что, есть способ улучшить моё любимое приложение, которое позволяет мне кормить и виртуально играть с милыми котятами?" Ответ: "Да". Дело в том, что мобильные приложения стали удачным форматом из-за правильной комбинации быстрой сети и мощных портативных процессоров. Технологии с тех пор продвинулись гораздо дальше, а мир приложений вырос до громадных размеров. Среди всех головных болей, которые преследуют рынок мобильной связи сегодня, есть две наиболее насущные — это доставка и доступность контента.
Доставка и доступность
Каждый человек с смартфоном однажды испытал это в какой-то момент: "Ничего себе, этот ресторан или магазин предлагает 20% скидки!… ой, но только если у вас есть их приложение" или "Подождите, я должен загрузить целое приложение для того чтобы просто посмотреть что мне написал мой друг?" (привет, Facebook Messenger!); или "Вы, наверняка, слышали от друзей или видели рекламу об этом действительно крутом приложении, которое изменит вашу жизнь, но стоит ли его покупать, чтобы установить, или еще хуже, потом платить абонплату за его использование?".
Этот долгий путь к фотографии жаренной картошки...
Эту проблему можно разделить на две составляющие. Давайте начнем с первой: доставка. Современный пользователь имеет короткую продолжительность концентрации внимания и мало терпения. Оплата и установка приложения, которая была когда-то чем-то волшебным, быстрым и новым опытом, является актом приверженности для многих в наше время. Вы не поверите, сколько людей требуют убедительную причину, и как ужасно много усилий нужно, чтобы заставить их попробовать новое приложение. Просто вспомните, у вас наверняка есть один друг, который по-прежнему наотрез отказывается загрузить приложение Facebook Messenger (серьезно, просто заставьте его установить его). Компании хотят легкой доставки контента и услуг клиентам, настолько быстро и легко, насколько это возможно, но растущее нежелание установки нового приложения становится препятствием и саботирует весь процесс. Наши домашние экраны смартфонов становятся полем битвы — все приложения претендуют на первое место!
Вторая проблема, доступность и открытость контента, немного более сложная, но она была хорошо сформулирована несколькими IT-журналистами в прошлом. Многие популярные приложения, такие как Instagram и The Daily, начинали свою карьеру как исключительно мобильные приложения, доступные только внутри определенной закрытой платформы. Вы обязательно должны были скачать приложение и зарегистрировать Instagram-аккаунт для того, чтобы увидеть Instagram-фотографии своих друзей. Я уверен, что таких приложений там до сих пор немало, и мы просто проходим мимо полезного контента, которые недоступен для поиска или просмотра в нашем браузере. Фрагментированный Интернет, где творческий подход и оригинальное содержание запирают внутри проприетарных платформ — это не тот Интернет, который мы знаем и любим.
Связь между приложениями и их индексация работает, но из рук вон плохо
Теперь, когда мы понимаем проблему, давайте посмотрим на существующие решения. Словосочетание «app linking» может на первый взгляд показаться незнакомым, но каждый раз, когда вы нажимаете на ссылку на YouTube в другом приложении и открывается родное приложение YouTube для воспроизведения видео — это как раз и есть связь между приложениями. Google, Apple и Facebook используют различные реализованные варианты этой технологии. Связь между приложениями позволяет вам использовать именно то приложение, которое лучше всего справится с нужным содержимым. Что ж, звучит отлично.
Другая половина нашего существующего решения, это индексирования приложений. Google и Apple предусмотрели способы для контент-провайдеров и других сторонних компаний, для демонстрации своего собственное контента приложений в поисковом запросе, что позволяет прежде закрытому содержании оказаться на виду в поиске Google и iOS Spotlight.
Это тоже само по себе отлично! На первый взгляд, это решает наши проблемы с доставкой и доступностью. Пользователь ищет что-то, приложение показывается свой контент в результатах поиска, пользователь нажимает на ссылку и получает нужную информацию в приложении.
Возможно, вы уже заметили тут проблемы. Что делать, если приложение не поддерживает такую индексацию? Индексация приложений требует контент-провайдера, нужно приложить усилия для реализации доступности, так что по умолчанию ваш контент не виден во всемирной паутине, в противовес большинству всего веб-контента. До недавнего времени, для того чтобы ваше приложение могло быть проиндексировано Google, разработчики должны были построить зеркальное его отображение — веб-версию. Только представьте себе эти трудозатраты. А со стороны потребителя, что если у меня него нет нужного приложения? Что делать, если я не хочу устанавливать это приложение, чтобы просто прочитать статью? Этот список можно продолжить.
Вспомните тот момент, когда вы пытались проверить что-то, а вас вместо этого перенаправляет на страницу приложения в App Store или Google Play. О, это надоедает. И нет, никто не хочет, внезапно установить ещё одно одноразовое приложение.
Я вообще не хочу строить стену из приложений на экране. Я хочу потреблять и создавать контент!
"Хорошо, что тогда делать?"
Нужно просто избавиться от «приложений.» Давайте посмотрим, как это можно реализовать.
Трансляция приложений от Google
Подход компании Google к проблеме доставке и доступности опирается на индексацию приложений и связь между ними. Если разработчик прикладывает усилия, пользователи могут увидеть нужный контент в результатах поиска Google. Это отличная возможность для Google, чтобы сохранить актуальность своего поиска на мобильном рынке, который все больше зависит от родного контента приложения вместо веб-поиска. Но в таких странах, как Китай и Индия, где мобильные телефоны — это первые компьютеры для миллионов людей и мобильный контент — единственно главный и важный, фраза «все что вы ищете, лишь в одном Google-поиске от вас» теряет свою магию.
Несколько месяцев назад, компания Google показала впечатляющие технологии, которые не вызвали особого интереса — трансляцию приложений (Google App Streaming). Название этой технологии соответствует сути её работы; вместо того, чтобы устанавливать приложения привычным способом, после нажатия на ссылку Google будет транслировать нужную часть приложения к вам по требованию. Нет необходимости его устанавливать, потому что вы уже работаете в нём. Возможно это лишь пилотный эксперимент Google по развитию их облачной платформы, сама идея потоковых приложений для телефона не нова. Более того, сама по себе эта сама технология была куплена Google у компании Agawi несколько лет назад. Но если с толком объединить потоковую трансляцию и индексирование приложения, вы удалите оба барьера для информации, ранее запертой в мобильных приложениях.
«Ресурсы по требованию» от Apple
В то время как фантастическое решение от компании Google все ещё находится в экспериментальной стадии, Apple подталкивает своих разработчиков примерно в том же направлении, но (что характерно для Apple), в менее явной форме или более обходными путями.
«Ресурсы по требованию» (On-Demand) ресурсы представляет собой технологию, представленную с 9-й версией iOS, когда загружается лишь небольшое ядро приложения при первой установке, а дополнительные части и содержание загружаются по мере необходимости. В настоящее время это используется в основном в играх, где пользователь загружает ресурсы (графику, видео и т.д.) и лишь нескольких начальных уровней. iOS самостоятельно загрузит больше уровней, по мере прогресса пользователя и удаляет завершенные уровни, для экономии места.
Много общего с подходом Google? Собственно, нет. Однако, если ресурсы по требованию станут привычным явлением, а вспомогательная инфраструктура окажется достаточно гибкой, можно себе представить, как может воспользоваться этим Apple, расширяя рамки этого подхода для более общего случая использования. В любом случае, это замечательный инструмент, который потенциально найдет своё применение в виде приложений, не требующих «установки» в привычном виде.
Недооцененные веб-приложения
Пока мы говорим про Apple, я хочу напомнить презентацию первого iPhone от Стива Джобса. Не сложно вспомнить, что самый первый iPhone был закрытой платформой без какой-либо среды для разработчиков и без сторонних приложений. Какое решение предлагал Стив? Это веб-приложения.
Веб-приложения не требуют установки. Они запускаются в (относительно) надежной закрытой среде браузера. Они являются веб-дружественными — их можно проиндексировать и их найдут поисковые системам. Ой, минутку, разве это не то к чему мы стремимся сегодня? Сложно ответить однозначно.
Я по-прежнему убежден, что веб-приложения были просто планом перехода на родные приложений, но даже в этом случае (пускай даже это было совпадением), они сами по себе представляли из себя что-то большее. Если бы мы имели в 2008 году такие мощные фреймворки, какие мы имеем сегодня, возможно, веб-приложения не постигла бы такая участь. Не нужно стесняться писать о том, что скорее всего Джобс предполагал грядущие проблемы доступности и доставки приложений, потому что ставка на веб-приложения и была попыткой избежать этой ситуации в зародыше.
Будущее без приложений
Множество приложений конкурируют с другими сложными технологиями, которые используются в веб-приложениях (React Native и другие), но разрыв между нативными и веб-приложениями стремительно сокращается. Тем не менее, одним из решающих факторов дифференциации остаются визуальные различия между родными и веб-приложениями, да и производительности веб-приложений, пока что катастрофически не хватает. Идеального решения всё ещё не существует.
Помимо всего этого, нам действительно нужно соломоново решение для приложений с потоковым видео, которое кардинально решит проблемы доставки и доступности такого контента. Нам нужно что-то похожее на Java-апплеты в браузерах, но для смартфонов. Представьте себе возможности: независимо от операционной системы или марки суперсмартфона у вас в кармане, вы будете иметь возможность запускать приложения и просматривать его содержимое — без дискомфорта и с такой же производительностью, как любые родные приложения. Что касается разработчиков, то выгоды и вовсе очевидны — вы можете написать приложение один раз и «транслировать» его все типы устройств и браузеров.
С помощью потоковых приложений от Google и благодаря решению Apple подтолкнуть разработчиков к хранению части своих приложений в облаке, мы, возможно, начали необратимый путь в тот вариант будущего, где «установка» станет устаревшим понятием и граница между «веб-сайтом» и «родным приложением» будет окончательно размыта. Это наше будущее без приложений. И это замечательно.
Автор: Kpyto
Мне очень понравилась статья. Хотелось бы, чтобы в ней было больше реальных, работающих примеров.
“Это наше будущее без приложений.” – для потребителей это звучит заманчиво.
Для разработчиков это звучит так, что приложения намного усложнятся и их пройдется хранить где-то в “облаках”. Стоимость разработки, хранения, поддержки возрастет.
Заманчиво, но знаете, как говорят “вилами по воде писано”.