Я уже делился советами по разработке кастомной клавиатуры, а также опытом продвижения приложения до и сразу после релиза — статья. На этот раз хочу рассказать о процессе разработки и дать пару подсказок о том, что делать после загрузки приложения в App Store.
Идея
В моем случае сработал тот тип озарения, который приходит в “подготовленный ум”. Желание сделать приложение зародилось давно, но идеи, которые приходили в голову, были слишком рискованными и сложными в реализации. Я искал ту самую — с подходящим соотношением необходимых на реализацию ресурсов и планируемой отдачи.
Можно конечно просто ждать и надеяться на чудо, но лучше постараться это чудо приблизить. А приближение чуда в моем понимании имеет форму длительного рисерча — прочтения статей и книг по теме, отслеживания топов апстора, изучения ситуации на рынке и трендов, в сторону которых этот рынок движется.
В очередной раз логинясь в новое приложение для изучения внутренности, я подумал, что неплохо было бы добавить в клавиатуру кнопки “email” и “password” (вместо дурацких Emoji) и заметно упростить себе жизнь. Проверил в App Store и Google — ничего подобного для iOS там не было. Эврика!!!
Но, конечно, все не могло быть так просто…
Концепт
Далее необходимо продумать, как наше приложение будет работать. В моем случае, кроме самого приложения, нужно было еще каким-то образом дополнить клавиатуру кастомными клавишами.
Стал смотреть, как устроены Emoji аппы. После установки эти приложения добавляли Emoji к списку языков телефона, и дополнить смайлами стандартную клавиатуру. Такой принцип работы через языковые раскладки был вполне подходящим. Так что в результате исследования родился концепт — приложение, добавляющее дополнительную раскладку (как Emoji) к клавиатуре, на которой находятся кнопки с заданным пользователем в самом приложении текстовым контентом.
UX
Переходим к продумыванию интерфейса. Инструментов создания прототипов в сети — миллион. Статей, где их сравнивают тоже. Если вы не работаете в графическом редакторе — начните с бумаги и карандаша. Дальше — любой бесплатный сервис или сервис с trail-периодом.
Но это только первый шаг. После того, как вы сами сделали wireframe’ы, уложив все мысли по поводу интерфейса в схемы экранов приложения, ищите опытного специалиста. Пусть это будет правилом — всегда привлекайте UX-специалиста для разработки интерфейса. Будь то веб-сайт или приложение — слишком много продуктов, созданных программистами, менеджерами или еще более далекими от продумывания интерфейсов людьми. Часто дизайнер тоже может выполнять эту функцию. Но я рекомендую все же их разделить. Таким образом дизайнер и UX-ер смогут оспаривать решения друг друга и находить истину.
Вот наш пример. Сначала схемы, которые нарисовал я (мне казалось, что все продумано), и то, что я получил от проектировщика.
Здесь могу дать 2 совета:
- На первом экране приложения старайтесь не давать пользователю большой выбор. Несколько (а лучше одна) кнопка, которая приводит к следующему действию — идеальный вариант для хорошей конверсии.
- Используйте нативные контролы той среды, в которой будет работать приложение. Мне очень понравилось решение с “каруселькой” при выборе иконки. Сейчас оно кажется очевидным, но в этом и состоит задача хорошего проектировщика — интерфейс должен быть таким, чтобы возникал вопрос “а разве можно было по-другому?”.
Еще один пример — в самом приложении мы дублируем клавиатуру внизу экрана. Хоть функционально в этом нет никакой необходимости, но это сразу помогает показать суть приложения, используя среду iOS.
Design
Про необходимость хорошего дизайнера тоже написаны сотни статей. Да, для iOS среды ищите сильного профессионала.
На первый взгляд, в нашем случае дизайнеру просто оставалось “расскрасить” вайерфреймы, но на самом деле деталей гораздо больше. Это и правильная сетка, расчет размеров элементов, создание набора иконок, рекомендации по анимации, и некоторые решения по управлению, которые «всплыли» при разработке.
Опять же, у нас стояла задача сделать интерфейс и саму раскладку максимально нативными, чтобы у пользователя не прерывался опыт взаимодействия с клавиатурой iPhone. Это требование в первую очередь касалось самих клавиш и иконок к ним, но автоматически распространилось на остальной интерфейс для сохранения стилистики.
На картинке 2 версии дизайна — первая “максимально нативная” и вторая “давай добавим немного цвета”.
А вот и проблема
Дизайн практически готов — идем к программисту. Всплывет первая БОЛЬШАЯ проблема. Только программист открыл глаза на то, что в iOS на тот момент клавиатура была полностью закрыта для внешнего вмешательства.
Оказывается, разработчики Emoji-приложений никаких дополнительных функций в телефон не добавляют, так как раскладка со смайлами и так встроена в iOS (где-то с 6 версии или даже раньше). Многие из таких разработчиков заработали десятки, а то и сотни тысяч долларов, правильно использовав неграмотность пользователей. Отличный пример того, как можно “оседлать” тренд.
Но вернемся к процессу создания аппа. Концепт придуман, UX готов, дизайн в процессе, но клавиатуры закрыты — ситуация говно не очень…
Попытка предсказать будущее
Я вернулся к исследованию. Речь идет о зиме 2014, когда еще не было даже слухов о iOS 8 и ее нововведениях. Пришлось прочитать все, что смог найти, про кастомные клавиатуры в iOS. Оказалось, что закрытая клавиатура на тот момент была едва ли не главным аргументом сторонников Android в битве платформ. Не знаю почему, но между строк я прочитал, что Apple будет стараться поменять эту ситуацию в самое ближайшее время.
Итак, принял решение не откладывать проект — родолжить работать как-будто клавиатуры открыты и следить за развитием ситуации.
Через несколько месяцев вышел анонс iOS 8 и, наконец-то, Apple официально объявили о добавлении функционала кастомных клавиатур. Приятная новость и доказательство правильности нашего пути.
Полностью доделать приложение получилось как раз перед новогодними каникуламисотрулников Apple (да, да, у Apple тоже бывают каникулы). Залили в стор, несколько раз дорабатывали приложение, и наконец-то добились утверждения.
Почитать, что мы делали сразу после публикации приложения для продвижения, можно — здесь.
Топ App Store
На самом деле попасть в топ приложений несложно, сложнее там удержаться. В первый же день мы были на первом месте категории Utilities в Украине. Сначала это вдохновляет, но потом смотришь на цифры и понимаешь, что за этим стоит всего несколько десятков закачек. К тому же, попадание в топ небольших стран не дает практически никакой органики, так что ранняя эйфория быстро проходит.
Особенно, если у вас платное приложение. С Paid моделью органика идет с большим трудом.
Всего мы пробились в топ10 в 11 странах по всему миру. Из самых богатых — Испания, Италия, Голландия, Дания, Израиль.
На первом месте были в Испании и Украине.
Все с нулевыми вложениями, только благодаря бесплатным обзорам на сайтах про приложения и стартапы.
Price Drop
Пробовали и бесплатную раздачу. За 3 дня, когда приложение было бесплатным, мы получили почти 15,000 установок. Результат очень обрадовал, но при возврате на платную версию заработанное место в топе за вами не сохраняется.
Не знаю, как этот механизм работает у других, но после возращения цены около суток приложение вообще выпало из топов и вернулось в Paid-топ на предыдушие позиции (согласно сервисов аналитики SensorTower и AppAnnie).
Из пользы — в основном, это повышение знания о приложении и расчет на сарафанное радио в дальнейшем. Также эти скачки могут поднять вас в поисковой выдаче по ключевым словам. Но, по-моему, больших денег для платной модели здесь не заработаешь.
Techcrunch
Конечно, венцом нашего продвижения стал обзор на Techcrunch. Не зря с ним все так носятся — статья про OftenType получила более 400 репостов, и вызвала дополнительную волну обзоров на нишевых локальных ресурсах.
Techcrunch поддается не всем. Мне понадобилось 3 попытки, чтобы достучатся до их журналистов.
- Первый раз я написал журналисту за несколько дней до релиза. Авторы таких крупных ресурсов любят быть первыми, и на этом можно сыграть. Описал приложение в нескольких словах, уточнив, что это мое первое обращение в прессу, и скинул ссылку на видео. Моему удивлению не было предела, когда буквально через несколько минут пришел ответ:“This is pretty cool, but surely there are other similar keyboards, no?”. Я ответил, что да, есть другие решения этой проблемы, но мы первые используем такую концепцию быстрых клавиш. На этом наш диалог затих.
- Затем, я несколько раз отправлял письмо с аносом релиза разным авторам, но они тоже остались без ответа.
- Уже через месяц после релиза заметил на сайте обзор довольного простого клавиатурного аппа и решил, если у них получилось, стоит все-таки попробовать еще раз. Нашел контакт журналистки, которая сделала обзор, и написал ей в Твиттер, спросив, не против ли она получить промо-код моего приложения, раз уж ее интересует тема iOS-клавиатур. Она ответила — мол, не вопрос.
Отправил код и материалы о приложении по почте и принялся ждать. Прошло несколько дней, ответа опять не было. Подумал, что снова не получилось. Начал анализировать, что же нужно доделать в следующих апдейтах, чтобы наконец-то добиться успеха.
И вдруг — пришло заветное письмо! Сначала просьба прислать еще один промо-код, потом — вопросы по работе приложения.
В общем, публикация таки состоялась. В итоге, статья на Techcrunch дала волну шеров в соц. сетях и дополнительных обзоров. Один из них на испанском сайте Applesfera позволил выйти на 1-е место в Испании. Всего за несколько дней, когда длился хайп от статьи мы получили около 1000 платных звгрузок. Наше приложение рассчитано на довольно узкую нишу, плюс paid-модель, так что с другими вводными эти цифры могут быть в разы лучше.
Посоветовать могу следующее:
- Ищите журналиста, который пишет на вашу тему, и постарайтесь узнать о его предпочтениях как можно больше.
- Найдите “тригеры”, которыми вы сможете зацепить автора — эксклюзив, первое обращение в прессу, интересная для него тема и т.п.
- Твиттер хорошо работает для первого контакта. Главное провести предварительный рисерч и найти правильную “зацепку”.
- Описания приложения для журналистов должны быть максимально лаконичными, если им будет интересно — они сам найдут всю необходимую информацию или спросят у вас. Это их работа.
- Ссылка с контактами всех журналистов Techcrunch — thecrowdfundamentals.com/tech-crunch-shares-staff-email-addresses/
Грант от Facebook
Ну и на десерт — еще одна полезность.
FbStart — малоизвестная у нас програма помощи инди-приложениям от Facebook.
Все очень просто — подаете заявку и после ее рассмотрения, вам могут выделить грант на развитие продукта. Грантов 2 вида — для начинающих (до $20,000 услугами) и для более продвинутых приложений (до $60,000).
Цифра крутая, но это не кеш, а сумма, которую вы можете потратить на сервисы Фейсбука и партнеров (MailСhimp, Parse, Adobe и много других).
Самое полезное — Фейсбук-кредит на сумму $2,500, которую можно потратить на рекламу внутри соц. сети. Думаю, от такой помощь не будет лишней независимым разработчикам.
Как проходит отбор и какие критерии — не знаю. Единственное условие — на момент подачи заявки приложение должно быть уже 30 дней в App Store.
Полный список партнеров и вкусностей:
Facebook — $2,500 ad credit for new spenders
Preferred Marketing Developer Program
Parse — $20,000 mobile app platform credit
Adobe — 1 license per company for Adobe Creative Cloud suite of creative tools and services
Appurify — 60 hours on-device of Appurify robot for mobile app testing and 10 licenses for on-device testing
Asana — Premium plan (50 members) for task tracking and project management
Bluejeans — Unlimited videoconferencing calls for up to 50 accounts per company
Desk.com — Up to 10 agents on Standard plan for customer care application
MailChimp — Email marketing support for up to 4.4 million emails per month
Proto.io — Agency plan (5 users, 15 active projects) for mobile app prototyping
Quip — Quip Business plan (document sharing with unlimited number of users)
SurveyMonkey — Gold plan (unlimited online survey questions)
UserTesting — 10 credits for remote usability and UX testing
Workable — Standard plan (5 active job listings) for recruiting
Transifex — Premium plan for app localization
HootSuite — HootSuite Pro, social media management SAAS platform
Appmethod — Individual plan for building Android and iOS apps 3 months
Braintree
Get Satisfaction — Professional plan
Stripe
Автор: fo0x