Каждая команда рано или поздно начинает думать о внедрении собственных архитектурных подходов, и немало было об это копий сломано. Вот и мы в Umbrella IT всегда хотели работать с гибкими инструментами, чтобы формирование архитектуры не было чем-то болезненным, и проблемы навигации, mock-файлов, изолированности и тестирования перестали быть чем-то страшным, чем-то таким, что рано или поздно нависает над разросшимся проектом. К счастью, речь не идет о новой «эксклюзивной» архитектуре с вычурным названием-аббревиатурой. Надо признать, что существующие на данный момент популярные архитектуры (MVP, MVVM, VIPER, Clean-swift) справляются со своими задачами, и сложности может вызвать лишь неправильный выбор и неправильное использование того или иного подхода. Однако и в рамках принятой архитектуры можно использовать различные паттерны, что позволит добиться тех самых, почти мифических показателей: гибкость, изолированность, тестируемость, переиспользование.
Безусловно, приложения бывают разные. Если проект содержит в себе лишь несколько экранов, которые связаны последовательно, то нет особой необходимости в сложных взаимодействиях между модулями. Вполне можно обойтись обычными segue-связями, приправив все это старым добрым MVC/MVP. И хотя архитектурный снобизм рано или поздно одолевает каждого разработчика, все-таки реализация должна быть соизмерима целям и сложности проекта. И вот, если в проекте предполагается сложная структура экранов и различные состояния (авторизация, режим Гостя, офлайн, роли для пользователей и т.д.), то упрощенный подход к архитектуре непременно сыграет злую шутку: множество зависимостей, неочевидный и дорогой переброс данных между экранами и состояниями, проблемы с навигацией и главное — никакой гибкости и переиспользуемости у всего этого не будет, решения будут намертво вплавляться в проект и экран А всегда будет открывать экран B. Попытки же изменения приведут к мучительным рефакторингам, во время которых так легко создавать ошибки и ломать то, что раньше работало. В примере ниже мы опишем гибкий способ организации работы приложения, которое имеет два состояния: пользователь не авторизован и его следует направить на экран авторизации, пользователь авторизован и следует открыть некий Main-экран.
1. Реализация основных протоколов
Для начала нам необходимо реализовать базу. Все начинается с протоколов Coordinatable, Presentable, Routable:
protocol Coordinatable: class {
func start()
}
protocol Presentable {
var toPresent: UIViewController? { get }
}
extension UIViewController: Presentable {
var toPresent: UIViewController? {
return self
}
func showAlert(title: String, message: String? = nil) {
UIAlertController.showAlert(title: title,
message: message,
inViewController: self,
actionBlock: nil)
}
}
В данном примере showAlert — это просто удобный метод для вызова уведомления, который находится в расширении UIViewController.
protocol Routable: Presentable {
func present(_ module: Presentable?)
func present(_ module: Presentable?, animated: Bool)
func push(_ module: Presentable?)
func push(_ module: Presentable?, animated: Bool)
func push(_ module: Presentable?, animated: Bool, completion: CompletionBlock?)
func popModule()
func popModule(animated: Bool)
func dismissModule()
func dismissModule(animated: Bool, completion: CompletionBlock?)
func setRootModule(_ module: Presentable?)
func setRootModule(_ module: Presentable?, hideBar: Bool)
func popToRootModule(animated: Bool)
}
2. Создание координатора
Время от времени возникает необходимость изменения экранов приложения, а значит будет необходимо реализовать тестируемый слой без downcast’a, а также без нарушения SOLID-принципов.
Приступим к реализации координатного слоя:
После запуска приложения должен быть вызван метод AppCoordinator’а, который определяет, какой flow следует запустить. Например, если пользователь зарегистрирован, то следует запустить flow приложения, а если нет, то flow авторизации. В данном случае необходимы MainCoordinator и AuthorizationCoordinator. Мы опишем именно координатор для авторизации, все прочие экраны могут быть созданы аналогичным образом.
Для начала необходимо добавить output координатору, чтобы тот мог иметь связь с вышестоящим координатором (AppCoordinator):
protocol AuthorizationCoordinatorOutput: class {
var finishFlow: CompletionBlock? { get set }
}
final class AuthorizationCoordinator: BaseCoordinator, AuthorizationCoordinatorOutput {
var finishFlow: CompletionBlock?
fileprivate let factory: AuthorizationFactoryProtocol
fileprivate let router : Routable
init(router: Routable, factory: AuthorizationFactoryProtocol) {
self.router = router
self.factory = factory
}
}
// MARK:- Coordinatable
extension AuthorizationCoordinator: Coordinatable {
func start() {
performFlow()
}
}
// MARK:- Private methods
private extension AuthorizationCoordinator {
func performFlow() {
//:- Will implement later
}
}
Как показано выше, у нас есть Authorization координатор с роутером и фабрикой модулей. Но кто и когда вызывает метод start()?
Здесь нам необходимо реализовать AppCoordinator.
final class AppCoordinator: BaseCoordinator {
fileprivate let factory: CoordinatorFactoryProtocol
fileprivate let router : Routable
fileprivate let gateway = Gateway()
init(router: Routable, factory: CoordinatorFactory) {
self.router = router
self.factory = factory
}
}
// MARK:- Coordinatable
extension AppCoordinator: Coordinatable {
func start() {
self.gateway.getState { [unowned self] (state) in
switch state {
case .authorization:
self.performAuthorizationFlow()
case .main:
self.performMainFlow()
}
}
}
}
// MARK:- Private methods
func performAuthorizationFlow() {
let coordinator = factory.makeAuthorizationCoordinator(with: router)
coordinator.finishFlow = { [weak self, weak coordinator] in
guard
let `self` = self,
let `coordinator` = coordinator
else { return }
self.removeDependency(coordinator)
self.start()
}
addDependency(coordinator)
coordinator.start()
}
func performMainFlow() {
// MARK:- main flow logic
}
Из примера можно видеть, что у AppCoordinator’a есть роутер, фабрика координаторов и состояние точки входа для AppCoordinator’a, ролью которого является определение старта flow у приложения.
final class CoordinatorFactory {
fileprivate let modulesFactory = ModulesFactory()
}
extension CoordinatorFactory: CoordinatorFactoryProtocol {
func makeAuthorizationCoordinator(with router: Routable) -> Coordinatable & AuthorizationCoordinatorOutput {
return AuthorizationCoordinator(router: router, factory: modulesFactory)
}
}
3. Реализация фабрики координаторов
Каждый из координаторов инициализируется с роутером и фабрикой модулей. Более того, каждый из координаторов должен наследоваться от базового координатора:
class BaseCoordinator {
var childCoordinators: [Coordinatable] = []
// Add only unique object
func addDependency(_ coordinator: Coordinatable) {
for element in childCoordinators {
if element === coordinator { return }
}
childCoordinators.append(coordinator)
}
func removeDependency(_ coordinator: Coordinatable?) {
guard
childCoordinators.isEmpty == false,
let coordinator = coordinator
else { return }
for (index, element) in childCoordinators.enumerated() {
if element === coordinator {
childCoordinators.remove(at: index)
break
}
}
}
}
BaseCoordinator — класс, в котором содержится массив дочерних координаторов и два метода: Удалить и Добавить зависимость координатора.
4. Настройка AppDelegate
Теперь посмотрим, как выглядит UIApplicationMain:
@UIApplicationMain
class AppDelegate: UIResponder, UIApplicationDelegate {
var window: UIWindow?
var rootController: UINavigationController {
window?.rootViewController = UINavigationController()
window?.rootViewController?.view.backgroundColor = .white
return window?.rootViewController as! UINavigationController
}
fileprivate lazy var coordinator: Coordinatable = self.makeCoordinator()
func application(_ application: UIApplication, didFinishLaunchingWithOptions launchOptions: [UIApplicationLaunchOptionsKey: Any]?) -> Bool {
coordinator.start()
return true
}
}
// MARK:- Private methods
private extension AppDelegate {
func makeCoordinator() -> Coordinatable {
return AppCoordinator(router: Router(rootController: rootController),
factory: CoordinatorFactory())
}
}
Как только вызовется метод делегата didFinishLaunchingWithOptions — вызывается метод start() у AppCoordinator’а, который определит дальнейшую логику приложения.
5. Создание модуля экрана
Для демонстрации того, что же происходит дальше, вернемся назад к AuthorizationCoordinator и реализуем метод performFlow().
Для начала нам следует реализовать интерфейс AuthorizationFactoryProtocol в классе ModulesFactory:
final class ModulesFactory {}
// MARK:- AuthorizationFactoryProtocol
extension ModulesFactory: AuthorizationFactoryProtocol {
func makeEnterView() -> EnterViewProtocol {
let view: EnterViewController =
EnterViewController.controllerFromStoryboard(.authorization)
EnterAssembly.assembly(with: view)
return view
Под вызовом любого метода у фабрики модулей, как правило, подразумевается инициализация ViewController’a из сториборда, а затем связывание всех необходимых компонентов этого модуля в рамках конкретной архитектуры (MVP, MVVM, CleanSwift).
После необходимых приготовлений мы можем реализовать метод performFlow() у AuthorizationCoordinator’а.
Стартовым экраном в рамках данного координатора является EnterView.
В методе performFlow() с помощью фабрики модулей вызывается создание готового модуля для данного координатора, далее реализуется логика обработки замыканий, которые вызывает в тот или иной момент времени наш view controller, затем данный модуль выставляется у роутера корнем в навигационном стеке экранов:
private extension AuthorizationCoordinator {
func performFlow() {
let enterView = factory.makeEnterView()
finishFlow = enterView.onCompleteAuthorization
enterView.output?.onAlert = { [unowned self] (message: String) in
self.router.toPresent?.showAlert(message: message)
}
router.setRootModule(enterView)
} }
Несмотря на кажущуюся местами сложность, данный паттерн идеально подходит для работы с mock-файлами, позволяет полностью изолировать модули друг от друга, а также абстрагирует нас от UIKit, что хорошо подходит для полного покрытия тестами. При этом всем, Coordinator не накладывает строгих требований на архитектуру приложения и является лишь удобным дополнением, структурируя навигацию, зависимости и потоки данных между модулями.
Ссылка на github, где содержится демо на основе Clean архитектуры и удобный Xcode Template для создания необходимых архитектурных слоев.
Автор: UITcom