Игроки рынка личных финансов настроены не самым оптимистичным образом на его счет. Roem.ru поинтересовался у другой стороны — у инвесторов — что они думают насчет перспектив сервисов для анализа и планирования денег, готовы ли в него вкладываться и почему.
Нас рынок личных финансов не особо интересует, так как его потенциал в нашей стране пока под большим вопросом. Дело в том, что на российском рынке не существует той проблемы, которую решают западные проекты в этой сфере, а именно, помощь в оптимизации/оплате личных налогов физических лиц. К тому же наши соотечественники несмотря на усилия Министерства финансов пока еще в общей массе плохо доверяют безналичным расчетом.
— считает Станислав Косоруков, инвестиционный директор Prostor Capital.
Многие инвесторы жалуются на финансовую неграмотность населения.
Негативный фактор — это низкая финансовая грамотность населения. Существующий, например, «Форекс» скорее похож на «однорукого бандита» для рядового человека, чем на полноценный финансовый инструмент, с которым он может разобраться. Институт управления частными накоплениями в России представлен ограниченным количеством инструментов, такими как ЗПИФ или депозиты.
— Александр Лазарев, партнёр Maxfield Capital.
А в QIWI видят в этом и положительную сторону — они считают, что у финтех-стартапов есть большие возможности в сфере персональных финансов, достаточно лишь научить людей вести домашнюю бухгалтерию и показать как это на самом деле легко и полезно.
В портфеле QIWI Venture два проекта, связанные с личными финансами: EasyWallet, сервис для подбора наилучшего финансового продукта для пользователя, а также Zaimix, сервис составления кредитных отчётов и аналитики, который даёт рекомендации по улучшению своей кредитной истории. Zaimix уже успешно запустили и сейчас рассматривают возможность масштабирования.
Положительную роль в росте рынка личных финансов может сыграть образовавшийся кризис: у людей есть потребность считать деньги, экономить, планировать расходы и вложения. Это уже понимают банки и стараются добавить в свои мобильные или веб-приложения функции, присущие сервисам личных финансов. Не все, однако, считают, что банкам это успешно удаётся.
На наш взгляд, чтобы стать успешным, сервис личных финансов должен предоставлять пользователю не только удобный и интуитивно понятный функционал учета расходов и доходов, но и учить его ставить и последовательно достигать среднесрочные и долгосрочные финансовые цели (например, приобретение машины, квартиры) и предоставлять удобные инструменты для реализации этих целей (начиная от различных вариантов кредитов и заканчивая рекомендациями по повышению своей квалификации, смены работу на более высокооплачиваемую, рекомендации по дополнительному заработку и т. д.).
— советует Ольга Туржанская, руководитель QIWI Venture, и добавляет, что они с радостью примут новые проекты отвечающие этим требованиям.
Чтобы заинтересовать инвестора компании необходимо показать работающую бизнес-модель (хотя бы на горизонте), понимание как захватывать рынок и сильную команду с опытом на финансовом рынке — тут правила такие же, как и везде.
— добавляет Константин Стискин, Finsight Ventures.
Maxfield Capital также уже имеет одну российскую компанию в портфеле — Fingooroo, и они очень довольны её успехами. Партнёр фонда Лазарев считает, что Россия должна стать важным этапом в развитии стартапа перед выходом на глобальный рынок. Поводов для оптимизма достаточно: в России уже есть свои чемпионы финтеха.
Прогрессивная модель, компетентная команда, быстрый рост бизнеса, а главное — масштабируемый на другие географии сервис — вот основные критерии, которые мы учитываем при принятии решения об инвестициях.
— говорит он.
Даже не смотря на то, что стартапы покупаются нечасто, главным образом из-за недостаточных достижений самих стартапов, в Finsight Ventures считают рынок привлекательным, потому, «что игрок, обладающий данными о личных финансах пользователя, имеет возможность дополнительной монетизации с помощью высокомаржинальных продуктов в виде предоставления инвестиционных сервисов, продажи кредитов и т. д.». В долгосрочной перспективе рынок должен активизироваться: пока банки лишь присматриваются к молодым игрокам.
К вопросу о том, стоит ли адаптировать западные технологии — такие, как mint.com, — под российский рынок или заняться поиском собственных проблем и их решений, инвесторы относятся неоднозначно. Некоторые считают, что опробованные на Западе решения могут дать свои всходы и на нашей земле:
С учетом того, что сервисы личных финансов в мире уже давно получили широкое распространение, копирование удачных бизнес-моделей сервисов личных финансов может дать неплохой результат на российском рынке, но, безусловно, требуется адаптация сервиса-клона под особенности российских пользователей (в том числе и подстройка под менталитет). На мой взгляд, хорошая стратегия — создавать партнерства с успешными зарубежными сервисами личных финансов и делать их локализацию в России.
— рассуждает Туржанская.
У Стискина из Finsight Ventures — противоположное мнение. Он считает, что успех mint.com на западном рынке вовсе не означает, что и здесь технология сможет стать успешной, и рекомендует изучить другие западные модели: Yodlee, PersonalCapital, Bank 3.0, в последний, к слову, ранее инвестировал фонд «Сбербанка» SBT Ventures.
Лучше инвестировать «в проекты, которые строятся вокруг уникальной технологии», считает Лазарев. По его словам проекты, которые копируют западные технологии интересуют фонд в меньшей степени, хотя у фонда и нет каких-либо ограничений.