В финансах существует большая разница между “расходами” в финансовом смысле и “расходами” в бытовом. Финансисты разделяют понятия расходов и расходования денежных средств. Расходами называются события, которые:
- Являются тратой денег или у вас появляются обязательства по их уплате.
- Относятся к текущему финансовому периоду.
- Относятся к использованию ресурсов компанией.
При этом расходом денежных средств является фактическая операция списания средств со счета или кассы. И такое списание не всегда может означать расходы(в обозначенном смысле) для компании. Например:
- Вы дали в долг. Списание есть, это не расход (у вас не появилось обязательств, наоборот, должны вам), а превращение денег в актив — долг, который должны вернуть.
- Вы купили сервер. Т.к. Сервер штука долгосрочного функционирования, то расходы на него нельзя отнести только к текущему финансовому периоду, поэтому сумма расходов на сервер не является полностью расходами этого периода. Расходы на сервер считаются в составе т.н. амортизации — оценки износа оборудования, степени, с который вы “употребили” сервер в текущем периоде.1. Вы купили 10000 единиц товара, а продали 4000. В этом случае в расходы попадают только 4000 единиц товара, т.к. Вы использовали 4000 единиц товара, остальные 6000 лежат на складе.
- Ваши рабочие станции залило водой и их пришлось выкинуть. В этом случае у вас будут расходы, т.к. Вы списали компьютеры, эти ресурсы больше вам не доступны, хотя денежных расходов вы еще не понесли, если не купили новые компьютеры.
Финансы объединяют между собой 3 ключевых финансовых отчета: Прибыль и Убытки (ПиУ), баланс, движение денежных средств (ДДС). Смысл всех ухищрений, описанный выше, в том, чтобы представить консистентную картину предприятия в трех этих отчетах. В примерах выше, связи следующие:
- Когда вы дали в долг, вы сделаете запись о снижении кол-ва денег, так же сделаете запись в балансе об уменьшении остатков, а также о росте обязательств перед вами. В этом случае ПиУ остается без изменений.
- Когда вы купили сервер, то вы делаете запись об уменьшении денег по ДДС, увеличиваете баланс на стоимость сервера, уменьшаете на кол-во денег. По итогам года, вы снижаете балансовую стоимость сервера на уровень амортизации, а размер амортизации попадает в расходы.
- Купив 10000 единиц товара, вы тратите деньги по ДДС, ваши запасы по балансу растут на 10000 единиц, а деньги уменьшаются, ПиУ без изменений. После расходования 4000 единиц, ваш ПиУ пополняется выручкой от продажи 4000 единиц, в расходы идет 4000 единиц, в баланса сокращаются запасы на 4000 единиц.
- В случае потопа, ваши компьютеры, которые были в составе баланса как основные средства будут списаны, баланс уменьшается на стоимость компьютеров, в расходы попадут потери от уничтоженного имущества. По ДДС не будет никаких движений.
По этой причине при анализе предприятия, чтобы не перемешать все в кучу, нужно провести раздел между текущей и инвестиционной деятельностью. Ваши текущие расходы и инвестиционные расходы должны находится в разных плоскостях, т.к. понятие расходов связано с прибылью и убытками. А прибыль и убытки в первую очередь описывают вашу способность генерировать прибыль от регулярной хозяйственной деятельности.
Что я имею ввиду под инвестиционными расходами в контексте ИТ? Это закупки оборудования, серверов, мощностей, запуски новых проектов и ассоциированные с ними расходы. Важно всегда четко понимать, как идут дела у вашего регулярного бизнеса, а затем уже оценивать, что происходит в части вашей инвестиционной активности: хорошо ли летит проект и достаточно ли ему денег. В конце концов, мы можете финансировать новый проект совсем не из денег, генерируемым вашим core проектом, а взять заем (который, как вы понимаете, не будет вашим доходом, а лишь отразится в ДДС и балансе). Но ясное выделение прибылей и убытков core проекта позволит вам не увлечься инвестициями и не проворонить момент, когда или инвест проект стал топить весь бизнес, или core стал хуже работать, отчего инвестиционный проект стал голодать.
Автор: Shmidtk