Совет директоров Uber предложил возглавить компанию Даре Хосровшахи, 12 лет руководившему туристическим сервисом Expedia. По подсчётам Bloomberg, топ-менеджер может обойтись стартапу в $200 млн — из которых внушительную часть составит возмещение за невыданный опцион, от которого менеджеру придётся отказаться, так как его контракт в Expedia ещё не закончился.
Хосровшахи, которого NYT в 2015 году назвала самым высокооплачиваемым топ-менеджером в США, почти неизвестен в России, да и американские СМИ называют его кандидатуру неоднозначной по ряду причин. С одной стороны, он беженец (это хорошо, как пишут некоторые американские СМИ), с другой — опять мужчина (не очень хорошо). С одной — привёл крупную компанию к прибыли (плюс), с другой — допускал крупные просчёты, связанные с рынком стартапов (минус). «Роем!» рассказывает, кто такой Uber остановился на человеке с одной из самых необычных биографий в Кремниевой долине.
VIP-беженец
Хосровшахи родился в одной из наиболее влиятельных семей в Иране, его родители владели большим количеством бизнесов — от фармакологии до производства продуктов питания и были вынуждены покинуть страну в 1978 году после того как в результате революции значительная часть их имущества была национализирована. Семья Хосровшахи переехала в США когда ему было восемь лет, поэтому американские СМИ формально правы, называя его беженцем. Это помешало ему окончить одну из самых престижных школ в США, а затем получить диплом инженера в университете Брауна, входящем в Лигу плюща.
В 1991 Хосровшахи поступил на работу в инвестбанк Allen & Co, управляющим директором которого был его брат. Через семь лет он решил перейти на работу к одному из своих клиентов по инвестбанку предпринимателю Барри Диллеру в принадлежавший тому кабельный канал USA Networks. Канал был убыточным и Хосровшахи не смог изменить ситуацию, однако его работодатель Диллер оценил его усилия и перевел менеджера в другую свою компанию — интернет-холдинг InterActiveCorp, который в 2001 году купил Expedia. В 2005 году Хосровшахи возглавил Expedia.
Приключения иранцев в Долине
Семье Хосровшахи везло в инвестициях в интернет и медиа-активы. Например его кузен Амир Хосровшахи в 2016 году продал компании Intel стартап в области искусcтвенного интеллекта Nervana за $400 млн. Другие два кузена в 2010 году продали свой стартап компании MySpace и на вырученные $20 млн купили акции Airbnb, Dropbox, Uber и Facebook. Его дядя Хассан Хосровшахи, который также сбежал от революции (только в Канаду), основал компанию Future Shop. Её купил один из крупнейших в мире ритейлеров Best Buy.
За 12 лет на посту главы Expedia Дара Хосровшахи увеличил выручку компании в 4 раза — с $2,1 млрд в 2005 до $8,7 млрд 2016. Возможно, эта цифра была бы в разы больше, если бы в середине нулевых Expedia не проявила излишний консерватизм.
На тот момент Expedia брала с отелей за бронирование 25% и более от стоимости. Перспективный стартап из Нидерландов Booking.com начал брать за то же самое около 12%. В какой-то момент Expedia была близка к покупке конкурента, но Хосровшахи решил, что не стоит жертвовать маржой ради доли рынка. В итоге актив купил крупнейший конкурент Expedia компания Priceline, что сделало ее лидером мирового рынка онлайн-букинга.
Сложный выбор
Акционеры Uber стояли перед непростым выбором в поисках нового CEO, который должен был заменить основателя компании Тревиса Каланика. Изначально основная борьба шла между руководителем HP Мег Уитман и главой General Electric Джеффри Иммелтом. Ранний инвестор и крупный акционер Uber — инвесткомпания Benhcmark — поддерживала Уитман, а сам Каланик выступал за Иммелта. Параллельно обсуждался и десяток других кандидатур, например члена совета директоров Uber Арианны Хаффингтон.
Почему был сделан выбор именно в пользу Хосровшахи сейчас сказать сложно, эксперты называют самые различные противоречащие друг другу причины. Например Хосровшахи открыто выступает против президента США Дональда Трампа. В частности одним из первых осудил ужесточение эмиграционного законодательства и критиковал в других случаях. Тогда как Каланик согласился работать советником Трампа, что стало одной из причин нападок на компанию. Иранское происхождение, судя по публикациям в американских СМИ, также даёт плюсов публичному имиджу Хосровшахи.
Аналитик компании Kelley Blue Book Ребекка Лиланд приводит еще один довод — среди акционеров Uber были сторонники идеи назначить главой компании женщину (например Уитман или Хаффингтон), чтобы заведомо обезопасить себя от нападок в отношении сексизма. Однако, парадокс, такое решение могло вызвать обвинения в пристрастности по гендерному признаку.
Передача Mad Money на CNBC, где Хосровшахи в том числе затрагивает тему миграционной политики США (на пятой минуте видео)
С надеждой на IPO
Глава компании Farr, Miller & Washington Майкл Фарр говорит, что Хосровшахи пользуется уважением инвесторов и это поможет ему в осуществлении планов по проведению IPO Uber, которое остается в планах компании, несмотря на все проблемы. Другой довод в пользу Хосровшахи — его обширные связи в Кремниевой долине. Марк Махони, аналитик RBC Capital, следивший за карьерой Хосровшахи в Expedia, также называет в числе его преимуществ опыт переговоров с государством по поводу различных регуляторных вопросов — этого очевидно не хватало Каланику.
Можно отметить, что сферы работы Expedia и Uber, туризм и такси — разные. С другой стороны, ключевая модель работы обоих компаний — это агрегатор, который удерживает свою комиссию. В этом смысле бизнесы двух компаний ближе, чем кажется.
В случае, если Хосровшахи согласится на предложение Uber, это станет самой сложной задачей за всю его карьеру. Компания Benhcmark уже заявила, что приветствует его назначение, но не собирается отказываться от своего иска к Каланику, что явно не облегчит работу нового CEO. Сейчас Хосровшахи уже сообщил Expedia, что собирается покинуть компанию, но его отставка еще не подписана.