Минспорт внесло на обсуждение законопроект, который может иметь серьёзные последствия для рынка онлайн-медиа. По предварительным формулировкам, рынок рекламы букмекерских контор, оценивающийся в 50 млрд рублей, может быть монополизирован на телевидении и в интернете компанией «Матч ТВ», создающейся по указу президента. В то же время поправки могут привести к тому, что СМИ не смогут освещать спортивные события во время живой трансляции без специального разрешения.
Реклама на «Матч ТВ» и не только ТВ
«Полная глупость — печатной прессе можно рекламировать беттинг без ограничений, а в диджитал — только на сайте matchtv.ru, сайтах федераций и лиг», — говорит управляющий директор издания Championat Дмитрий Сергеев. Сергеев имеет ввиду законопроект, который внесло на обсуждение Минспорт 23 октября. Как следует из него, компания «Матч ТВ», создаваемая по указу президента, может стать монополистом на телевизионную и онлайн-рекламу букмекеров среди СМИ.
«Матч ТВ» — спортивная медиакомпания под руководством Тины Канделаки на базе спортивной редакции «Газпром Медиа Холдинга». Основной канал начнёт вещание 1 ноября. Председатель правления холдинга Дмитрий Чернышенко на презентации назвал компанию «стартапом»
Законопроект даёт право рекламировать букмекерские конторы только общероссийским обязательным общедоступным теле- и радиоканалам спортивной тематики, поясняет юрист по интеллектуальной собственности, партнёр Nevsky IP Law Кирилл Митягин. Из перечня каналов в указе президента следует, что в спортивный канал действительно только один — «Матч ТВ». Что касается онлайн-СМИ, то рекламировать букмекеров смогут только те ресурсы, владельцем которых является «вещатель общероссийского обязательного общедоступного телеканала спортивной направленности» (т.е. «Матч ТВ»). С другой стороны, к рекламе допускаются все сайты профессиональных спортивных лиг и общероссийских спортивных федераций и все печатные СМИ о спорте.
Это не первый законопроект, который должен был изменить рынок рекламы букмекеров. В июле Минкомсвязь предложило отменить ограничение на рекламу азартных игр с 22 до 7. Тогда эксперты министерства оценили годовой объём рынка в стране в 150 миллиардов рублей. По их мнению, букмекерские конторы получают до 2 миллиардов 500 миллионов рублей чистой прибыли.
При принятии законопроекта прогнозировался рост рекламного рынка на 50 миллиардов рублей, что значило бы дополнительные 10 миллиардов рублей налоговых поступлений в бюджет. Для сравнения: по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2014 году объём отечественного рекламного рынка составил 340 млрд рублей. Впрочем, этот законопроект так и не был принят.
За год до этого — в июле 2014 — изменился ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр». В том числе, ввели понятие интерактивных ставок, легализовав, таким образом, деятельность онлайн-букмекеров. До лета 2014 года практика шла по иному пути: Роскомнадзор блокировал подобные сайты. В частности, «Лига Ставок», «Фонбет», «Балтбет» и другие были внесены в реестр разом в марте 2014 года.
Сейчас онлайн-беттинг имеет все шансы стать одним из крупнейших каналов поступления денежных средств для сегмента диджитал с точки зрения рекламы, говорит Сергеев (Championat). Букмекеры готовы вкладывать серьезные деньги в свои активности, уверен он. Сам Сергеев отказался комментировать свои коммерческие отношения с букмекерами.
Дисквалификация в прямом эфире
Другой пункт законопроекта, на который обратили внимание, — исключительные права на освещение спортивных мероприятий в СМИ будут принадлежать организаторам. Это означает, что всем прочим лицам — в том числе и СМИ — необходимо будет, как минимум, согласовывать собственные трансляции, рассуждает генеральный директор юридической компании «ЮрПартнерЪ» Антон Толмачев. Эти согласования могут иметь свою цену, из чего субъекты спорта и будут получать дополнительный доход, говорит он.
Руководитель проекта Sports.ru Дмитрий Навоша воспринял это предложение резко:
Параграф про «исключительные права на освещение» дурацкий, и аналогов в мире не имеет. У нас хватает, конечно, дурацких законов, но этот все же вряд ли будет принят. Запрет рассказывать о российском спорте онлайн тем, кто не заплатил — это, конечно, мощный «механизм увеличения его доходов». У нас и сейчас мало кто это делает — остались единичные не финансируемые государством спортивные медийные компании.
Навоша подчёркивает, что сегодня не менее 50% интереса к спорту в стране — это интерес к зарубежному спорту. По его словам, подобные меры могли бы привести только к падению интереса к российскому спорту.
Сергеев (Championat) не уверен, что предложение имеет право на жизнь, поскольку серьезно конфликтует с ФЗ «О средствах массовой информации». «Никто не может запретить нам освещать те или иные события», — говорит он.
***
«У нас есть, конечно, отношения с букмекерами. И нам бы не хотелось это партнерство прекращать», — говорит главный редактор «Советского спорта» Павел Садков. Однако, по его словам, законопроект ещё сырой, вопросов к нему много, механизмы его действия непонятны и серьезно его обсуждать пока смысла нет.
Замминистра спорта России Наталья Паршикова прокомментировала изданию «Чемпионат» возможные поправки в законах. По её словам, переживать не стоит — монополии на рекламу не будет, как и условий нечестной конкуренции в прямом вещании. Впрочем, она не пояснила, какие именно меры планирует принять министерство.
В «Матч ТВ» не успели оперативно ответить на вопросы Roem.ru.