Создатели 4pda.ru: Любому повезет при 16-18 часовом рабочем дне

в 13:33, , рубрики: 4pda, Hi-tech Mail.ru, Антон Жиляев, Арсен Симонян, Дмитрий Минаев, интервью, Нам пишут, метки: , , , , , ,

Проект 4pda.ru основан в 2005 году и за 10 лет своего существования вышел на довольно впечатляющие показатели: более 11 миллионов уникальных посетителей ежемесячно (у сайта LifeNews, например, в июне было 11,9 млн посетителей, у телеканала «Дождь» — 4,6 млн), и огромный авторитет в гик-сообществе.

О том, как возникла идея создания подобного ресурса, какие были трудности на его пути и что такое 4pda сегодня, Roem.ru поговорил с его создателями — руководителем проекта Дмитрием Минаевым, главным редактором Арсеном Симоняном и техническим директором Антоном Жиляев.

Ребята, привет. Давно хотел с вами познакомиться лично. Сам читаю ваш ресурс и иногда прихожу за поиском решений на форум. Для начала представьтесь пожалуйста для нашей аудитории.

4pda: Юра, привет. Нас сегодня сразу трое: Дмитрий — руководитель проекта, Арсен — главный редактор и Антон — технический директор. Каждый из нас закрывает свою часть проекта и мы сможем ответить на любые твои вопросы. Кстати, хотим поблагодарить тебя за Roem. С удовольствием его читаем каждый день. (Дмитрий) Для меня, Roem один из немногих ресурсов, на чтение которого я трачу личное время, и это показатель, так как информации в течение дня много и приходится внимательно отбирать входящие источники. (Антон) Поддержу Диму — у нас часто диалог начинается фразой — А ты уже читал на Roem??? Юра, ты создал отличный ресурс, спасибо. (Арсен) Каюсь, специально Roem я не читаю, но Дима и Антон иногда так увлекательно обсуждают некоторые материалы, что заглядываю, чтобы быть в теме.

Коллеги, спасибо. Очень приятно это слышать. Расскажите пожалуйста кратко историю 4pda. Вас конечно и без этого знают, но людям интересно.

Дмитрий Минаев, руководитель проекта: Мы перевалили за отметку 11 миллионов человек в месяц, но это далеко не весь рынок. Нас еще не все знают и нам точно есть куда расти.

Про историю проекта можно рассказывать очень долго и мы наверно однажды книгу об этом напишем, поэтому постараюсь рассказать кратко, чтобы читатели не уснули.

Создатели 4pda.ru: Любому повезет при 16-18 часовом рабочем дне - 1

В 2005 году, после ряда обстоятельств с популярными тогда ресурсами, несколько человек решили создать собственное «казино» со всеми удовольствиями, что и было реализовано. Создателем 4pda принято считать замечательного человека под ником Imater. Через полтора года он вышел из проекта в силу личных причин, но в памяти проекта он запечатлен именно как создатель. Сейчас он успешный и известный человек сразу в двух отраслях — автомобильной и писательской.

С выходом Imater проект оказался в сложной ситуации, так как вскрылись серьезные ошибки в финансовых расчетах, хостинге и организации в целом. Об этом почти никто не знает, но на тот момент дальнейшее существование проекта было под большим вопросом. Из-за ошибок в расчетах образовался серьезный долг, который нам пришлось гасить самостоятельно. Для каждого из нас это были очень серьезные деньги.

Отдельно хочу рассказать историю про хостинг. На тот момент он осуществлялся на площадке нашего знакомого, который в последствии поставил проект перед фактом — завтра вы «съезжаете» и это не обсуждается. Найти несколько тысяч долларов на новый сервер меньше чем за сутки, для нас было почти нерешаемой задачей.

Нам удалось собрать немногим больше половины, но в этот сложный момент на помощь пришел один из наших Модераторов — Олег Кузьмин (OlegOK). Когда до него дошла информация о том, что проект стоит на гране закрытия, он позвонил мне и спросил — «куда перевести нужную сумму?». Представьте, малознакомый, на тот момент, человек переводит полторы тысячи долларов без каких либо залогов и расписок, просто под честное слово и веру в проект. В 2005 году полторы тысячи долларов были для нас крупной суммой. Благодаря Олегу нам удалось купить новый сервер и перевести 4pda на собственное оборудование. С тех пор мы уже никогда не зависели от «хороших знакомых». Фактически, Олег не просто спас проект, но и помог сотням тысяч людей.

Интересное у вас было начало. А как развивалась редакция?

Арсен Симонян, главный редактор: В первой версии, редакцией был я сам. На тот момент у нас было 5−6 новостей в сутки, иногда полезные статьи, которые писал тоже я. Так продолжалось довольно долго, но даже такой небольшой, по сегодняшним меркам, объем публикаций отнимал у меня много времени, причем без перерывов на выходные, праздники и отпуск.

Создатели 4pda.ru: Любому повезет при 16-18 часовом рабочем дне - 2

Когда у нас появилась возможность нанять «новостников», мы повысили объем ежедневных новостей почти в два раза. Спустя два года мы поняли, что редакция требует серьезной модернизации и этот момент был для нее переломным. У нас не было учителей, которые бы помогли нам построить все правильно и быстро, поэтому мы учились всему в боевом режиме. Нужно сказать, что такой подход оказался очень эффективным и мы периодически используем его и в текущей деятельности, хотя предпочтение отдаем, конечно, всестороннему анализу и длительному планированию.

С редакцией понятно, знакомая история, а как развивали форум? Насколько я знаю, ваш форум считают очень полезным.

Дмитрий Минаев, руководитель проекта: Около трех лет мы удерживали форум в виде уютного места общения «для своих». Позже мы провели около двух десятков экспериментов разного масштаба, чтобы найти стратегию взаимодействия с людьми, которых каждый месяц становилось все больше.

Естественно, что такая ситуация не понравилась части «стариков», и они громко ругали нас за то, что 4pda уже не торт. Их можно понять, наш быстрый рост фактически лишил их уютной норы только для своих. На этом этапе от нас ушли несколько очень активных пользователей, которые были не согласны с действиями Администрации и конкретно моими решениями. Каждый такой пользователь считал своим долгом громко хлопнуть дверью, обвинить меня во всех грехах, предсказать нам скорую кончину и заявить, что больше никогда не вернется на 4pda. В результате все эти люди до сих пор тусуются у нас, хоть и не так активны.

Сейчас форум — это огромное (более 8 млн человек) сообщество разнообразных людей и фантастический объем накопленных знаний. Управлять форумом такого масштаба сложно. Учиться не у кого, таких объемных тематических форумов ни в России, ни за рубежом больше нет. Учиться приходилось, как и на сайте, в боевом режиме. Сейчас быстрый рост форума закончился, мы выбрали свою часть рынка и у нас впервые появилась возможность решать задачи более внимательно.

Антон, вопрос к тебе — на чем сейчас работает 4pda? Сайт очень напоминает WordPress, или все же что-то свое?

Антон Жиляев, технический директор: Пару лет назад сайт действительно работал на WP, но он оказался неспособным оптимально работать при больших нагрузках. Сейчас от него осталась лишь структура, все остальное мы полностью переписали. То же самое произошло и с форумом. Стандартный IPB форум при больших нагрузках оказался крайне неповоротливым. В результате мы написали собственную платформу, которая заменяет собой все нагруженные элементы форума. На одном из этапов доработок, мы увеличили быстродействие форума в диапазоне 156−214%, в зависимости от модуля.

При ваших нагрузках в эти цифры поверить сложно. А кто все это разрабатывает?

А.Ж.: Цифры действительно большие. Когда мы делали сравнения, пришлось перепроверять данные несколько раз. Сами не могли поверить в такие показатели. Кстати сказать, был еще один этап оптимизации, который дал прирост в районе 28−34%, но даже это нас не останавливает. Сейчас процесс оптимизации скорости носит постоянный характер.

Пишем все сами. У нас отличная команда разработчиков, очень талантливые ребята. Собственно, я сам разработчик. Были попытки привлечь к разработке сторонние силы, но мы очень быстро отказались от этого метода. Слишком дорого в плане денег, времени и сил обходятся разработчики, уровень которых не дотягивает даже до нашего. Но выясняется это, к сожалению, всегда в процессе работы. Кто отдавал разработку на аутсорс, меня поймет.

Хорошо тебя понимаю. С разработкой нагруженных систем за разумные деньги действительно сложно. А что у вас с серверами?

А.Ж.: Извини, но схему раскрывать не буду, это наша собственная наработка и вопрос безопасности, но могу сказать, что после очередной оптимизации схемы распределения трафика, мы работаем на 14 серверах.

Roem: Расскажите про редакцию — кто все эти люди?

Арсен Симонян, главный редактор: Нам везет с кадрами. За эти годы были люди, которые не выдерживали наших требований к качеству материалов или подходу к работе, но сейчас таких уже нет. Мы очень внимательно относимся к выбору людей, долго готовим каждую вакансию и еще дольше ведем нового сотрудника для того, чтобы взаимопонимание было максимальным. Сейчас у нас команда увлеченных людей, которые живут тем, что делают, будь то устройства или игровое направление. Мне действительно можно гордиться своими коллегами.

Поделитесь критериями успеха 4pda.

Дмитрий Минаев, руководитель проекта: Сложно однозначно ответить, все зависит от того, что считать успехом. Мы меняем проект таким образом, чтобы каждая его часть была максимально полезна с точки зрения получения информации, нахождения нужного решения или просто развлечения. Удается не все, но мы не останавливаемся. Помимо этого у нас есть буквально маниакальная направленность на улучшение всего, на что нам хватает ресурсов. Когда руководитель перфекционист — сложно всем вокруг, но результаты этого стоят.

Но от удачи тоже многое зависит?

Д.М.: Конечно. Нам постоянно говорят, что нам «просто очень повезло». Мы полностью согласны — любому «повезет» при 16−18 часовом рабочем дне. Есть отличная поговорка — «при ближайшем рассмотрении, любое везение оказывается хорошим планом».

В чем нам точно везет — это в людях, буквально с каждым членом команды сайта или форума. Собрать такое количество замечательных и талантливых людей в одном месте сложно. Нам удалось. Но для отбора людей у нас тоже есть регламенты и даже двухмесячная Школа Модератора. Мы гордимся тем, что у нас есть возможность работать рядом с такими замечательными людьми.

А какие неудачи и ошибки были?

Д.М.: Это одна из моих любимых тем. Ошибок мы делали и будем делать много. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Именно ошибки позволяют нам быстро учиться. Иногда они очень дорогие, иногда незаметные, но их помнят все, кто занимается стратегическим развитием и проектированием внутренних проектов.

Людей, которые будут говорить о том, что нужно учиться на чужих ошибках — можно поздравить со знанием «истины». На практике же люди заучили поговорку, но не понимают всего информационного объема, заключенного в каждой ошибке. Нереально определить причины, связи и последствия чужих ошибок. Нужно владеть информацией, быть в теме, прожить это. Только после того, как доступен весь информационный объем, можно получить свой драгоценный опыт.

4pda — один из крупнейших тематических ресурсов рунета, если не крупнейший. Что вы сами думаете об этом?

Д.М.: Крупнейший — это еще не успех, это лишь показатель масштаба. Есть, например, Hi-tech Mail.ru. За редким исключением, отличные ребята, и ни для кого ни секрет, что когда они включают на свои материалы нагон трафика, они становятся крупнее нас. Незначительно, но крупнее. Можно ли их назвать успешным проектом? Вряд ли. В проекте много проблем, от которых они никак не могут избавиться, или уровень профессионализма некоторых людей не позволяет это даже увидеть. А может им просто некогда, ведь писать гадости в фейсбуке и твиттере более продуктивно, чем заниматься развитием проекта.

Тоже самое касается и нас. Мы крупнейшие, но пока не лучшие. Честно скажу, мы перестали сильно радоваться объему посещаемости где-то после трех миллионов человек в месяц. Большой объем аудитории это фантастическая ответственность и соответствовать этому уровню сложно. Большим проектам даже учиться не у кого, реальных практиков нет, а теоретиков слушать нет смысла.

Если же говорить про ощущения успеха, главный успех — наша аудитория, которая в нас верит и возвращается к нам снова. И, конечно, наша команда, без которой проект был бы совсем другой.

Хорошо ты так прошелся по коллегам. Ты хочешь сказать, что лучше ребят из «Hi-tech Mail.ru» знаешь как развивать их проект?

Д.М.: Конечно нет. Не зная их идеологии и ресурсов, невозможно сделать даже приблизительные оценки. Но мы точно знаем их ошибки в публичной части, как при наличии ресурсов их можно исправить, и даже — как превратить некоторые разделы в лучшие в рунете. Естественно, мы пользуемся ситуацией, но знаете, если откинуть мысли о конкуренции и прочий «мусор», становится обидно, что ресурс с такими возможностями никак не может выйти на новый уровень и стать российским «энгаджетом» или чем-то близким. Хочется гордиться Hi-tech Mail.ru так же, как «Яндексом».

Про успех в целом — понятно. А как у вас обстоят дела в коммерческом плане?

Д.М.: Проект прибыльный. Четыре или пять лет мы вкладывали собственные средства, но когда затраты превысили комфортный для нас уровень, был создан коммерческий отдел. Сейчас мы его перестраиваем, так как объем работы сильно вырос. Через пару месяцев в отделе будет работать уже 5 человек.

Кризис на вас сказался? Как вы его переживаете?

Д.М.: Кризис сказался на рынке, а значит на всех сразу. С точки зрения финансов на нас он повлиял не сильно, мы уже были к этому готовы. У нас очень сильное внутреннее маркетинговое агентство, как мы его называем, которое профессионально работает с клиентами всех уровней, от инди разработчика, до Microsoft и Google.

Ребята тратят на экспертную оценку каждой рекламной кампании приличный объем времени, но результаты этого стоят. Вот здесь действительно есть чем гордиться. По результатам проведения двух мировых рекламных кампаний самой крупной айтишной компании мира (простите, но не могу прямо назвать), мы попали в TOP-5 самых эффективных площадок России и в TOP-30 площадок мира. Это очень высокая оценка.

Расскажи чуть подробней, кто ваши клиенты?

Д.М.: Здесь все просто — весь мировой рынок производителей мобильных устройств, российские вендоры, магазины, сервисы и, конечно, — разработчики. Мы научились эффективно работать с клиентами самого разного уровня и делаем это профессионально. Может показаться, что у нас все замечательно, но это не так. Например, у нас чуть больше сроки производства спецпроектов или публикаций, чем у других сайтов. Это связано с тем, что у нас в процессе участвуют маркетологи и даже психолог, которые делают детальный анализ текста на правильность подачи, уровень восприятия и еще восемь или девять пунктов, сейчас не вспомню.

Вы напоминаете маньяков с таким подходом.

Д.М.: Согласен. Текущий рынок рекламы и взаимодействия с клиентами этого требует. Те компании, которые этого не понимают, быстро закрываются. Это прозвучит странно, но конкуренции в России нет. В противном случае невозможно объяснить такой низкий уровень обслуживания клиентов. Мы этим успешно пользуемся и выстраиваем обслуживание на высоком уровне, чтобы сохранить преимущество в тот момент, когда конкуренция в России появится.

Ребята, а почему вы не публичны? Вам явно есть чем поделиться с другими людьми.

Арсен Симонян, главный редактор: В этом нет особого смысла, как нет смысла измерять известность человека по количеству фолловеров или лайков в его фейсбуке. Мы делаем интересный и востребованный продукт, который помогает другим людям решать их сложности. Для нас главное — польза другим людям, а не «светить лицами».

Дмитрий Минаев, руководитель проекта: Немного дополню, профессиональная тусовка и представители брендов отлично знают Арсена, причем не только в России.

Любой популярный проект не обходится без зависти — вам завидуют?

Арсен Симонян, главный редактор: Открыто нет, но в разговорах с коллегами иногда проскакивают нотки зависти. Руководители и редакторы других ресурсов тоже не прочь, чтобы к ним приходило по пол-миллиона читателей в день и оставляло по двести комментариев к каждой новости. Странно другое, что все инструменты и технологии, которые мы используем, доступны — пользуйтесь. Но завидовать ведь легче, чем работать на развитие каждый день.

Как вы относитесь к критике? Что вас больше всего раздражает?

Дмитрий Минаев, руководитель проекта: Если критика действительно конструктивная, мы ее обрабатываем и принимаем решение в каждом конкретном случае. После принятия решения, благодарим человека. У нас три источника сбора критики, плюс собственный критический анализ по каждому направлению (мы его называем — «тяжелым анализом»).

К сожалению, в большинстве случаев внешней конструктивной критики нет. Чаще всего пользователи недовольны тем, что после нарушения ими правил ресурса к их аккаунту применяется ограничения. Но это другая история. По ней стоит написать книгу, шедевром она не будет, но вполне сможет стать по смыслу рядом с фильмом «Матрица».

Вы сотрудничаете с другими ресурсами?

Арсен Симонян, главный редактор: Пытаемся. Иногда очень хочется собрать руководителей и редакторов всех наших тематических ресурсов на большую встречу и поделиться опытом, пообщаться без барьеров и ужимок, но наши усилия пока безрезультатны. Любые наши попытки обменяться информацией с другими ресурсами, разбиваются о паническое недоверие редакторов и руководителей. Люди боятся делиться информацией даже в условиях, когда наши выборки на порядок больше. Возможно именно этот страх сковывает наш рынок от быстрого развития. Нам бы хотелось изменить это, ведь в позиции win-win рынок будет развиваться проще и быстрее.

На вашем рынке не принято об этом спрашивать, но есть много разговоров про нагон трафика для накрутки счетчика посещений и просмотров. А как у вас обстоят дела с этим?

Дмитрий Минаев, руководитель проекта: Не принято говорить у тех, кто этим занимается. В принципе, можно назвать такие ресурсы, но те люди, для которых эта информация действительно важна, и так все знают.

Если говорить про нас, то у нас есть специальная система с уникальным алгоритмом, которая позволяет нам отчитаться буквально за каждого посетителя. Она может подтвердить, что это не бот с вероятностью 94,7%. Мы не знаем ни одного ресурса в рунете, способного подтвердить клиенту чистоту трафика на таком уровне.

Касательно покупки «не органического» трафика, то у нас нет и никогда не было такой необходимости. Наш трафик на 100% органический и для подтверждения этого у нас тоже есть специальная система, но подробно о ней я рассказывать не буду, извините, это наше стратегическое преимущество.

Про вас иногда говорят, что без форума вашего ресурса не будет.

Д.М.: О, это знаменитая фраза, которую нам говорят те, кто сам не хочет или не может развиваться. Три года назад это было близко к правде. Сейчас, если выключить форум и подождать оттока инерционной аудитории (три-четыре месяца), то сайт будет по посещаемости чуть выше любого конкурирующего ресурса в рунете, за исключением Hi-tech. Но если поставить нас в равные условия и отключить Hi-tech их «машину по перераспределению трафика» (улыбается), то 4pda будет опережать и их. Немного, но будет. Предвосхищая нападки скажу — необходимые для проверки моих слов данные собрать очень просто. Мы вот собирали сами.

Поделитесь секретом, как создать и развить большой проект?

Д.М.: Это самый емкий вопрос. Если отвечать развернуто, это займет несколько дней, если кратко — это не будет полезно людям. Сложное положение. Попробую сформулировать несколько самых важных моментов.
— Всегда будьте честны с самим собой.
— Думайте как ваш посетитель.
— Искренне любите своих посетителей, клиентов и сотрудников.
— Ваши решения должны быть взаимовыгодными для всех участников.
— Никаких поблажек для себя, своих действий и публичных действий сотрудников.
— Работайте на результат. Нет ножек — нет мультиков.
— Слушайте только «практиков» и себя. Не тратьте время на «теоретиков».
— Не реагируйте на нападки — собака лает, караван идет.
— Никогда не останавливайте развитие.
— Оторвите свою задницу и начните уже действовать.

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js