В гостях — Александр Белов
Ведущий — Сергей Горшенин
Дорогие друзья! Я рад приветствовать вас в студии программы «Готовые решения», и без лишних слов представляю гостя нашей студии: сегодня это Александр Белов, руководитель группы компаний «Белов и партнёры». Александр, здравствуй!
Здравствуй, Сергей! Здравствуйте, друзья, коллеги!
______________________________________________________________________________________________________
Хронологическая справка
Белов Александр Александрович родился в 1967 году в городе Снежинске Челябинской области. Учился в Дальневосточном государственном университете. С 1993 по 1996 собрал первую команду, разработал и внедрил автоматизированную систему для 80% предприятий ЖКХ Владивостока. В 2001 году переехал в Москву, устроился программистом 1С в крупный издательский холдинг. С 2002 руководитель внешних проектов по 1С в компании-интеграторе. С 2005 года по настоящее время является руководителем группы компаний «Белов и Партнёры».
______________________________________________________________________________________________________
Из океанолога — в ИТ-шники
Александр, расскажи немного о себе.
Родился и вырос я на Урале — в городе Снежинске Челябинской области. 17 лет прожил там. Затем уехал во Владивосток, и поступил в Дальневосточный государственный университет на отделение «Океанология». Во Владивостоке прожил следующие 17 лет своей жизни. Этап после Владивостока – переехал в Москву в 2001 году. Образование получил именно «инженер-океанолог».
Понимаю: Владивосток, океан, моря… Но каким образом океанология связала тебя с программированием и, в частности, с программированием 1С?
Во-первых, почему уральский парень поехал вдруг к океану, да? Наверное, такой вопрос возник?
И это тоже, да.
В жизни руководствуюсь несколькими принципами. Во-первых, мне нравилась математика. Во время обучения участвовал в олимпиадах. Во-вторых, нравилась химия, также участвовал в олимпиадах. Нравилось исследовать. Параллельно с путешествием у нас был в школе, так сказать, факультатив, кружок единомышленников: мы ходили в путешествия, но не просто в поход шли, а занимались какими-нибудь исследованиями, участвовали в различных конференциях, семинарах.
Потом было ещё увлечение музыкой: нравилось и петь, и играть на инструментах. Ну, и путешествия я тоже назвал. Вот 4 основных кита. Поступать на физмат, то там физика-математика – то, что мне нравилось, но не хватало той части, которая связана с путешествиями. Если поступать куда-то отдельно на путешествия, то соответственно… Океанология оказалась такой наукой, где я смог реализовать практически все свои интересы. Во-первых, это математика, которую нам преподавали в объёме математического факультета в университете.
Серьёзно.
Во-вторых, химия в объёме химфака: очень глубоко, много, и очень интересно. И плюс исследовательская часть океанологии обширна. Наверно, об океане люди сейчас меньше знают, чем о ближнем космосе.
Ну, да, вроде бы он рядом, а на самом деле...
… А на самом деле непочатый край исследований. Соответственно, путешествия, а это, естественно, экспедиции, а экспедиции – это небольшой коллектив 120 человек. И это возможности саморазвития – определённый режим, можно спортом заниматься, вечерами собираться с единомышленниками, играть в ансамбле, устраивать вечеринки и с танцами. По сути, океанология – это сфера деятельности, которая удовлетворила всем моим интересам.
Ну, хорошо, а..
… как перешёл к программированию? (Смеётся)
Ладно о программировании… Вот ты закончил институт. С чем была связана первая трудовая деятельность? Ты действительно стал путешествовать так, как тебе хотелось ещё до поступления или во время обучения в институте?
Поступил я в 84-м году, а заканчивал в 91-м. На два года у меня был перерыв на службу в рядах вооруженных сил. 91-й год характеризовался тем, что начался достаточно глубокий, первый, можно сказать, кризис, очень мощный.
О первых трудовых подвигах
У тебя, получается, защита была до путча или уже после?
Я заканчивал университет, и перестал действовать принцип распределения, то есть никто никого не хотел брать на работу, потребность в специалистах закончилась. Но, однако, пока я ещё учился, у нас произошёл случай. На одной из первых производственных практик был очень хороший начальник экспедиции, академик в будущем. После экспедиции, в которой я работал, он встретил нашего ректора, нашего завкафедрой и говорит: «Интересный у тебя тут студент был на практике. Утром прихожу в лабораторию, он работает. Через пару часов выхожу на палубу загорать, он там загорает, через сколько-то времени после обеда захожу – он работает. В какой-то момент перед полдником выхожу на спортивную палубу – он там спортом занимается”...
То есть всё время у него на глазах...
…”Вечером захожу в кают-компанию, а он там репетирует с ансамблем. Зашли в Сингапур, идём обратно из Сингапура, возвращаемся в порт приписки, работаем – они устраивают на палубе концерт, все там веселятся. Вот бы мне этого студента», — он такую фразу произнёс – «по окончании в лабораторию работать!» И мне завкафедрой, когда 91-й год случился, говорит: «Вот распределения нет, но ты можешь спокойно подойти и...» — сказал, где работает этот академик, Виктор Анатольевич, я до сих пор помню его – «подойти к нему и сказать, напомнить ему эту фразу». И я пошёл к нему и сказал, и он говорит: «Да, конечно, я это помню, и я с удовольствием возьму тебя на работу». И я начал работать в Институте проблем морских технологий стажёром-исследователем. Это было Дальневосточное отделение Академии наук.
И чем ты там занимался?
Я был стажёром-исследователем. Когда пришёл в лабораторию, академик мне сказал: «Напиши программу», — ему нужна была определённая программа – «и учи английский». До меня он смог одного студента хорошо подготовить, и тот переехал работать в Канаду. Относительно меня, возможно, были такие мысли… Когда пришёл работать, я не знал, с какой стороны подходить к компьютеру, потому что там уже были ПК, а когда я заканчивал университет, у нас ещё были ЕС.
«Поменяю однокомнатную квартиру в Москве на персональный компьютер»
Ну, в 91м уже 286-е должны были быть.
Ну, а здесь даже были и 386-е, и в первой экспедиции в 91 году даже покупали 486-ю машину, и в Сингапуре отдали за неё, по-моему, 5,5 тысяч долларов.
Я до сих пор помню объявления 90-х годов «поменяю персональный компьютер на однокомнатную квартиру в Москве».
Да, был момент, когда компьютеры персональные стоили 40 тысяч – это уже чуть попозже, а моя зарплата была 240 рублей...
Получается, что ты, будучи стажёром-исследователем, начал писать программу, ничего об этом не зная. Можно сказать, ты начал исследовать такую область, как программирование?
Задача мне была поставлена таким образом: нужна программа, которая будет хранить данные тех станций, которые мы будем при помощи прибора обрабатывать: снимать температуру, солёность, плотность воды, и эти данные нужно хранить и потом обрабатывать. Соответственно, что делать? Да, надо освоить, что такое базы данных. Берём книгу, разбираемся.
В то время это было, наверное, что-то типа клипперов.
У меня было всего две недели на то чтобы написать программу, спасибо коллегам, которые подсказывали. Я говорю: «Где включается компьютер? И что мне сделать?» Они мне говорят: «Знаешь, есть такой программный продукт «Кларион». Это классическая база данных, плюс есть некий шаблон, который там некоторые системные вещи делает быстро, и тебе надо думать только над логикой, как данные хранить, как их связать...» Дали направление и сказали, как разрабатывать. И в тот момент мы идём в экспедицию – мне в этой экспедиции уже нужно сдавать эту программу.
То есть уже готовый продукт.
О вдохновении
Да, готовый продукт. До начала закладки этих станций было примерно две недели, и попадается мне в руки книжечка такая, перепечатка раньше была – Ричард Бах «Иллюзии». Основная мысль: мастер даёт ученику книгу и говорит: «Читай её не от начала до конца, а сначала у тебя в голове должен возникнуть вопрос, потом ты эту книгу открываешь, и там будет ответ». И я на одном дыхании прочитал книгу — и окрылился…
Документации на русском языке не было, а я в школе и в институте учил немецкий, здесь ещё немного позанимался английским, а документация на английском. Я при помощи вот этого конструктора «Кларион-дизайнер», клал книжечку эту с документацией на колени, делал какие-то вещи и у меня возникал вопрос, что этот оператор делает. Я, чтобы всю книгу не изучать, раз — открывал на любой странице, немного читал, и — в бой…
С началом твоей трудовой деятельности понятно, а дальше? Я так понимаю, что ты же не просто так взял и открыл ту компанию, а теперь уже и группу компаний, которой сейчас руководишь? Наверное, были первоначальные шаги – с одной стороны в сторону IT, с другой — в сторону бизнеса.
Ну, конечно. Во-первых, 91-й и 92-й годы – обострение сложностей с Академией наук, прекращение финансирования нашего института.
Посткризисное время: заказы закончились, финансирование закончилось, экспедиции закончились, зарплата не растёт, а цены — стремительно. Примерно в 91 году в 8 раз уже был скачок. Нужно было как-то выживать. И я начал подрабатывать.
В родном институте, где работал, зашел в библиотеку, а все циркуляры пишут на бумажках. Я предложил им программу написать, чтобы весь фонд библиотечный в компьютер загнать. За две недели написал, поставил, научил заносить фонды. И все начали ей пользоваться! То есть — я взял и нечаянно так автоматизировал библиотеку. И мою работу даже оплатили, около полутора тысяч рублей! Получил по сути свою полугодовую зарплату за эту программу.
Самое интересное, что эта программа работала там почти до 2000 года. Итак, я начал подрабатывать, пошёл в торговлю, как многие, наверно, это сделали. Но пошёл в торговлю не просто так «купи-продай», а написал для себя программу, которая позволила оптимизировать работу себя как менеджера по продажам, в частности, я там выписывал типы документов в терминах 1С, фиксировал операции, которые передавал кому-то на реализацию, выручку обрабатывал, привлёк ещё 2-х менеджеров по продажам, стал их работой наделять.
«Я ВЗЯЛ И НЕЧАЯННО ТАК АВТОМАТИЗИРОВАЛ БИБЛИОТЕКУ»
По сути, хозоперации фиксировал.
О возвращении миллионов
Да, оперучёт. Благодаря программе, для себя же и написанной, я успешно работал. Миллионы зависшие вернул в компанию. Теперь стало понятно, кто, сколько должен, за что.
Скорость обработки информации и, что самое главное, восприятия человеком, в разы повышалась...
Да, едешь уже на точку, и у тебя распечатка: «Вы нам должны столько-то». В “лихие 90е” многие работали бессовестно: брали товар, продавали и “забывали”, что кому-то должны за это деньги. В 93-м году была такая фирма, владелец и основатель которой был тоже немного ученый, из другого института Дальневосточной академии наук. И он умудрился здание арендовать у жилищного треста, по сути, на уровне обещаний: «Да я вам программу напишу, вы сейчас будете считать!» И притянул с собой команду с института, чтобы они написали программу. Что такое программа для жилищно-коммунального хозяйства? Одна сторона – начисления, а другая – приём факта платежей.
За год или даже за полтора написали ту часть, которая обрабатывает факт. В момент, когда трест отказался от услуг машинно-счётной станции, прошло полтора года, они обрабатывали только платежи. В результате за 1,5 года в тресте развалился учёт: факт есть, но они не знают, кто, сколько им должен, начислений нет, потому что от услуг машинно-счётной станции отказались. И руководитель треста пришла к нашему руководителю с «дубиной» — или выгонять, или сделать. И он сказал: «Слушай, у тебя где-то в академии были друзья, с кем ты работал...» А многие тогда разбежались кто в порт, кто куда программировать. — «Поговори с ними, может быть, они напишут программу за...»
Тут у меня возникает идея: мне интересен этот процесс, эта автоматизация, я говорю ребятам: «Давайте втихаря напишем программу, он финансирует разработку, мы заменяем и т.д.» Они согласились. Я собрал несколько единомышленников. В конечном итоге до 17 у меня был рабочий день, в 18 я приходил к ним, где они сидели в рыбном порту, разрабатывали программу, и мы где-то до трёх-четырёх утра писали…
Можно сказать, это был некий субподряд.
Мы месяц программировали, разделив блоки между собой. В конечном итоге мы за 4 месяца написали систему, смогли трест перевести и на факт, и на начисления. И принимаем решение, что самому этому руководителю, который занимался торговлей, это было неинтересно, и он даёт добро – пожалуйста, работайте, развивайтесь. И мы в 93-м году создали фирму, усовершенствовали наш программный продукт и внедрили в 4 из 5 крупных жилищно-эксплуатационных трестов во Владивостоке.
Многие тресты благодаря этому стали самостоятельными, то есть сами стали обрабатывать платежи и начисления практически онлайн. Начисление прошло – вся информация есть. Всегда известно, кто сколько должен.
В некоторых трестах вообще был феноменальный эффект, потому что люди позабыли, что они должны. Забывают платить и всё, получают квитанцию, а там сумма огромная. Конечно, они хлынули все платить, и жилищные тресты начали очень хорошо этим пользоваться, стали самостоятельными, получили приличные возможности.
В 96-м году во Владивостоке опять начался перепил бюджета, разные политические течения, и с Администрации, сверху, опять стали навязывать другие методы расчётов, и я понял, что нам – фирме в 5 человек – не тягаться с этими монстрами, и начал искать, что бы написать такое, запрограммировать. Подрядился. Диверсификация портфелей для коммерческой организации, торговой организации, оптово-розничной организации с филиалами, начали разрабатывать систему.
Ты сам взял подряд? Или всё-таки компанией?
Компанией. Была компания, но это было моментом, когда я из компании ушёл.
У меня назрел такой вопрос: обычно у только созданных компаний есть некий срок взлета, такой период, когда взлетели, а дальше либо падают, либо летят. Исходя из твоих слов понимаю, что как минимум три года компания просуществовала.
Да.
Об ошибках при создании бизнеса
А дальше что было?
Во-первых, она была создана со всеми ошибками, которые можно совершить при создании бизнеса: когда ты, например, создаёшь компанию, и всех единомышленников берёшь в учредители. Нас было 5 учредителей. Из них я был самым молодым. Примерно отставая лет на 10 до следующих двух. Сначала трудности, идеи объединяют, все трудятся на энтузиазме, вдохновении, вовлечённости, а потом, когда продукт приобретает определённые черты, начинается работа, которая требует обязательности, то есть, надо поддерживать его в рабочем состоянии, отвечать на звонки, ездить к клиентам.
То есть вначале идёт процесс творчества, а дальше — монотонность.
А дальше уже обязательства. На тебя уже надеются, и ты должен высший пилотаж показывать: и отвечать по телефону, и ездить, и общаться из первых уст – крупные программы, крупные тресты. А в компании… получается, некоторые начинают забывать, что финансы будут заканчиваться, если тобой недовольны на рынке. Я это понимал.
А у нас из 5 учредителей 4 решили “отдохнуть”, один вообще пропал на 10 дней, телефон даже не брал… И я потом в 96-м году так и сказал: «Вы знаете, ребята, понятно, что вдохновения нет… но если ты не хочешь работать, давай, возьми, сколько хочешь из компании, сколько вынесешь в деньгах, выходи из бизнеса. У нас специфика такая, что мы или работаем, или… У нас нет такого, как за рубежом: деньги положил, инвестировал во что-нибудь и потом сидишь, и всё само крутится...»
«У НАС НЕТ ТАКОГО, КАК ЗА РУБЕЖОМ: ДЕНЬГИ ПОЛОЖИЛ, ИНВЕСТИРОВАЛ ВО ЧТО-НИБУДЬ И ПОТОМ СИДИШЬ, И ВСЁ САМО КРУТИТСЯ»
Да, либо ты работаешь и поток денежный поддерживаешь, либо не работаешь, и он не идёт.
Специфика в том, что мы создали продукт, который является нашим кормильцем и над ним надо работать. И в сложившейся обстановке в 96м я покидаю компанию. Уходя, пару компьютеров под мышкой взял… И с 96го по 2000ый у меня был период исканий. 97 год, во Владивостоке начал входить в обиход Интернет через модем. Я админом подрабатывал, даже на бирже труда стоял. И пришло приглашение…
Это какой год был?
Кока-кола уехала, пластмасса осталась
97 год ещё… Коммерческим директором на завод по производству пластмасс.
Даже так?
Даже так (Смеётся). Ситуация: приходишь на завод, а это руины – Кока-Кола выезжала, выдернула все трубы, чуть ли не обои там содрали, выдрали окна…
Что смогли, то забрали, по сути дела.
Да. Был бывший военно-промышленный комплекс, лидер в производстве оборудования для подводных лодок. Бывшая столовка превратилась в коптильный цех – рыбку коптить, а цех по производству пластмасс стал заводом по производству пластмасс. Но хозяйственная деятельность велась таким образом, что к моменту моего прихода многолетняя задолженность по зарплате, многомиллионная задолженность по налогам, по фондам… Продукция хорошая, но произвести не могут, потому что деньги не доходят. И мне интересно стало, смогу ли я тут все наладить. И в 97-м я пошёл работать коммерческим директором на этот полузаводик «свечной», мечта… (Смеётся.)
Маленький, карманный...
Карманный. Оказалось, что директор, который работал на этом заводе, организовал серьёзную схему воровства, когда буквально к дыре в заборе в определённые моменты подъезжали КАМАЗы, загружали туда готовую продукцию, которая набивалась в его гаражи или отправлялась контейнерами куда-нибудь в Читу, например, и деньги потом где-то терялись по пути. На него, конечно, заводят дело. Он управлял имуществом, но через месяц, через два это всё замялось.
Это то, с чего пришлось начать. И к 98-му году, во-первых, опять же не обошёлся без программирования – вот тогда я попробовал 1С. Команды не было, мне нужно было создать что-то быстро, для себя, чтобы вести учет. Мне нужно было и материалы посчитать, и зарплаты.
98-й – это уже 7.5 или 7.7 даже? 7.0-то точно...
7.0 была уже точно, но она была сыроватая. 7.7 я ещё даже не брался. 6-ка была в разгаре. Я посмотрел на 6-ку и понял, что смогу с ее помощью для себя, на коленках, удовлетворить потребность в плане того, чтобы поставить учёт. Систему бы я не смог написать без команды за короткий срок, а вот настроить 6-ку – я настроил для себя так, что смог учитывать. Во-вторых, друзей нашёл, которые помогли мне организовать безнал, потому что этот счёт заблокирован…
Ты имеешь в виду счёт завода?
Да, счёт завода этого заблокирован, и никакие операции там не были возможны.
Ну, да, если дело на гендиректора, то...
А мне нужно за сырьё в Казань платить, с людьми расплачиваться, и чтобы, например, те, кто у меня увёз продукцию, мне на счёт прислали деньги. Я был там коммерческим, а генеральный из главных инженеров назначен. Учёт я наладил, безнал наладили, и осталось кроме лучших вёдер и лучших тазиков начать производить какую-то лучшую продукцию, которая бы заводу дала возможность за короткий промежуток времени выстрелить, хоть как-то заработать. Рынок Владивостока – это порт, рыба. И изделия, так называемые тарные ящики – для рыбы.
То есть, вот эти вот пластиковые ящики, в которых возят рыбу...
По сути, был выбран вид продукции, который надо выпускать, но чтобы делать это в пластмассе, нужно изготовить пресс-форму. Сами станки у нас были. У завода было 2 станка, которые могут по объёму эти ящики выпускать, но своей пресс-формы не было, она была только в чертежах. Пресс-форма – достаточно дорогая вещь, это металлообработка. В самом цеху этого нет…
Причём пресс-форма-то, скорее всего, не на один ящик?
Нет, пресс-форма на один ящик, потому что ящик достаточно крупный, это до двух килограмм…
… пластика.
Да. 1,76 у нас было. Сам станок у нас мог делать до 2 кг изделия, сырья исходного в пластмассе. Для Владивостока это было конкурентное преимущество, потому что таких станков во Владивостоке больше не было ни у кого. Соответственно, мы делаем ставку на этот ящик, но где брать пресс-форму?
Благо, на соседнем заводе в своё время тоже нашёлся такой достаточно креативный директор, который умудрился с японцами каким-то образом при падении вот этого вот военно-промышленного комплекса поставить линию японскую, где на входе у тебя чертежи в электронном виде, с одной стороны, с другой стороны кладётся болванка металла 3 тонны весом, и идет по конвейеру металлообработки, и на выходе у тебя получается вот эта пресс-форма. Они говорят: «Ну, давайте, сэкономим, наликом нам сделаете». В цене это много. Получилось, что одна пресс-форма требует порядка 10 тысяч долларов на ее изготовление.
Через сколько вы окупили эти затраты?
Во-первых, где мы взяли денег на это (смеётся)?
Это второй вопрос!
О долларовом кредите на исходе 90x
Он очень тесно связан с первым – через сколько мы окупили. Тут я на волне, что у нас всё получается, что всё развивается, мы преодолеваем все, я по личным связям (это 98ой год) обратился к знакомым и взял долларовый кредит…
То есть, это за несколько месяцев до августовского...
… взял долларовый кредит под 2% в месяц.
24 годовых так. Существенная цифра.
За месяц мы изготовили – ну, где-то стырили три тонны болванку и договорились с заводом – за месяц мы сделали пресс-форму, часть денег израсходовали на сырьё и в июне мы уже выпустили продукцию.
Слушай, это очень короткий срок выпуска.
Мы уже выпустили продукцию, и я был готов вернуть кредит – у меня, получалось, было две возможности. И я в июне был готов отдать кредит полностью. Подготовил сумму, но у нас в тот момент заболел директор, а я был на ножах с главным бухгалтером. Был не очень-то квалифицированный в плане бухгалтерии человек, и она считала, что её деньги в моих карманах оседают. Она взяла эту сумму, которую я приготовил для отдачи кредита, а я брал её по личным связям – она вообще нигде там не проходила. Но вдруг она её хватает и тащит в пенсионный фонд, заключает с ними какую-то сепаративную сделку о том, что будут гасить какими-то частями, сколько-то лет… В общем, сумму унесла. Директор вышел из больницы, я спросил…
… что, как, деньги-то где?
Да. Как мне теперь? Он говорит: «Ну, давай, месяц». Я говорю: «Ну, ладно, давай». И я ещё договариваюсь и ещё продлеваю на 1 месяц. Перед августом. Июль заканчивается, я уже опять готов отдать эту сумму, и у нас случается перебой с сырьём и директор вместо того, чтобы отправить людей без содержания в отпуска, берёт и с содержанием отпускает и мою сумму эту опять посеял. Она опять ушла. Я уже ему говорю, что так нельзя, потому что кредит дорогой, во-вторых, валютный, в-третьих, уже по телевизору что-то уже всё неспокойно. Это начало августа. И когда я прихожу… 18-го выходим на работу. У нас доллар был 6, стал…
24.
12 сначала. Первый день он был 12. 12 или 17 сразу, по-моему. Я и говорю ему: «Ну как, что теперь? Сколько было возможностей всё вернуть. Представляешь, у тебя и продукция, и всё есть. Всё это ходит, работает». И тут я услышал фразу, которая навсегда охладила мой энтузиазм в плане брать кредиты по личным связям для общественных целей, которые от тебя не зависят: «Сам заварил, сам и расхлёбывай».
Ну, я, естественно, пошёл к кредиторам к своим, разговаривать. Они говорят: «Для нас это тоже кредитные деньги, то есть мы тебе перепродали, давай как-то искать выход из ситуации». У меня был карт-бланш «сам заварил, сам и расхлёбывай» и да, расхлёбывать начал.
Я каждый день сколько-то там за продукцию собирал, ездил по всяким клиентам, собирал кассу, в этот же день ехал, покупал доллары и какую-то часть гасил, и так несколько дней подряд-подряд-подряд, каждый день ездил и за остаток августа, к сентябрю, я погасил всю сумму кредита. Последние доллары я покупал по 24,5, по-моему. На следующий день он произвёл такой технический откат до 13 рублей, правда, не купишь уже по 13, но она там мелькнула. Меня обозвали после этого Соросом. Типа я обвалил обратно. Но я кредитную историю сохранил. Свою кредитную историю. Потому что отдал в любом случае, не подвёл. Там, на заводе, всё нормально. С кредитом расплатился. С тех пор, в общем-то, запомнил: не брать кредит под свою ответственность для нужд кого-то другого.
«МЕНЯ ОБОЗВАЛИ СОРОСОМ: Я ОБВАЛИЛ ВАЛЮТУ ОБРАТНО»
Ну, да, работа — работа, личное — личное.
Да. Повезло, что друзья, к кому я обращался, были не бандиты, а люди, с которыми можно договариваться и сотрудничать. Для них я там подработку выполнял – работал на заводе, а для них обслуживал их компьютерную технику, автоматизировал… И в 99м году они уже заказали у меня услуги по автоматизации. Они открывали кафе быстрого питания, а я уже ушел с завода, потому что выполнил там все свои обязательства.
Автоматизация учета как призвание
Ну, да после такой истории я думаю....
… пошёл заниматься автоматизацией. А так как без команды, я выбрал тогда 7.7 и за 3 месяца автоматизировал их кафе быстрого обслуживания, фастфуд. Кассы подключил, такие вот вещи.
Можно сказать, что одна из первых общепитовских конфигураций на семёрке.
Ну, я не открывал велосипед, я посмотрел, что есть на рынке, и взял отраслевое решение.
А уже было? Ну, в принципе, да, тогда уже были первые...
Уже было. Ещё АСТОР и Рарус были вместе. Потом уже АСТОР отошёл, потому что взяли линию, в которой общепит был на основе торговли, а у Раруса было на основе бухгалтерии.
У Раруса да, бухгалтерская была.
Но это они ещё были вместе, и я взял ту, которая в будущем у АСТОРа появилась на основе торговли, на оперативном учёте. И на её основе поднял кассы и учёт. На 6-ке, правда, тоже сделал параллельно, чтобы решить задачу быстро, но без соединения с кассами – просто учёт поднять. Вот поэтому 1С и выбрал, потому что был без команды, и можно было самостоятельно, одному решить вот такую задачу…
Ну да, мы вот в прошлой передаче с Алексеем Лустиным как раз эту тему обсуждали, что 1С позволяла на коленке за 2 дня дать какое-то пусть не полностью готовое решение, но уже работающее.
Ну да, то есть это и был выбор инструмента в плане как инструмента быстрой разработки.
Из Владивостока — в Москву
А в каком году ты в Москву перебрался?
В 2001-м. До этого момента я успел поработать на Форексе. Поработал порядка 2 лет. С 98 по 2000-й год.
Были ли какие-то сложности? Ведь разница во времени, и, наверное, в отношении к работе.
В конце 99-го года я, будучи еще во Владивостоке, получил предложение поработать администратором в автоматизированной банковской системе.
Я тогда уже общепит автоматизировал. И тут предложение поработать администратором АБС в филиале московского банка во Владивостоке. На месте администратора, который уходил. Влился я достаточно быстро. Единственное — там был Oracle, и 1С только постольку-поскольку. По-моему, зарплату поставил я на 1С считать. А, может быть, даже и нет, зарплата там другая была. Ну, суть не в этом. Суть – это Oracle. Это хороший опыт работы с запросами, автоматизированная банковская система, 50 рабочих мест. Сервер с ресурсами рабочей станции, который справляется прекрасно. И, работая в этой системе, я практически всё время был онлайн. Автоматизировал часть работы с головным офисом через всякие почтовые роботы…
А головной у них где был?
В Москве.
Подожди, головной в Москве, а ты во Владивостоке ещё был?
Я во Владивостоке. И был единственным техническим специалистом.
Ну, то есть, когда Москва спала, ты работал.
Да, я заканчивал работу, они выходили на работу. Я накатывал всякие обновления, патчи строил. Очень рано начинал, потому что нужно было проверить, как эти патчи закончились, если что откатить вдруг, и достаточно поздно заканчивал. Плюс оставлял подработку – я вечерами, после банка, ходил, смотрел, чтобы там не упали кассы, ещё что-нибудь где-нибудь. Ну, то есть сопровождал там, где на 1С написал. И был практически онлайн.
И мне в онлайн стучится кто-то из Москвы, типа, как вы как специалист? Я говорю: «Не знаю, а что?» «Напишите, пришлите своё резюме, интересно». Я говорю: «Я никогда не писал резюме, работу особо как-то и не искал...» Ну, в Word зашёл по шаблону… отправил резюме, и они пишут: «Интересные у вас нашли в резюме критерии. Как бы приехать вам, пособеседоваться у нас там, в Москве?» Где я, где Москва?
Ну, да. 7 дней на поезде.
«В воду надо заходить постепенно — сначала жена, потом дети, потом сам»
8 дней на поезде ехать в Москву, 9298 км… и тут так получается, что, хоп, и у меня командировка в Москву! Ну, буквально, вот так звёзды складываются и командировка в Москву. Ну, ладно, думаю, пойду, схожу.
4 собеседования прошёл в этой организации. Они говорят: «О, мы сейчас сделаем штатное расписание, очень хотим, чтобы ты у нас работал». Я спокойненько вернулся во Владивосток, работаю, думаю, ну, поигрались… Они там 4 месяца – январь, февраль, март, апрель – говорят: «Всё, мы сделали штатное расписание, приезжай!»
Таким образом, пригласили в Москву. Переезд. У кого-то из юмористов слышал такую фразу: «В воду надо заходить постепенно – сначала жена, потом дети, потом сам». В Москву надо переезжать постепенно – сначала сам, потом жена, потом дети. (Смеётся.)
Я монитор, чтобы не везти, продал, деньги отложил. Все продукты, которые я автоматизировал, передал коллегам, кто там оставался, на сопровождение. И, соответственно, к моменту ухода из банка, из отделения, уже подготовил помощника, который занял моё место, полностью готов был заменить.
И я переезжаю в Москву. И 15 мая 2001 года ступаю на землю, так сказать… Взял с собой только системный блок и модем, с надеждой, что здесь куплю монитор. Такое вот решение о переезде в Москву. Мы, конечно, на семейном совете тоже это обсуждали, но вариант выпал и, наверное, надо было воспользоваться.
Потом-то я понял, что всё правильно, что это не случайность, это не занесло, это именно возможность некого другого уровня, потому что к моменту переезда во Владивостоке у меня было примерно три работы одновременно. И это в сумме давало, может быть, 500 долларов, а мы же, пока жили семьёй, улучшали свои жилищные условия, переезжали, занимали, переотдавали, и вот в какой-то момент уже, получается, всё, что зарабатывалось, всё тратилось, и невозможно было отдавать эти занятые деньги… То есть концы с концами сводили…
«В МОСКВУ НАДО ПЕРЕЕЗЖАТЬ ПОСТЕПЕННО, СНАЧАЛА САМ, ПОТОМ ЖЕНА И ДЕТИ»
Да, разница в доходах и сейчас ощущается.
Да, получается, занят сутки напролёт. 6 часов спал.
Одно время был форум в 1С, и ты, по-моему, был одним из авторов этого форума? Почему он появился? И почему перестал существовать?
Александр Белов и Сергей Белов — братья?
Вопрос, почему появился? Во-первых, я не совсем автор – автор всё-таки тот, кто разработал. Разработал его Сергей Белов.
Тогда не автор, а идеолог.
Идеолог. Опять же вместе с Сергеем Беловым. Так сложились звёзды, что мы встретились с Сергеем Беловым в 2003 году. До этого момента народ тусовался на Территории 1С, и…
Это который на Кубани...
Да, это кубанский форум Территория 1С.
Это был первый форум, на котором я засветился. А потом стала напрягать политика модерирования. Там создатели и модераторы – это разные люди, и некая вот эта сообщность разрушалась именно модерированием. И мы сделали свой форум, чтобы со своим блэкджеком… Свой форум, чтобы самим модерировать. Это в 2003-м году. Идея ещё какая: чтобы без всякой рекламы, без всяких баннеров.
Больше по делу, меньше болтовни.
Да. Сергей сделал самый лёгкий форум в Интернете. Не было в Интернете форумов, где так мало байт, килобайт занимала титульная страница. Настолько он был быстрый и лёгкий. И модерировали он и я.
Вы с ним не братья, случайно?
Карл Маркс и Фридрих Энгельс…
Да-да-да.
“Это муж и жена? Нет, сынок, это четыре совершенно разных человека” :). Мы однофамильцы. Хотя мы четыре абсолютно разных человека. Я был владельцем, то есть, саму железку достал, организовал системную часть и эту системную часть эксплуатировал для своих проектов.
2003-й год – я уже начал заниматься распределёнными программными проектами, начал привлекать дистанционных специалистов, и у меня уже была некая технология коллективной работы. Я купил сервер и сдавал в колокейшн, чтобы всё это хостилось. И форум был создан на этом ресурсе, то есть, я – владелец, Сергей – создатель. Он программировал, ему было интересно изучить этот язык. Он сначала на CGI его сделал, потом на PHP переписал – сделал новую версию форума.
Для меня этот форум был как способ сообщества и поиска тех людей, с кем потом стал сотрудничать дистанционно. Однажды даже я этот форум стал использовать в качестве движка для попытки обсуждения задач перед тем, как кому-то выдавать её на выполнение. Как инструмент он не очень удобен, но другого пока ничего не было. И в конечном итоге в 2003-2004-м году пришли к тому, чтобы сделать новую систему для работы с дистанционными сотрудниками и с работой над проектами с моей технологией коллективной работы по 1С, именно как развитие.
О первом RMS
То есть, правильно ли я понимаю, что мысль создания идеологии либо концепции, поправь, если я немного ошибаюсь, — RMS, как таковой, она появилась именно тогда – в 2003-4-м?
Да. Я Сергею стал больше заказывать. Во-первых, он форум сделал, он разобрался с языком. И говорю: «Давай тогда мы сейчас модернизируем ту систему, которую я эксплуатирую для управления задачами». «Модернизируем?», — он говорит, – «мне легче написать». И я тогда договорился с ним, на коммерческой основе он разработал первую, по сути, версию системы управления требованиями – RMS, и в 2005-м году мы её стартовали, по сути, с февраля 2005-го года она заработала и до 2010го года практически развивалась.
Честно признаюсь, у меня даже не было времени, чтобы детально разобраться в том, что эта концепция из себя представляет. Можешь кратко объяснить, что это? В чём основные отличия от аналогичных вещей, потому что я так понимаю, что можно по аналогии взять и гибкие технологии применить, если мы говорим о современности… Но понятно, что в 2004-м или 2005-м году это были далёкие для России вещи...
Есть такой в программировании миф, что инструменты или технологии могут решить что-то конкретное. Есть утверждение, что как раз 100% успеха проектов в программной деятельности – именно люди. Но я ни туда, ни туда не склоняюсь, но считаю, что люди – это очень важно. У меня в технологии люди на первом месте. Но инструменты и технология – тоже важная часть. Либо у тебя люди будут работать эффективно и позволять малыми усилиями создавать большие проекты, реализовывать, либо они будут друг другу мешать. То есть, первое – люди, второе – инструменты и третье – это некая философия.
«100% УСПЕХА — ИМЕННО ЛЮДИ»
По сути, можно привести некую аналогию из физики: либо ты их все помещаешь в единую фазу, либо в противофазе волны будут друг друга гасить...
Да, неважно в принципе, какой ты инструмент выбрал, но должны быть определённые люди. Если у тебя определённые люди, то без инструмента ты тоже будешь проигрывать. Если у тебя есть люди, есть инструмент, и отсутствует какая-то философия, идеология, то результат, возможно, тоже не будет, но недостаточный.
И вот система управления требованиями, как она сейчас, в какую систему развилась – это, по сути, целая комплексная система. У кого-то есть биржа, например, где сводят разработчика и клиента. Вот на этой бирже не найдёшь крупных проектов. Там какие-то мелкие задачки и так далее. У кого-то есть система привлечения удалённых разработчиков. Просто они берут их через какую-нибудь JIRA – ну, да, задачками там они управляют, знают, что им 10 человек просрочили 100 задач.
А у нас в результате появилась система, которая гарантированно даёт требуемую функциональность в ожидаемые сроки за приемлемую плату, и это не только инструмент. Вот по сути, если в двух словах сказать, это основное отличие.
«ТРЕБУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, В ОЖИДАЕМЫЕ СРОКИ, ЗА ПРИЕМЛЕМУЮ ПЛАТУ»
Об удаленных сотрудниках
Вот, кстати, интересный момент: каким образом ты находишь удалённых сотрудников?
Первая волна прироста удалённых сотрудников – это 2005 год. Источником был форум. И ответ на предыдущий вопрос, почему форум загнулся: с 2005 по 2009-2010 год я через форум практически всех специалистов, кого можно было, вытянул. И либо я их вытянул, либо они нашли через форум себе хорошие места работы и ушли, им некогда стало писать на форуме.
И вот тенденция форумного общения со временем пришла к тому, что люди стали ценить своё время, и специалисты — хорошие специалисты, стали меньше времени проводить на форумах. И на форумах, к сожалению, стало оставаться всё больше и больше бездельников, троллей, всяких «а поболтать», «а кого-то попинать»… В таком виде форум уже съедал мое время, а приходилось еще модерировать…
То есть, получается, что закрытие форума было сознательно принятым решением?
Да, абсолютно точно.
Хорошо, а что касается навыков? Вот, я так понимаю, что с теми людьми, которые пришли к тебе с форума, наверное, было попроще, потому что у тебя была такая некая разгонная дистанция, чтобы посмотреть, что человек из себя представляет: банально во время общения на форуме можно было задать два-три вопроса, может быть, предложить какой-то вариант, какую-то задачку, посмотреть, какой вариант решения будет предложен человеком. А какими навыками должен обладать специалист, чтобы сейчас попасть к тебе в команду?
Работать дистанционно, самостоятельно, гораздо сложнее, чем работать в офисе. Это специфичная вещь.
Само собой.
Во-первых, у человека должно быть качество, повышенный уровень личной мотивации – работать тогда, когда тебя никто не заставляет. Это проверить я не могу. Но если человек идёт ко мне работать – это означает, что уже у него есть желание. И я просто закрываю глаза – как дальше, не смотрю.
Со временем я понял такую вещь, что человек, во-первых, должен обладать повышенным уровнем личной мотивации, и во-вторых, мы с ним должны мало времени тратить на коммуникацию, но достигать большого понимания. Я это называю навыками конструктивного письменного общения. И, по сути, в системе управления требованиями у нас есть очень важный элемент – это называется вступительное тестирование, где я проверяю этот единственный навык. Потому что при отсутствии этого навыка с человеком не сможем никак коммуницировать и понимать друг друга.
«ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА = ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНОЙ МОТИВАЦИИ»
То есть, можно ли сказать, что это один из неких основных принципов?
О программистах-писателях
Конструктивное письменное общение – это, как оказалось, редкий, но обязательный навык для дистанционной работы.
Наверное, это очень сложная вещь для большинства программистов?
Да. Тут есть тонкая грань есть – либо ты писатель, либо ты программист, который вообще ничего не пишет, даже код не документирует. Две крайности. Конструктивное письменное общение – очень тонкое понятие, и я каждый день сам над этим работаю. Когда я пишу и задаю вопросы письменно, тоже стараюсь это шлифовать.
Ну, это экономия времени получается...
Это существенная экономия времени, и это единственный момент, который позволяет сильно экономить и добиваться успехов именно в основной деятельности проекта.
То есть, по сути, когда мы вычищаем весь этот мусор из текста, из речи, нам гораздо проще одним и тем же понятиям дать один и тот же смысл.
Да. Договориться в три предложения. Потратишь на это минуту и поймёшь.
А не в три абзаца.
Да. Либо ты пролистаешь пять страниц, и куча деталей, и ты суть не поймёшь.
Ну, хорошо, а какие ещё принципы помимо этого ты можешь назвать?
Ну, это уже проявляется в работе. Если навыки конструктивного письменного общения есть, то дальше кандидат читает инструкцию. Если он инструкцию читает, выполняет без вопросов – это понятно, что конструктивное письменное общение, а как программист он проявляется в работе.
Ну, с программированием — здесь проще.
О ночах «с пятницы на понедельник»
Первое: сроки ты соблюдаешь или не соблюдаешь. Обязательный человек или необязательный. Есть люди, которые, да, хорошо пишут, грамотно пишут, но человек взял и в ночь «с пятницы на понедельник» исчез.
Как с этим обстоит? Есть ли у вас какой-нибудь инструментарий именно для удалённых разработчиков, который позволяет регламентировать сроки, следить за ходом выполнения задачи?
Это уже организационный метод. Это уже в рамках технологии… Есть процесс декомпозиции требований.
Если я правильно понимаю, мы уходим из плоскости философии в плоскость технологии?
Да. Само требование проходит декомпозицию до такого уровня, чтобы с ней мог справиться один человек в разумный срок и за разумную плату. То есть, если он сообщает, что решение сделает таким-то способом, сдаст его завтра в 15 часов, к оплате хочет 120 минут — это в принципе адекватная декомпозиция и адекватная оценка той задачи, которая есть. Соответственно, у нас нет такого, чтобы сотрудник сказал, что сдаст решение в конце недели, к оплате хочет 10 минут. А почему ты не можешь эти 10 минут именно сейчас делать или хотя бы вечером каким-то?
Соответственно, первая задача – это задача руководителя правильно декомпозировать, чтобы сотрудник мог выделить непрерывный промежуток времени, во-вторых, это адекватность сотрудников.
Вот, кстати, руководители — они физически в Москве, в офисе, или они тоже удалённо?
Руководители, которые занимаются проектами, именно производством — это дистанционные сотрудники. Кто где работает — и в Челябинске, и на Украине…
Хорошо. То есть, получается, что если идёт речь о каком-то проекте автоматизации чего-то, они не выезжают даже на место?
Да.
ТЗ or not TЗ
А кто тогда должен? То есть — где та самая грань между программированием по ТЗ и программированием по некой реальной модели бизнеса? Ведь зачастую, чтобы написать хорошее грамотное ТЗ, надо повариться в том бизнесе, который ты будешь автоматизировать.
Суть в том, что, первое: 1С – это такой инструмент, который позволяет без описания ТЗ, за время описания ТЗ создать что-то уже готовое. То есть, срок сопоставим, погружение сопоставимо. Получается, наша технология использует как раз этот момент как преимущество. Кто-то будет писать ТЗ два месяца…
… Результат анализа ТЗ привёл к выводу, что ТЗ, написанное за 8 месяцев, детально описывает каждую мельчайшую деталь бизнеса, но при этом уже не существует новой модели.
Да. Кто-то напишет ТЗ за два месяца, а мы за 2 месяца уже запустим и за третий месяц исправим уже…
Хорошо. Мы с Алексеем Лустиным разговаривали о том, что они запускают так называемый «облачный конфигуратор» — то есть, об их идее и попытке создать некий инструментарий для коллективной разработки. А какой инструментарий вы используете? Инструментарий или фишки, или, может быть, какие-то другие вариации? Ведь штатного механизма 1С пока не представляет.
Ну, есть, хранилище, например, конфигураций. Это уже некий шаг в коллективную разработку.
Да, но я имею в виду, что конечного такого, полномасштабного варианта реализации пока нет.
У нас тоже не высший пилотаж, но есть три основных компонента: это система управления версиями – мы используем CVS – это серверная часть; конфигураторы – это у каждого разработчика; система управления требованиями – это web-интерфейс. Система управления версиями и система управления требованиями между собой очень тесно связаны. То есть, чтобы зафиксировать любое изменение конфигурации в системе управления версиями, нужно получить санкцию в системе управления требованиями.
Получается, система управления требованиями имеет наивысший приоритет?
Нет, они связаны. Если фиксируешь изменения, это находит отражение в системе управления требованиями. Чтобы фиксировать это, нужно получить санкцию руководителя на выполнение задачи и на фиксирование изменений.
Хорошая идея.
В результате все ходы записаны. Это один элемент, инструментарий. А чтобы работать с CVS для 1С мы написали — я заказывал — коммерческую разработку, парсер, который у меня разбирает конфигурацию по текстам, формам, xml, mxl и так далее, то есть полностью в человекочитаемую структуру каталогов: название документа, документ такой-то, номер формы, — вот такие слова безо всяких сложностей. И конфигурация в разобранном виде хранится в системе управления версиями, и в каждый момент ты можешь получить актуальную копию набора файлов и из них собрать при помощи этого парсера…
То есть, по сути, парсер – это некая основа для, скажем так, конструктора.
Парсер – это посредник между системой управления версиями и конфигуратором.
Хорошо. А не находишь ли ты, что это очень схоже с гибкими методологиями? Ведь идея та же...
У нас методология по сути своей гибкая. Я считаю, что гибкая методология – это методология, позволяющая тебе работать с динамическим формированием требований. То есть, у меня нет ограничений, сколько требований в единицу времени обрабатывать, если мы их можем делать параллельно…
Гибкое формирование, динамическое формирование проектных команд: у меня человек может поработать в этом проекте и спокойно уйти из него. Сама система оставляет знания, оставляет результаты, и они потом могут быть повторно использованы любым другим сотрудником. Вот это гибкая методология.
О сертификации на ISO:9001
Насколько я знаю, вы не так давно сертифицировались на ISO:9001.
Да.
С какими сложностями столкнулись? И самое главное, зачем? Ведь большинство компаний в принципе успешно существуют на этом рынке и работают без сертификации. То есть, не было ли это пустой тратой времени, ресурсов и денег.
Вопрос, зачем? Для меня сертификация – это критерий того, насколько я в этом смысле не ретроград, насколько действительно я не заблуждаюсь, и система даёт одинаковый результат, может быть, из-за того, что я там есть, да? Мне хотелось убедиться.
Часть моей системы – система управления качеством – как признание третьим органом, сертификационным органом, признание, что она действительно соответствует определённым международным стандартам, а, во-вторых, отвечает целям качества, которые в самой компании существовали.
Основная сложность была, наверное, в том, что пока мы этим вопросом не озадачивались, структура описания бизнес-процессов, идеи, как, что, где работает – практически это моя голова и головы тех сотрудников, кто в организации работает. У нас очень маленькая текучка, но чтобы расширяться, мне нужно, чтобы человек, который входит в курс дела, в идеологию быстрее погружался.
То есть, считаешь ли ты, что это некий вклад, некие инвестиции в будущее развитие компании?
Конечно. Да, это в будущее, потому что мне нужно было описание. Я-то понимаю, как это действует, но это я.
То есть, фактически, вы пытались угнаться за двумя зайцами сразу: с одной стороны, вроде бы, да, мы проходили сертификацию, а с другой стороны, по факту — мы выстраивали методологию?
Что такое сертификация? Сертификация – это вершина большого процесса. Первый процесс – это разработка системы менеджмента качества. Второй процесс – это описание и внедрение системы, элементов качества. Третий процесс – это сертификация. Так вот, разработка у нас шла, по сути, с 2005 по 2013 год.
Всё, что мы делали, начиная с 2005-го года до 2013-го – это совершенствование системы, чтобы она давала качественный результат: требуемая функциональность к ожидаемому сроку за приемлемую плату. 13-14-й годы – это описание всего и внедрение. И сотрудники… Действия их уже описаны, в виде схем хранятся, и это, по сути, как руководство к действию новому сотруднику.
О перспективах и целях
А какие следующие шаги, цели, этапы в развитии компании?
Этап сертификации длился несколько недель, пока проверяли на соответствие. И это не завершающая часть. Следующий этап – это совершенствование системы, потому что каждый год надо ресертифицироваться. Во-вторых, во время внедрения мы нашли в своей технологии определённые отсутствующие элементы.
То есть, например, у меня не было как такового численного планирования – я интуитивно планировал и интуитивно проверял некоторые вещи. Когда мы начали внедрять систему управления качеством, то как раз и пришлось добавить некоторые элементы… Но основная сложность, что готовых решений к этому нет. То есть, этого не было в основном по объективным причинам, потому что такая специфика программных проектов, что этот процесс не так легко придумать. Например, критерии оценки руководителя. Как оценивать работу руководителя? Нам пришлось придумать, как это численным образом считать.
Можешь ли ты поделиться какими-то профессиональными секретами, которые помогут нашим слушателям существенно изменить либо схему своей работы, либо даже свою жизнь?
Могу сказать одно, что секретов нет. Всё, что вы видите под ногами – вы можете черпать своё вдохновение в качестве идей, а единственный, пожалуй, вариант – увидели идею, не надо думать о её реализации, надо начинать её реализовывать, анализировать результаты своей работы и действовать, а техническими деталями я всегда готов поделиться. Но, пожалуй, это будет не широкая аудитория, а более узкая аудитория, как конференция Инфостарт, например, в кулуарах, пожалуйста, задавайте конкретные технические вопросы, конкретные вопросы о секретах, и я буду рассказывать про свой опыт.
______________________________________________________________________________________________________
Посмотреть и послушай нас можно здесь:
Автор: infostart