Вчера исполнилось 45 лет с момента первой в истории высадки человека на поверхность Луны. К этому случаю я публикую перевод интервью двух первых людей высадившихся на поверхность Луны, опубликованное в честь 35 летия исторической одиссеи, во французском журнале «Espace» (Космос), в не столь далеком 2004 году. В нем Нил Армстронг и Базз Олдрин делятся своими воспоминаниями о лунной программе, а так же видением будущего (и не редко пророческим) мировой космонавтики. Фотографии представлены теми же, что опубликованы в журнале, но найденные в цифровом варианте.
Нил Армстронг. Командир Аполлона 11
Практически для всех людей на Земле, Нил Армстронг в первую очередь является «первым человеком на Луне». Что же думает об этом определении один из самых известных жителей этой планеты?
Нил Армстронг совершенно спокойно и даже мудро относится к тому, что его знают «лишь» как «первого человека на Луне», и он надеется, что историки будут уважать неприкосновенность его частной жизни.
Однако из своей природной скромности, легендарный астронавт выступает против тенденций редукции программы Аполлон к его статусу «первого человека на Луне», подчеркивая, что он был членом команды из 400 000 человек, целое десятилетие работавших над программой Аполлон. Армстронг мудро осознает, что он и его команда играли «наиболее заметную», но не самую важную роль в данной программе.
Потому, основным посланием этого интервью является надежна на то что человечество запомнит первые шаги Нила Армстронга как результат колоссальной работы всех мужчин и женщин работавших над программой Аполлон.
По одной из легенд НАСА, когда Кеннеди посещал места будущих застроек для Лунной программы, он спросил у одного из рабочих, мывших пол:
-«В чем заключается ваша работа?»
-«Я посылаю людей на Луну.»
Правда или вымысел, но легенда хорошо символизирует то, чем была программа Аполлон: самой удивительной командной работой космической эры 20 века!
Журнал « Espace »: Никто не считает пилотов X 15 астронавтами. Однако, учитывая ваш опыт полетов на Х 15 и космических кораблях Джемини и Аполлон, какова, по вашему мнению, была разница между этими типами машин?
Нил Армстронг участвовал в программе X 15, управляя самолетами с ракетными двигателями, которые на высоте в 100 км развивали скорость в 6 махов (1мах примерно соответствует скорости звука)
Нил Армстронг : Начиная с работы над программой Меркурий, американские астронавты постарались, что бы системы управления космических кораблей были максимально схожи с кабиной самолета. Таким образом, кабина космического корабля выглядела для них привычнее. Однако присутствует и существенная разница. Самолеты обычно летят строго вперед, с кабиной направленной в сторону движения. У космических кораблей нет таких ограничений. Находясь в космосе, кабина пилотов может быть направлена как перпендикулярно, так и в строну, противоположную направлению полета. В фантастических фильмах часто можно видеть, как космический корабль наклоняется как самолет, для изменения курса. У настоящих космических кораблей не было бы никаких причин для подобных «маневров».
Журнал « Espace »: На Луне, двигатель взлета лунного модуля должен был помочь вам вернутся на орбиту Луны. Были ли предвидены процедуры на случай если взлет был бы невозможным?
Нил Армстронг : Мы надеялись на успешный исход и не запланировали никаких процедур для такого случая. Однако для экипажа оказавшегося в подобной ситуацию можно было обеспечить связь с родными и затем безболезненно снизить давление в кабине провоцирующее потерю сознания. (Читатели наверное поняли, что речь идет об эвтаназии, пояснение переводчика).
Но повторюсь, никаких процедур на этот случай спланировано не было.
Журнал « Espace »: Вы личность с собственной историей и сложным внутренним миром. Были ли вы готовы быть «упрощенным» как «первый человек на Луне», и как вы относитесь к этому?
Один из редких снимков Нила Армстронга, сделанных на поверхности Луны. 16мм камера лунного модуля.
Нил Армстронг : Большинство людей, которым общество уделяет особо большое внимание, известны лишь по их главным заслугам. В основном общество игнорирует остальные аспекты жизни этих людей или их заслуги. Мне не кажутся плодотворными попытки изменить эту природную характеристику человека. Я надеюсь и жду что, в конечном счете, историки поймут это более или менее правильно.
Журнал « Espace »: На борту Джемини 8, вы столкнулись с критической ситуацией, когда капсула начала неконтролируемое вращение. Вы рисковали жизнью во время полета на LLRV и посадили Лунный модуль со сбоями в компьютере. Это наглядно демонстрирует образ героя, перманентно встречающегося лицом к лицу с опасностью. В то же время вы постоянно повторяете, что настоящими героями являются те 400 000 человек, работавших над программой Аполлон. Можете сказать больше на этот счет?
Модуль отработки вертикальной посадки на Луну, LLRV, на котором летал Арсмтронг. На видео ниже момент катапультирования Армстронга
Нил Армстронг : Космические корабли являются очень сложными устройствами, состоящими из нескольких тысяч элементов. Даже если они отвечают всем нормам надежности, в реальном полете можно столкнутся с существенным числом сбоев и отказов оборудования. Экипажи космических кораблей проводят большую часть времени при подготовке к полетам, отрабатывая технику преодоления аварийных ситуаций. Хотя во время обычных космических полетов могли возникнуть более чем сто различных отказов и поломок, это составляло лишь небольшую часть от статистически предвиденных сбоев. По моему мнению, такие улучшения увеличивавшие надежность космических систем, были связанны с серьезной и тщательной работой тех людей, что разрабатывали, испытывали и проверяли эти корабли. И конечно тех людей, что готовили корабли к полетам. Мы никогда не сможем в полной мере отблагодарить этих талантливых людей.
Нил Армстронг перед полетом, ему ассистируют 4 человека из 400 000 команды работавшей над программой Аполлон. Как говорил Армстронг выше «Мы никогда не сможем в полной мере отблагодарить этих талантливых людей.»
Журнал « Espace »: Вы были свидетелем заката пилотируемой космонавтики в США после программы Аполлон и в частности недавно прокомментировали планы НАСА о возвращении на Луну: «Наша экономика конечно может нам позволить подобные вложения, однако общество должно верить что подобные инвестиции того стоят». Космос является важной частью нашей повседневной жизни, однако общество, похоже, потеряло интерес к космическим исследованиям как к источнику инноваций и воли к прогрессу. Вы можете поделиться идеей, как можно снова инициировать интерес общества к космосу?
Нил Армстронг : Люди всегда заинтересованы в новых и интересных идеях. С реалистичной точки зрения, интерес этот длится не долго. Любая программа по увеличению присутствия человека в космосе – как, к примеру, создание передовой базы на Луне и изучение Марса – вызовет глубокий интерес у большей части человечества.
Первые исследования Луны были последствием соревнований двух систем в Холодной Войне. Я надеюсь, что мы не дойдем до такой крайности для инициализации новой космической эры человечества.
Базз Олдрин. Пилот Лунного модуля
«Великолепное опустошение». Произнесенное Баззом Олндрином впервые ступая по лунной поверхности, войдет в историю как наиболее поэтическое и в то же время фактическое описание нашего естественного спутника.
Навсегда оставшийся членом экипажа Аполлона 11, и один из первых людей, вступивших на Луну вместе с Нилом Армстронгом, Базз Олдрин смотрит в будущее. Вспоминая программы Джемини и Аполлон, мы так же разделил видение грандиозного будущего, в котором есть место космическим станциям, изучению астероидов и пребыванию человека на Марсе. Все это выглядит более чем естественно в глазах человека, мать которого звали Marion Moon (Луна по-английски).
Журнал « Espace »: Это интервью проходит на фоне фестиваля Приключения Жуля Верна. Как вы знаете, он написал «С Земли на Луну». Чем эта книга вас вдохновляет?
Базз Олдрин : Писатели научной фантастики, как Жуль Верн и остальные после него, сильно вдохновили нас, так как стимулировали нашу любознательность. Когда я решился написать книгу по научной фантастике «Встреча с Тибером», я анализировал то, что уже было сделано. И я думаю что первопроходцы жанра вроде Жуля Верна, Герберта Уэллса, создания Бака Роджерса, Флеша Гордона или Тинтина старались предвидеть максимально реалистично будущее. Современные же авторы научной фантастики в свою очередь пытаются быть более сенсационными, нежели свои коллеги. Поэтому мы наблюдаем тенденцию к масштабным конфликтам и катастрофам на страницах их произведений. Это все чего мы хотим избежать. Мы хотим, что бы космос был спокойным и мирным. Поэтому в своем научно-фантастическом произведении я старался быть максимально близким к реальности будущего, в то же время, заставляя читателя задуматься.
Журнал « Espace »: Не могли бы вы поведать нам основную сюжетную линию своей книги?
Базз Олдрин : «Встреча с Тибером» повествует о выдуманной цивилизации, прилетевшей на Землю с ближайшей к нам звездной системы тысячи лет назад, так как их мир погибал. Некоторые из их технологий, обнаруженные людьми, позволили приблизиться к пониманию механизмов межзвездных путешествий. Я апеллировал к возможности путешествия на около релятивистских скоростях (скорость света). Поэтому, когда в 96ом году мы с Джоном Бернсом работали над книгой, мы анализировали все возможные пути и пришли к решению «использовать» энергию вакуума. На прошлой неделе, в журнале «Неделя Аэронавтики», была размещена трех страничная статья об энергии вакуума и возможности ее использования в будущем. Приятно было видеть что выбор, сделанный нами для сюжета книги, был так тщательно обоснован в научном издании.
Журнал « Espace »: Кстати о подготовке к будущему, вы участвовали в качестве астронавта в программе Джемини, очень важной ступени на пути к программе Аполлон. Что вы помните из своего участия в программе?
Базз Олдрин : Мои старания по улучшению военной карьеры были обращены к профессиональному обучению. Я уже был знаком с техникой перехвата между двумя истребителями, и я сбил два Миг 15 в Корее. Поэтому, в 1959 году, выбирая тему докторской диссертации в Массачусетском Технологическом Институте, я смог сконцентрировать усилия на технике сближения и стыковки космических кораблей. Когда я был выбран для космических полетов, я знал, что это будет очень важным для программы Джемини и надеялся что смогу полететь во время первых миссий. Однако я не смог добиться этого. По порядку подбора команды для космического полета, я был в составе дублирующего экипажа Джемини 10. Трагическая гибель экипажа Джемини 9 в авиакатастрофе привела к тому, что я с Джимом Ловеллом были назначены дублирующим экипажем новой группы Джемини 9, и затем уже главным экипажем Джемини 12. Таким образом, стечение обстоятельств позволило мне быть участником этой миссий. Мы многого ждали от выхода в открытый космос вместе с AMU (Индивидуальная система Маневрирования Астронавтов, на фото ниже).
Я был очень разочарован, когда НАСА аннулировало данный эксперимент. Это был один из двух моментов, когда я жалел что не смог выполнить что либо. Следующее разочарования я испытал, когда НАСА планировало космический челнок с орбитером и двумя разгонными блоками, каждый из которых располагал отдельными кабинами для двух пилотов, что бы вернуть их на посадочную полосу. Эта программа была аннулирована как слишком сложная и дорогая. Я так и не смог предъявить логические аргументы в пользу того, что можно было обойтись и без экипажа, что бы посадить разгонные блоки.
Журнал « Espace »: Вы упомянули о вашем опыте пилота-истребителя. Какова разница между воздушным боем и космическим полетом?
Базз Олдрин : В воздушно бою много неопределенности. В бою вы одни и никто не может вам помочь существенным образом. Для космических полетов, существует огромное количество тренажеров, симуляций и повторений событий, которые на самом деле развиваются не столь стремительно. Во время запуска ракеты или возвращения на Землю, экипаж по большей части лишь наблюдает, а не контролирует ситуацию. Большая разница заключается в огромной поддержке космонавтов наземными командами в ЦУПе, на фоне полного одиночества боевого пилота в бою над вражеской территорией. Но в тоже время, во время экспедиции на Марс, запаздывание сигнала будет куда более существенным, что потребует высокого уровня автономии всего экипажа. Поэтому я поддерживаю идею о том, что первые экспедиции должны сконцентрироваться на Фобосе и Деймосе, спутниках Марса. Главным образом это важно для сокращения времени обмена информацией с автоматизированными системами на поверхности Марса: перед тем как «примарсится», вы захотите быть уверенным что все то что поможет вам вернутся на Землю, будет уже готово! Например, то, что топливо, добытое на Марсе роботизированными системами, произведено в достаточном количестве. Для безопасности экипажа будет надежнее «окопаться» на спутниках Марса, и оттуда контролировать весь процесс.
Журнал « Espace »: Раз мы заговорили о спутниках, то напомню, что многие предлагают использовать Земную Луну как первый этап на пути к Марсу.
Базз Олдрин: Необходимо освоить процедуры межпланетного перелета оставаясь рядом с нашей планетой. Собирать космические корабли на орбите, защищать экипажи от космической радиации и изучать как социологические, так и психологические последствия расставания человека с Землей. Все это можно развивать, к примеру, в точке Лагранжа Л 1, между Землей и Луной (где тяготение Земли и Луны уравновешивают друг друга). Л 1 не всегда является хорошей отправной точкой для полета на Марс, однако орбитальная станция в этом месте могла бы обслуживать марсианские корабли, к примеру, обеспечивая их топливом, добытым на Луне. Оттуда корабль выходил бы на орбиту ожидания вокруг Земли, которая давала бы зеленый свет для отправки на Марс (речь идет о земном ЦУПе).
Журнал « Espace »: Мы наблюдаем возрастающую тенденцию к использованию модульных концепций в космонавтике. В этом ключе, вместо того что бы создавать крупногабаритные корабли, космические агентства будут запускать небольшие модули, стыкующиеся на орбите. Можно ли считать это предвестником будущего мировой космонавтики?
Базз Олдрин : В 1985 году, национальная комиссия по анализу перспектив космонавтики сделала вывод, что нам необходима космическая станция на орбите Земли, так же станция на орбите Луны и наконец станция на орбите Марса. Однако, наш опыт по постройке станции МКС, подсказывает, что мы должны минимизировать долю собираемых на орбите элементов. Собирая желательно крупные готовые элементы, нежели маленькие. Во время миссий Аполлонов, мы за раз выводили весь лунный комплекс на орбиту, так что нам не приходилось постепенно все собирать на орбите за несколько стыковок. Более того, Земная орбита далеко не самая оптимальная для отправной точки. Хотя не представляется оправданным увеличение грузоподъемности современных носителей до уровня Сатурна 5, сборка модулей отдельно запущенных к точке Л 1 или на орбиту Земли, а затем к Луне и Марсу – лишь усложняет весь процесс. Касательно многоразовых челноков, высказывалась неодобрение с тем, что груз и экипаж запускались одновременно, что уменьшало гибкость применения космической системы. Проанализировав критические замечания, я пришел к выводу, что претензии по большей части обращены не к тому, что запускается, а к тому, что возвращается на Землю. Как уже сказано экипаж и груз, запускаемые одновременно уменьшают гибкость системы, но если экипаж не возвращается после запуска (как в системе Спейс Шаттл), а является частью полезной нагрузки, то такое решение более чем логично. Те, кто предлагают раздельно запускать экипаж в пилотируемом модуле, и технические модули для возвращения на Землю, на самом деле поддерживают идею использования небольших ракет-носителей для этой цели. Такой подход приводит к большому числу стыковок модулей на орбите. Я не думаю, что НАСА будет использовать несколько главных транспортных систем для выведения орбитальных модулей. Мы должны акцентировать внимание на одной ракетной системе, которую можно быстро переделывать под определенную задачу. Для этого можно использовать существующие VAB (Здание Вертикальной Сборки ракет-носителей), стартовые позиции 39А и 39Б использовавшиеся соответственно для запуска носителей по программам «Аполлон» и «Спейс Шаттл», а так же построить стартовую позицию 39Ц в дополнение к лунным или марсианским миссиям. Это логичнее использования EELV (запуск модульных одноразовых ракетных систем, ракеты-носители Дельта 4 и Атлас 5).Наша группа Starcraft Boosters, полагает, что будущий пилотируемый корабль CEV (ныне Орион) должен запускаться со сверхтяжелой ракеты-носителя для достижения точки Лагранжа Л 1.
На Луне, 21 июля 1969г. Получивший при рождении имя Эдвин Е. Олдрин, Базз Олдрин сменил свое имя в 80ых годах. Tаким образом он официально закрепил кличку появившуюся из за неправильного произношения его сестрой слова брат («buzzer», вместо «brother»)
Журнал « Espace »: Упомянутый вами CEV должен доставить людей на Луну, что напоминает нам корабли Аполлон. Возвращаясь к теме лунных полетов, насколько существенной была разница между тем, что вы пережили в полете, и тем как все это было преподнесено обществу?
Базз Олдрин : Мы участвовали в программе лишь как члены экипажа. Не в менеджемте, ни в принятии важнейших решений участия мы не принимали. Нас обучили тестировать и управлять космическими системами для достижения поставленных перед нами целей. Конечно, это привело к тому, что мы были наиболее заметными фигурами космической программы, чуть ли не рупором для объяснения того, для чего мы все это делаем, и в чем смысл этой затеи. В этом заключалась основная разница. На самом деле я лишь должен был анализировать то, как я смогу добраться из одной точки в другую. Но решение того, почему мы все это делаем, было уже прерогативой других людей. Однако в качестве членов экипажа, нас воспринимали, чуть ли не главными экспертами в этом почему. Мы думали лишь о том, что мы должны сделать это, так как это было нашим долгом.
Журнал « Espace »: После того как вам удалось высадиться на Луну, какой еще вызов вы могли бросить самому себе или о чем еще вы могли мечтать?
Базз Олдрин : Благодаря Аполлону 11, вы не только летаете к Луне, но и становитесь одним из первых людей кто ходил по ней. По возвращении на Землю вы становитесь совершенно особенным в отношениях с другими людьми. Вместе с двумя моими товарищами, мне удалось ответить на серьезный вызов, успешно выполнив миссию, над которой работали 400 000 человек. И вам же жить с этим необычным опытом. Это новый вызов, с которым я столкнулся в качестве следствия этой экспедиции. Я знал, что до конца своей жизни должен буду отвечать на вопрос «что вы чувствовали тогда?». Ведь существуют записи для видео и звука, но не для человеческих эмоций! Я помню те мгновения, но с возрастом ваша память лишь ухудшается. Поэтому чаще всего я вспоминаю, когда в последний раз описывал свои впечатления. Так уж работает наша память, ведь каждый раз, когда вы описываете пережитое вами событие, вы стараетесь передать его так, как вы его пережили. И в следующий раз вы постараетесь сделать тоже самое,… но выйдет уже немного иначе!
Журнал « Espace »: Опираясь на свой опыт, что бы вы посоветовали первым людям которые полетят на Марс?
Базз Олдрин: Я думаю, что будет достаточно сложно сохранять интерес людей к столь долгому полету, и время передачи сигнала будет не столь оперативным из за большого удаления красной планеты. Эти люди останутся на Марсе год или полтора. Если мы хотим что бы база не пустовала в течении 5-6 месяцев – подобное отсутствие людей очень негативно скажется на базе – возможно экипажу придется ждать второго «окна» для возвращения на Землю, в таком случае их экспедиция продлится от 4 до 5 лет. Конечно, это имеет мало общего с 8 днями экспедиции «Аполлонов».
Журнал « Espace »: Первые люди на Марсе столкнутся ли с задачами схожими с вашими при их возвращении на Землю?
Базз Олдрин : Я думаю что к этому времени множество астронавтов должны были слетать на Луну. В такой же мере, мы уже должны были летать к астероидам, пересекающим орбиту нашей планеты, для оптимизации научной и прикладной основы защиты нашей планеты. Этим я имею в виду то что могло бы столкнутся с нашей планетой, состав астероидов, как изменить его траекторию или начать добычу необходимых ресурсов. Если люди будут поступательно осваивать космическое пространство, то кто станет символом следующей эпохи? Трудно сказать, как мы могли бы достичь чего то сравнимого с полетом Юрия Гагарина и того влияния которое он оказал на Россию и остальной мир. Когда Алан Шепард совершил свой полет, это был наш первый опыт, но он уже был превзойден куда более впечатляющим полетом Гагарина. Хотя в дальнейшем были и другие полеты, но лишь экспедиция на Луну привлекла особое внимание журналистов. И прилунение скажу я вам, было самой легкой частью этой программы! И кто получил за это основные лавры? Массачусетский Технологический Институт и компьютер! (смеется) И Нил, так как ему пришлось сажать модуль вручную.
Журнал « Espace »: С ваших слов прилунение Аполлона 11 не было столь сложным как кажется…
Базз Олдрин : Когда мы по новой анализируем то что произошло с Аполлоном 11, мы подходим к моменту между 60-30 секундами перед тем как есть возможность отменить посадку, когда ребята из Хьюстона ничем не могут нам помочь. Они просто наблюдали. Конечно же я осознаю ценность возможностей ЭВМ и ограниченного времени реакции человека при стрессовых ситуациях. Время же и технологии постоянно меняются. Бортовой компьютер Аполлона 11 был совершенно достаточным для плавной посадки Лунного модуля на ровную лунную поверхность, но экипаж мог вносить изменения в любой момент. Экипажи Аполлонов 12-17 располагали куда более совершенным автопилотом, чем был у нас. Командиры этих экспедиций не любят, когда я так говорю, так как это создает впечатление того, что их полет был легче нашего! Так что когда мы взяли управление лунным модулем на себя, мы в полной мере осознали, какой сложной задачей для нашей ЭВМ представляется мягкая посадка на Луну. Подобные сложности были предвидены при испытаниях, но для того что бы получить новую программу посадки и ЭВМ для Аполлона 11, потребовался бы дополнительный месяц.
Журнал « Espace »: У нас есть ваша фотография, в лунном модуле на поверхности Луны и вы считаете ее любимой. Почему?
Базз Олдрин : Потому что я на ней молод, симпатичен и хорошо причесан! (смеется)
Журнал « Espace »: А какую фотографию космической эры вы считаете наиболее близкой вам?
Базз Олдрин : Трудно отделить те снимки, что не касаются того что я пережил. Нил заслуживает самых искренних комплиментов за те фотографии, которые он сделал на Луне. Я не думаю, что последующие экспедиции могли бы сделать более символические снимки, чем те, что мы сделали с Нилом. После того как я заметил следы которые оставляли наши шаги на Луне, я решил сделать снимок. Поэтому я должен был сделать следующее (Базз Олдрин встает со стула и совершает небольшой прыжок, приземляясь на одну ногу), что бы получить четкий след (фото ниже).
Одна прекрасная книга недавно увидела свет, с превосходными репродукциями фотографий. К несчастью, книга написана в Англии, и у меня не было времени помочь автору. Некоторые комментарии к тому, что я делал на Луне не точны. В частности там написано, что наиболее символическое фото следа было сделано случайно! Но я сделал это совершенно осознанно! Если бы я сфотографировал лишь случайный след, то он был бы еле заметен.
P.S. Журнал Espace (Космос) электронного варианта не имел, ниже представлена ссылка похожего интервью взятого журналистами того же издания у Нила Армстронга в 2009 году.
Автор: praporweg