Вечный торт: интервью с Денисом Крючковым, основателем Хабрахабра

в 6:04, , рубрики: Блог компании Журнал Хакер, журнал хакер, интервью, Медиа, хабрахабр, метки: , ,

Вечный торт: интервью с Денисом Крючковым, основателем Хабрахабра

Есть минимум две причины, по которой гордая редакция твоей любимой «айти-мурзилки» решила пообщаться с создателем Хабрахабра об истории этого уникального проекта. С одной стороны, конечно, это не имеющая прямых аналогов площадка, сформировавшая вокруг себя огромную аудиторию IT-профессионалов. А с другой — один из немногих успешных примеров того самого «издания нового поколения», которого все ждут с тех самых пор, как придумали слово «блог». Почему же гики смогли создать для себя медиа, которое не могут сделать обычные люди?

Вебпланета

Никакого высшего образования у меня нет. Как и многие, после двух лет университета я понял, что это «не мое». Мне был и есть интересен интернет. Мне нравится делать интернет-продукты, копаться в устройстве сайтов и других подобных вещах. Поэтому я все бросил и уехал в Москву, где стал набираться опыта в этой сфере.

В 2001 году я основал Вебпланету. На рынке было всего два издания о русском интернет-бизнесе. «Нетоскоп» — самый популярный и известный на тот момент проект. Еще был Интернет.ру, который находился в странном и непонятном состоянии.

Мне было интересно следить за тем, как рос Яндекс, как падал Rambler, как барахтался и пытался выжить Mail.ru. Тогда Mail.ru был двумя разрозненными компаниями: NetBridge и Port.ru, которой принадлежал почтовый сервис.

Я познакомился с известными людьми из интернет-компаний, набрался опыта и стал понимать, как все устроено в русском интернет-бизнесе.

Вечный торт: интервью с Денисом Крючковым, основателем Хабрахабра

Хочешь быть объективным и писать обо всем? Будь готов к тому, что придется многое выворачивать наружу и не всем это понравится. Разумеется, такое далеко не всем нравится. Приходишь к людям и говоришь: «Купите у меня рекламу», а они отвечают: «Нет, мы не станем покупать у тебя рекламу, потому что ты написал вот об этом, а тебя просили этого не делать». Так я довел себя до ручки и продал проект, не успев из него даже уйти.

Но Вебпланета стала моей школой жизни. Это полностью мой проект, который был сделан с нуля. Я сам делал дизайн, сам сверстал. Программисты только написали мне движок, чтобы я мог публиковать тексты не в ручном режиме.

Классический контент-проект не масштабировался. Все было сильно завязано на человеческий фактор. А мне хотелось делать вещи, которые работали бы сами по себе. Чтобы ты спокойно занимался продуктом, а внутри него все бурлило и кипело. Поэтому я думал попробовать сделать проект, где репортером может выступать любой.

Около полугода попанковал: заплел дреды, много гулял, фотографировал, читал, клубился… В общем, отдыхал и рефрешился после приобретения пятилетнего опыта в интернет-журналистике. Переосмысливал все, что со мной произошло. И в моей голове начали вырисовываться первые черты проекта с народной журналистикой. Схема будущего Хабрахабра.

Хабрахабр

Паззл Хабра сложился из разных кусочков ЖЖ и Digg. Нет редакции, но есть большая аудитория читателей, каждый из которых может быть репортером и источником информации. В чем-то это похоже на ЖЖ. Там можно было, в той или иной мере, настроить свою ленту так, чтобы читать журналистов, получив для себя некое СМИ. Но там не было того, что я задумал, — возможности как-то оценивать людей, влиять на их карму и положение в этом сообществе.

Слово «Хабрахабр» ничего не значит, оно просто возникло у меня в голове. Сначала я даже придумал легенду, откуда оно взялось, и в нее все поверили (см. прим. ред.). У меня с названиями вообще как-то хорошо получается. «Автокадабру» тоже я изобрел, — думали, как назвать автосайт, и родилось такое название.

Один программист написал мне на Perl первый движок. Но все перлисты медленные, и мы не сработались. И как-то раз ночью я написал Бобуку из Яндекса. Спросил, нет ли у него на примете хорошего, быстрого и способного разработчика. Он сказал, что такой есть — Сергей Коровкин, который сейчас делает Promo DJ. Мы встретились, и я быстро рассказал ему, что к чему. И буквально за какие-то две недели мы написали полностью новый движок на PHP. Это был самый настоящий марафон, полное безумие. Мы сидели круглыми сутками, я рисовал макеты, что-то верстал и отдавал ему, а он все это «оживлял». Так что довольно быстро мы переписали на новом языке уже запущенный проект.
Вначале Хабр был открытым. Более того — примерно полгода после старта он постоянно менялся и переделывался. До тех пор, пока я не почувствовал, что мы нашли тот самый баланс необходимых компонентов, нужных, чтобы эта штука уравновесила себя.

8 миллионов пользователей посещают хабрахабр ежемесячно

Самая первая карма-война случилась между дорвейщиками и яндексоидами всего лишь через полгода после запуска. На сайт пришло много яндексоидов, которым проект показался интересным, и там же оказались дорвейщики. И они стали минусовать всех яндексоидов. Те объединились и стали минусовать в ответ. Было интересно.

Каждый раз после таких карма-войн мы настраивали механизм оценки кармы, чтобы все это уравновесить. Это похоже на то, как поисковики постоянно улучшают свои алгоритмы. У нас было похоже, только мы, в отличие от поисковиков, пытаемся ранжировать не сайты, а людей.
Этот период молодости Хабрахабра был интересным, когда он еще не был стабилен и устойчив (и его без конца мотало туда-сюда). Сайт постоянно взламывали, на главной появлялись Черные властелины и так далее.

В какой-то момент вокруг проекта возник довольно большой хайп. Туда стали просачиваться люди, которые не были связаны с интернет-индустрией. Они просто слышали, что есть такой сайт, где все тусуются, и там происходит движуха. Как только таких людей стало много, мы решили, что пора закрывать регистрацию. Это была единственная возможность как-то их регулировать. Так сайт стал закрытым.

Сначала мы просто закрыли регистрацию и выдали каждому по инвайту. Потом внедрили другие механизмы — к примеру, набираешь некое количество кармы и тебе дается еще инвайт. Написал топик, собравший определенный рейтинг, — еще один инвайт. Потом появилась песочница и возможность попасть на Хабр без инвайта. Мы предложили всем написать что-то в песочнице и показать, что ты обладаешь необходимыми знаниями, чтобы быть в сообществе. Сейчас это основной механизм проникновения людей на сайт.

Был период, когда я устал от Хабра и даже на некоторое время от него полностью отдалился. Но по возвращении я обнаружил совершенно другой сайт, не такой, каким я хотел его видеть. И мне пришлось года полтора приводить его в порядок.

На сайте возникло очень много посторонних людей. Начался какой-то глупый троллинг. Кто-то вообще использовал Хабр как средство для получения трафика на свой сайт. Проект стал нестабильным. Сейчас часто просят «не раскачивать лодку», вот Хабр как раз был той самой качающейся лодкой. Кто-то продолжал махать веслами, а кто-то падал — словом, был некий беспорядок.

Я думал, Хабр будет регулировать сам себя и все будет хорошо. Но нет. Это не работает. Все равно должен быть человек, который смотрит за системой и поддерживает ее в требуемом состоянии, когда нужно подкручивая гаечки и рычажки.

Мне всегда хотелось, чтобы Хабр был хардкорным сайтом, интересным для программистов. Не хотелось, чтобы на сайте люди рассказывали о том, как покрасить стены в офисе (были такие посты) или как приготовить борщ. Но такие вещи все-таки стали появляться, и меня это очень расстраивало.
Полтора года я сидел и вычищал весь этот бардак, переводил в read only людей, которые занимались какой-то фигней, наводил порядок.

Тогда мне писали письма, угрожали, пытались взломать мою почту, писали всякую смешную фигню на Лурке про Хабр. В общем, несогласные пытались меня троллить, ломать почту, спамить… ребята были веселые, и остановить их было тяжело. Но это продолжалось недолго.

Вечный торт: интервью с Денисом Крючковым, основателем Хабрахабра

DDoS-атаки тоже были. В какой-то момент мы устали бороться и просто ушли под защиту Highload Lab. С тех пор нас больше не DDoS’ят. Бывает, конечно, пробуют и видят, что у нас есть зонтик.
После всех этих атак мы перестроили полностью инфраструктуру, и теперь для нас закрыться от DDoS — это просто ввести одну строку в конфиги. Но были периоды, когда нас DDoS’или по два-три дня, из-за этого куча людей попадала в черные списки, и мы по две-три недели приходили в себя.

Я довел Хабр до состояния, когда почувствовал, что порядок наведен и дальше нужно лишь сохранять выбранный курс, поддерживать его в стабильном виде. Тогда я пригласил Бумбурума, и этим стал заниматься он.

Это действительно крутая история. Потому что я взял человека, который вырос внутри сообщества, стал там лидером. Он уже знал все изнутри, ему не надо было ничего объяснять — он понимал, что и как нужно, и очень быстро включился в работу. В какой-то момент я даже немного расслабился и стал заниматься другими проектами.

Сейчас Хабр не требует никакой жесткой, ежедневной работы. Мы уже практически не применяем никаких санкций, никого не баним, потому что все уже поняли, каковы правила. Нужно только поддерживать песочницу — это ключевая составляющая, точка входа, через которую поступают новые люди. И если на текущий Хабр попадают только те люди, которые понимают, о чем он, то никаких проблем с ним не может быть вообще.

При этом у нас есть желание переделать Хабр, но мы пока не знаем, как правильно к этому подступиться. Дело в том, что на сайте есть несколько «болячек», которые нас расстраивают. Скажем, большая и высокая шапка. Когда заходишь на Хабр, текст начинается практически на середине страницы. Это проблема. Это красивая и интересная конструкция, но пространство используется неэффективно.

Попытка масштабироваться № 1

Изначально план инвесторов был таков — мы пытались клонировать Хабр на другие направления. На спортсменов, тусовщиков, автолюбителей. Но это не пошло. Во многом потому, что ошиблись мы. И во многом потому, что грянул кризис и мы не сумели довести все это до конца.

Гики — это люди, предрасположенные к тому, чтобы делиться друг с другом знаниями. Ни спортсменам, ни автолюбителям, ни тусовщикам это не интересно. Автолюбители еще более-менее подходят, но… Им интереснее другое, типа: «Я езжу на Volkswagen Golf и хочу общаться с чуваками, которые тоже ездят на Гольфах. И вот у нас будет междусобойчик, и мы будем тусоваться». Заставить разношерстных людей собраться вместе и сделать так, чтобы они (как гики) между собой общались, сразу не получилось.

Для нас «Автокадабра» все-таки хобби. У нас многие пользуются автотранспортом, и многие увлечены своими машинами, скажем, знают все-все про клапаны и тому подобное. И хотя нам неоднократно предлагали ее выкупить, это наше хобби, мы решили ее оставить. Для нас это некая экспериментальная площадка. Отдельные вещи, которые появились на Хабре, мы сначала обкатывали там. Аудитория там меньше и цена ошибки не так высока.

Вечный торт: интервью с Денисом Крючковым, основателем Хабрахабра

Одной из таких фишек стала персонализация. Раньше Хабр состоял из главной страницы, куда все падало. И не важно было, нужно это тебе или нет. Одна из проблем, из-за которой нас штормило туда-сюда, заключалась в том, что у проекта выросла аудитория. Появились различные группы людей — одним интересно программирование, другим бы про стартапы почитать, третьим нужно вообще все подряд.

Сначала они стали друг с другом сталкиваться и выяснять отношения. Типа «задолбали стартаперы, Хабр не торт». А кого-то бесили посты про программирование.

Потом каждый мне писал: «Денискин, ты убил Хабрахабр!» Я спрашивал почему, а мне присылали ссылку на разбор алгоритма и говорили: «Что это за бред, я не могу это читать, я в этом ничего не понимаю, раньше было лучше!» И такое стало случаться регулярно.

Наконец от происходящего я окончательно потерял способность нормально спать и бодрствовать. Я посоветовался с коллегами, и мы приняли соломоново решение. Мы решили децентрализовать Хабр, который до этого был завязан на главную страницу.

Сейчас в офисе компании трудятся 20 человек. И еще примерно десять работают удаленно

Новая система позволяет самому настраивать свою ленту и читать то, что хочется. Если тебе что-то не нравится, пожалуйста, убери и не читай.

Это, конечно же, тоже было воспринято в штыки. Было много постов, где хоронили Хабр. Вот только после этих изменений аудитория сайта удвоилась.

Гики — наше все

Вскоре появилась идея выстроить «экосистему гиков», в которой им было бы интересно и удобно вращаться. Для этого нужно было окружить Хабрахабр полезными проектами-спутниками.
Первым стал «Тостер» — наша попытка проводить конференции. Мы хотели, чтобы гики любили нас еще больше и пользовались всем набором сервисов и продуктов, которые мы можем предоставить. Самоцели зарабатывать на этом не было. Конференции — не тот бизнес, который будет приносить большие деньги и при этом работать сам по себе. Там сильна ежедневная рутина — организация виз, переговоров, питания и так далее. Но в итоге мы поняли, что нормальных площадок в России просто нет. Решили больше не связываться с конференциями, скорее, мы будем помогать другим их проводить.
Вскоре мы реанимируем «Тостер» и на его базе запустим свой Q&A сервис для разработчиков. Мы хотим сделать что-то вроде русского Stack Overflow. Конечно, в своем понимании и в своей интерпретации. Сейчас мы уже активно тестируем этот продукт.

Другим проектом стал «Хантим». Он стал абсолютно органичным развитием раздела «Работа», который в какой-то момент оказался очень зажат внутри большого Хабра и никак не развивался. Многие хотели бы опубликовать предложения о работе, но для этого нужно было проходить регистрацию, инвайты.

Момент для запуска «Фрилансим» был выбран неслучайно. Free-lance.ru как раз оказался в центре скандала, когда они решили выступать посредниками в любой сделке и читали переписку пользователей. Буквально за месяц мы с нуля сделали «Фрилансим». В своем стиле устроили глобальный хакатон — каждый что-то делал, анализировал, программировал, писал. Сделали хорошо, но сейчас уже понимаем, что могли бы и лучше. Тем не менее у Free-lance.ru около 30 тысяч активных пользователей, у нас — 15. То есть половину аудитории мы у них уже отъели.

С запуском «Фрилансим» началась и история Brainstorage. Мы поняли, что есть большой спрос на то, чтобы человек мог удобным образом представить, что он умеет и накопил. Но не в каком-то LinkedIn-стиле. Чтобы несмотря на то, что ты рисуешь картинки, а я пишу код, мы могли бы показать и рассказать о том, что мы умеем. На карьерных сайтах ты не сможешь красиво показать свои репозитории в GitHub или показать, какие ты пишешь тексты. Но мы сделали это в Brainstorage.

Сейчас там уже 50 тысяч человек, в основном это разработчики. Мы и сами недавно закрыли пару вакансий, просто найдя людей в этом хаосе, проанализировав то, что они представили о себе. Конечно, дальше нужно встречаться, проводить собеседования, но именно поиск там позволил нам найти тех кандидатов, что нам требовались.

Дополнительные сервисы Хабра мы постепенно выносим в отдельные проекты. Скорее всего, аналогичным образом мы поступим и с разделом «События», где люди публикуют информацию о всяких конференциях и других тусовках. Не все могут это сделать, многим промоутерам и организаторам опять же нужна «виза» на Хабр.

15 тысяч фрилансеров посещают Freelansim.ru каждый день

Отдельная команда разработчиков на Ruby on Rails обеспечивает быструю разработку этих новых сервисных проектов. Хотя сам Хабр, где огромные нагрузки, написан на PHP.

После всех пертурбаций мы сделали вывод: нам не нужно больше никуда лезть. Мы лучше окопаемся в том месте, где уже закрепились. Наша цель сейчас — доминировать в своей нише, создавать и поддерживать сервисы для гиков, делать их счастливыми. Ну и себя, конечно же.

Вечный торт: интервью с Денисом Крючковым, основателем Хабрахабра
Впервые опубликовано в журнале «Хакер» от 10/2013.

Автор: XakepRU

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js