Всегда интересно заглянуть за кулисы театра, на съёмочную площадку или попасть в студию разработки игры в разгар создания очередной компьютерной игры. Случайно попавшаяся мне новость про разработку новой игры российской студии Baba Yaga Games натолкнула меня на мысль: а почему бы не поговорить с её разработчиками?
Компьютерные игры для меня всегда разделялись на два больших вида: где преобладает геймплей, и где преобладает сюжет. Есть, конечно же, шедевры, в которых эти две категории смешивается вместе. Но таких игр единицы, на мой взгляд.
Особенно хорошо это прослеживается по инди-сегменту, но и в сегментах АА и ААА встречаются очень интересные, практически «шедевральные» игры. Хотя большинство продуктов в этих сегментах представляют собой беззубые однообразные игры, больше напоминающие фаст-фуд, которым перекусываешь без аппетита на бегу, чтобы просто утолить голод.
Но вернёмся к инди-сегменту. Одной из самых революционных игр уже ушедшего 2022 года стала игра Vampire Survivors, которую сделал один человек. В ней очень мало сюжета, но очень много простого и при этом завлекающего геймплея. Вот пример того, как игровой процесс становится основополагающим для игры, а сюжет отходит на второй план или его вообще почти нет.
Есть же примеры и иного. Возьмём долгострой Scorn. Сам сюжет там завлекает намного больше, чем геймплей. Да, он есть, не самый выдающийся, но и не самый плохой. Но важнее — сюжет и то, что хотели передать авторы, ну, помимо антуража мира картин Гигера и Бексинского.
Или другой пример — это серия игр The Dark Pictures Anthology. В ней вообще геймплей не на первом месте, зато игроку даётся полное погружение в историю, а с помощью некоторых действий пользователь глубже проникается ей.
Или ещё пример — Dwarf Fortress, в этой игре сам игрок пишет историю своего мира, и по сути игра играет сама в себя, но за счёт решений пользователя, его действий, создаётся полное впечатление и участия в игре и создающемся мире.
И вот, когда мне попался на глаза трейлер игры «Василиса и Баба Яга» от студии Baba Yaga Games, я подумал: а ведь игра, скорее всего, будет концентрироваться на истории, нежели на геймплее. Да и рисовка напоминала классические советские мультики типа «Горы самоцветов» или «Двух клёнов». Посмотрев другие работы студии, я увидел рисовку, похожую на мультипликационный журнал «Карусель». В итоге меня не покидало чувство, что эти инди-проекты больше об истории, нежели об игровом процессе. Он есть, но присутствует больше для погружения в историю.
Немного о студии Baba Yaga Games: это команда независимых разработчиков из Санкт-Петербурга, состоящая из нескольких человек. Есть те, кто помогает им в создании игр, но основных разработчиков пока двое. Студии более 8 лет, за её плечами две игры: «И снова весна» и «Одноглазый Кутх». Сейчас на подходе третья игра — «Василиса и Баба Яга». Самое интересное, что второе поле деятельности разработчиц представляет собой театр кукол поэтому когда я об этом узнал, идея рассказа или истории, являющейся основной в игре, всё поставила на свои места.
И вот я подумал: а почему бы не взять интервью у студии Baba Yaga Games, ведь не так уж много сейчас игр, делающих упор на многонациональный колорит мифов нашей страны. Поэтому — вот наш разговор с основными разработчиками и вдохновителями студии Асей Юриной и Любой Нурмухамбетовой.
Как начинался ваш творческий путь в геймдизайне?
Мы художники театра кукол, получили своё образование в РГИСИ (бывшая СПбГАТИ). В 2014 году мы решили попробовать сделать свою первую игру, поскольку возможности прямого взаимодействия с игроком нас интриговали давно. В отличие от спектакля, игра позволяет игроку принять непосредственное участие в происходящем. Для начала мы решили сделать что-то максимально простое и выбрали в качестве основы для нашей первой игры «И снова весна» — спектакль про смену времен года, который мы поставили в Мурманском театре кукол. Опыт работы над игровым проектом нам так понравился, что мы решили всерьёз продолжить заниматься геймдевом.
Расскажите немного о вашей студии Baba Yaga Games.
Наша студия живёт своеобразной жизнью. Мы не всё время занимаемся непосредственной разработкой игр. Довольно часто мы делаем только предварительную работу для игрового проекта, а большую часть нашего времени отнимает театр.
До серьёзной работы с программистом и саунд-дизайнером кроме двух вышедших игр и «Василисы» добрался только проект про японского средневекового поэта и монаха Сайгё «Горная хижина». Начали мы с малого — механики написания стихов, но постепенно игра разрослась. Появились бои с демонами, помощь призракам и полноценный сюжет. Мы поняли, что у нас пока не хватает ресурсов, и решили отложить его до лучших времен.
Разработка игр — ваше основное занятие или больше хобби, и доход приносит другая работа?
У нас два основных занятия: разработка игр и работа для театра. Когда мы устаём от одного, то занимаемся другим. К тому же, работа в двух непохожих друг на друга творческих сферах помогает находить неожиданные решения и ходы в обеих из них.
Почему несколько ваших игр посвящены народным сказкам и эпосам?
Сказки — это невероятно богатый идеями материал, работать с ним — одно удовольствие. Когда начинаешь читать волшебную сказку, интересные геймплейные решения и концепции сами приходят в голову. Плюс, театральный бэкграунд научил нас работать с готовым материалом. Сам процесс интерпретации чего-то уже существующего и хорошо известного может быть крайне увлекательным. В игре про Одноглазого Кутха мы очень далеко ушли от оригинала сказки, но, как нам кажется, нам удалось сохранить её основную идею.
Вы сами создаете движок для игр или пользуетесь готовыми ассетами?
Наши программисты работают на Unity, поскольку этот движок вполне подходит для наших скромных задач и позволяет без труда портировать игру на любую платформу.
Насколько было сложно перестроиться с вашего рода деятельности на геймдизайн?
С первого взгляда, театр и видеоигры кажутся довольно разными, но на самом деле у них много общего. Художник в театре кукол не только придумывает всех героев (то, как кукла сделана, будет определять то, как она будет действовать), но и весь мир вокруг. Не только визуальный стиль, но и законы его существования: что в этом мире можно, а чего нельзя. Фактически, постановщик в театре создаёт мир с нуля и задаёт правила игры, внутри которых будут действовать режиссёр и актеры. Тем же самым мы занимаемся в геймдеве: создаём мир, определяем правила.
Привлекаете ли вы сторонних разработчиков для помощи в создании игр?
Мы придумываем идею проекта, разрабатываем его концепцию, визуальный стиль, геймплей, а потом ищем команду для работы над ним. К нам присоединяются программисты и саунд-дизайнеры. Всё, кроме кода и звука, мы делаем сами. От проекта к проекту команда меняется. Нам бы хотелось иметь постоянную команду, но жизненные обстоятельства часто вмешиваются в наши планы, особенно в последнее время.
Для работы над «Василисой»у нас уже сложилась постоянная команда из 6 человек. К нам присоеденились Ксюша Пономарева и Александр Юхновец — саунд-дизайнеры, Екатерина Ряжских — вокалистка и нарратор, Илья Филиппов — программист, работает с нами на парт-тайм, его основное место работы LazyBearGames.
Кто занимается дизайном?
Почти всем в проекте мы занимаемся совместно.
Были ли предложения от больших студий на продажу вашей интеллектуальной собственности? Или заказы на создание игр?
До такого уровня мы ещё не добрались. Все наши игры — маленькие и, можно сказать, экспериментальные. И мы не делаем игры на заказ.
Сколько стоит разработка? Откуда берёте средства?
Наши игры мы разрабатываем своими силами, часто на средства, которые приносят театральные постановки.
Будете ли вы портировать игру «Василиса и Баба Яга» на консоли и смартфоны?
Две предыдущие наши игры вышли на консолях, и мы надеемся, что с «Василисой» тоже всё получится.
Вы вдохновлялись зарубежными играми? Например, трейлер игры «Василиса и Баба Яга» похож на серию Creepy Tale.
Когда мы начали разработку Василисы, то больше вдохновлялись российской авторской анимацией, в частности серией «Гора самоцветов». Если говорить об играх, то это скорее Valiant Hearts или Machinarium. Игры, в которых главное — это атмосфера и непрерывное течение истории. Нас не очень интересует сложный геймплей, который требует от игрока напряжения, поскольку он может помешать погружению в историю.
Знаете ли вы об игре Black Book? Она со схожей тематикой, только в жанре RPG.
Да, мы знаем об игре «Чёрная книга». Мы следим за творчеством Мортёшки ещё со времён разработки игры «Человеколось». Мы вообще стараемся следить за инди-сценой, особенно в нашей стране. Всегда приятно открывать для себя нетривиальные авторские проекты, отличающиеся от доминирующих в российском геймдеве мобильных игр.
Сейчас мы целиком и полностью занимаемся только «Василисой». У нас бывают периоды, когда мы работаем над несколькими проектами одновременно, но это только на этапе их препродакшена, когда мы ещё не решили окончательно, как игра будет выглядеть, на чём будет строиться её геймплей. Таких периодов в последние годы было слишком много, теперь у нас четыре игры на разной стадии разработки. Поэтому мы решили сосредоточиться на одном из проектов и довести его до релиза.
Следующей игрой после «Василисы и Бабы Яги» будет игра по мотивам японской мифологии? Если нет, то какой будет следующая игра (если это можно озвучивать)?
Мы пока сами не знаем, каким будет следующий проект, но, если с Василисой всё получится, нам бы хотелось продолжить историю с небольшими играми по страшным сказкам коренных народов России: якутов, чувашей, коми и так далее. Там столько всего интересного, и с точки зрения традиционной стилистики, и с точки зрения культурных особенностей!
Вот такой разговор вышел у нас с разработчиками. Надеюсь, что хоть немного получилось приоткрыть завесу кулис и показать, как создаётся интересная история в рамках инди-игры. Поэтому дождусь выхода игры «Василиса и Баба Яга» и сам в неё поиграю, если получится, даже сделаю на неё обзор. Я не знаю, как именно поддержать проекты студии, у неё я не нашёл ни Boosty, ни Patreon, даже в ВК нет функции донов, но предлагаю поддержать покупкой двух их вышедших игр, ну или хотя бы просмотром и лайком трейлера игры «Василиса и Баба Яга». Если, конечно же, вас заинтересовали работы студии.
Автор: Игнатий Цукергохер