Источник правды: как аналитик учит менеджера и разработчика работать вместе

в 7:04, , рубрики: redmadrobot, аналитика, Аналитика мобильных приложений, бизнес-анализ, Блог компании REDMADROBOT, интервью, Карьера в IT-индустрии, команда, проекты, сушите вёсла

Гости нового выпуска подкаста «Сушите вёсла» Вероника и Катя — бизнес-аналитики Redmadrobot. Они рассказали об особенностях своей профессии, различиях между видами аналитиков и назвали самый главный скилл, необходимый для достижения успеха.

Разработчики Redmadrobot Артём Кулаков и Рома Чорыев исследуют различные стороны создания ИТ-продуктов, делятся опытом и «вытягивают» из своих гостей самые ценные секреты профессии.

Прикладываем подкаст и ответы на несколько волнующих кровь вопросов.

Тайминг

Откуда обычно приходят в эту профессию? — 1:13
Чем занимается аналитик? — 3:32
Какие бывают аналитики? — 7:50
Типичный день аналитика — 11:40
Где выучиться на аналитика? — 17:00
Специфика российского рынка — 20:37
Куда расти аналитику? — 24:55
Что почитать на вхождении в сферу? — 30:45
«Боли в профессии» — 36:20
Важность навыка общения — 40:00
Аналитик-фрилансер – реальность? — 45:48
Мифы о профессии — 50:40

Аналитик: как, зачем и почему

Аналитик связывает менеджмент, клиента и разработчиков, общаясь с каждым их них на понятном языке. Например, разработчик не мыслит показателями бизнеса вроде KPI, а бизнес не оперирует методами или архитектурами. Именно этот коммуникационный барьер заполняет аналитик.

Если коротко, аналитик – это специалист-универсал, который общается с дизайнерами, разработчиками, менеджерами или тестировщиками. У нас, к примеру, бизнес-аналитик еще и может отстаивать позицию наравне с менеджером или взаимодействовать с дизайнером.

Как правило, в аналитики приходят с дипломом по бизнес-информатике или программной инженерии, много ребят из ВШЭ. По словам гостей Вероники и Кати, у таких специалистов есть базовое понимание бизнеса и языков программирования, а также того, «как все это должно работать».

Из книг наши гостьи посоветовали Руководство к Своду знаний по бизнес-анализу (BABOK), а также труды Карнеги и Гоулмана для прокачки навыков общения.

Кстати, о «гуманитарщине». Несмотря на технический уклон, в аналитику идут и люди из непрофильных профессий: например, проектные менеджеры. Бывают и более экзотические варианты: сфера IT привлекает людей из многих сторонних отраслей.

А есть ли специализация в профессии?

Как объяснили гости подкаста, нельзя мешать все процессы в одну кучу, поэтому аналитики тоже могут придерживаться определенной специализации.

Бизнес-аналитик опирается, скорее, на бизнес-подход: напрямую работает с KPI, больше проводит времени на встречах;

Системный аналитик работает на уровне нескольких систем и их интеграций между собой;

Продуктовый аналитик, скорее, математик. Он отслеживает, как развивается продукт с точки зрения цифр, коммуницирует больше с product-owner, но общается в том числе и с разработчиками;

Интеграционный аналитик. Как правило, они есть на очень сложных проектах. Их задача — анализировать спецификации и выполнять отчасти роль архитектора.

Какой он: типичный день аналитика

Бизнес-аналитик, сталкиваясь с задачей, понимает: менеджер не вникнет до конца в суть проблемы, например, как будет работать та или иная фича, и, следовательно, предъявит много вопросов к разработчикам. Аналитик выстраивает коммуникацию с заказчиком с целью понять, чего тот на самом деле хочет.

Аналитик — он про анализ ситуации и понимание, как дальше ее выруливать. Он смотрит на метрики, понимает, что был какой-то провал. Он общается с клиентом, пытаясь найти ответ на вопрос «что сделать, чтобы не допустить провала?

После того, как позиция и требования заказчика ясны, аналитик предлагает варианты оптимизации или способы добиться желанного результата минимальными усилиями.

Необходимо отметить, что в некоторых компаниях аналитик совмещает несколько ролей, выполняя обязанности менеджера или QA. В зарубежных структурах, как сказала Катя, зачастую нет аналитика, есть только product-owner и разработчик, которые общаются напрямую.

Куда расти дальше

Карьерный рост — неотъемлемая часть профессионального развития. Как рассказали гостьи подкаста, перед бизнес-аналитиком открыто немало путей.

Есть несколько путей развития. Либо стать ведущим старшим бизнес-аналитиком, либо пойти в бизнес, стать product-ом, например, либо пойти менеджером в проекты.

Вероника добавила, что человеку может «надоесть» быть аналитиком, и, при условии сохранения скилла, ему открыт путь в разработчики. Катя же отметила, что с пунктом «бизнес-аналитик» в резюме можно даже «поднатаскаться» на аккаунт-менеджера или архитектора.

Как бывают трудности

Как призналась Вероника, главный навык в скиллсете ее профессии – умение задавать глупые вопросы. Это важный психологический момент: ведь боязнь выглядеть «не так» сразу может свести на «нет» работу, и ошибка будет заметна только в финальном продукте. Учитывая, что иногда работа ведется сразу над несколькими фичами, держать в голове весь массив информации становится трудно.

Если ты сам этого не понял, как передавать информацию своим коллегам? Ты не можешь такого допустить, поэтому спрашивать нужно до тех пор, пока все не станет ясно. Нужно спрашивать. Даже если ты уже всем надоел.

Еще один «минус» – невозможность работы на фрилансе. По словам Вероники и Кати, в их профессии должен быть максимальный уровень «доверия, воспитанности, интеграции в команду». Когда этого изначально нет, общаться удаленно очень сложно – преодолевать коммуникативный барьер намного эффективнее при личном контакте.

Развенчание мифов

Говорят, что бизнес-аналитик в IT-компании должен иметь опыт разработки или IT-образование.

Мнения наших гостей по этому вопросу разошлись: Катя считает, что это желательный, но необязательный пункт, в то время как Вероника выступила за непременное наличие IT-образования.

При этом наши эксперты опровергли необходимость наличия опыта разработки, а также умения работать в UML. А самым обидным Катя назвала миф о том, что «бизнес-аналитик нужен только для того, чтобы написать спеку». Последнее стоит особенно тщательно запомнить: пригодится в общении с коллегами.

Слушайте подкаст на удобной платформе: Soundcloud, Apple, Google Podcasts.

Полезные материалы

Классика BA литературы: Разработка требований к программному обеспечению. К. Вигерс, Д. Битти,
Все ещё актуальная книга: «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Дейла Карнеги».

Полезно для понимания, как взаимодействовать с разными людьми на проекте — эмоциональный интеллект. Д. Гоулман, тот самый «BABOK».

Предыдущие выпуски подкаста «Сушите вёсла»

QA для начинающих: как протестировать ракету или самолёт
Архитектор ПО: зачем он нужен и в чём его проклятие
CTO всея стартапа

Приходите обсуждать выпуск в Telegram-чат.

Автор: redmadrobot

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js