Несколько лет назад в ИТ индустрии стала популярна инициатива Random Coffee (иногда слитно, иногда с хэштегом). Суть в том, что людям из разных команд, департаментов и компаний рандомно назначаются встречи за чашкой кофе — просто поговорить о чем угодно. Это помогает выбраться из своего «пузыря», когда забываешь, что за пределами узкого круга коллег и друзей на самом деле есть целый мир, полный разных людей.
А в ИТ давно существует свое негласное «Правило 34» — если существует идея, значит ее давно оформили в продукт и уже развивают стартап. Константин Шубин и Павел Козлов вместе работали в Яндексе, увидели там подобную инициативу, взяли идею на вооружение и решили сделать из этого самостоятельный бизнес.
Идея в том, чтобы выйти за пределы профессионального «пузыря»
«У меня было две проблемы — мне не хватало общения с новыми людьми, и отработав два года в проекте Яндекс.Здоровье, я понимал, что я хочу делать что-то свое», — говорит Константин.
«Мы подумали, что это может быть интересно не только людям внутри Яндекса. В один момент твои коллеги становятся друзьями, вместе обедаете, вместе отдыхаете, замыкаетесь в своем кругу, и общение вне Яндекса пропадает вообще» — рассказывает Павел. Он решил протестировать гипотезу и рассказал об идее у себя в Фейсбуке. Он сомневался, что незнакомые люди захотят встречаться лично, не имея между собой никаких связей, поэтому сделал пост закрытым — только для друзей. «Я ожидал 10–12 людей, которые присоединятся. Но закрытый пост сходу собрал 100 участников. Тогда мы поверили в эту идею».
В начале это был бот, который спрашивал, хочет ли человек участвовать во встречах. Ответы попадали в Excel таблицу. Павел видел список всех желающих и сам, руками, разбивал их на пары. Брал весь список, делил пополам и совмещал в порядке того, как люди откликались.
«Были люди, которые писали и говорили: „слушай, там есть такая девушка, мне очень хотелось бы попасть с ней на Random Coffee, вот ссылка на ее профиль, можно как-то там…”», — говорит Павел — «на что я отвечал: „у тебя есть две руки, у тебя есть ссылка на ее профиль, напиши ей, это же очень просто, чего тебе еще не хватает”. Такие штуки никогда не прокатывали. Концепция Random Coffee — это случайные встречи. Если ты знаешь, с кем ты хочешь встретиться, то можешь написать человеку сам».
Идея Random Coffee правда звучит слишком просто, чтобы поверить, будто людям нужен такой продукт. Сейчас времена, когда все связаны со всеми, почти любой человек от тебя в паре кнопок. Зачем сервис, который назначает встречи с людьми, если ты сам можешь написать кому угодно? Тем не менее, идея пользуется спросом.
«У нас у всех есть барьер, который не позволяет написать незнакомому человеку», — говорит Константин, — «Мы все думаем, что нам скорее всего откажут — это неприятное ощущение. Если ты кому-то написал и позвал на кофе, от тебя ждут, что ты что-то хочешь получить от встречи. Вы находитесь не в равной ситуации — ты как будто просящий. На встрече формата Random Coffee вы полностью равны. Все неловкости снимает бот».
Продукт очень прост технически
«Где-то на третей итерации ко мне подошел коллега-разработчик и так иронично сказал: „руками распределяешь небось”. Блин, конечно руками, что остается. Он говорит: „давай я напишу тебе простенький скрипт, который будет рандомно пары разбивать”. Сказано – сделано», — рассказывает Павел.
Продукт ушел от ручного перебора табличек, но по-настоящему сложных вещей в нем не появилось. Бот для мессенджера с набором сценариев и текстов. Бекенд, который по определенным параметрам матчит людей, присылает пару и сохраняет историю мэтчингов, чтобы не повторяться. Фронт со списком участников, рассылок, аналитикой по встречам — сколько назначено встреч, сколько людей реально встретились, как участники оценили встречу.
«Мы начали работать на Фейсбуке, поэтому делали бота для их мессенджера. Использовали ManyChat, она на тот момент инструмент тоже поддерживал только мессенджер Facebook. Плюс там удобный визуальный конструктор, чтобы создавать истории и писать сценарии не нужно было привлекать разработчика. Хоть он у нас был и помогал — многие эксперименты получалось проводить очень быстро. До сих некоторые вещи мы легко собираем через ManyChat и запускаем на аудиторию», — говорит Константин.
Основная сложность проекта не техническая — сложно собрать вокруг себя сообщество и найти способы монетизации
Павел и Константин начали с пути B2B и стали предлагать Random Coffee компаниям как сервис. Их первым клиентом стало сообщество GoPractice. «GoPractice был для нас первым тестом. Нам было интересно посмотреть на цифры в состоявшемся сообществе, поэтому мы работали с ними бесплатно и продолжаем до сих пор. С другими сообществами мы уже пошли по схеме коммерческого партнерства и предлагали ежемесячную оплату», — рассказывает Константин.
После первого же пост о Random Coffee в сообществе поучаствовать в распределении пар пришли около трехсот человек. Следом запустилось сарафанное радио. Организаторы сообществ сами шли к ребятам и спрашивали, на каких условиях можно запустить сервис у себя.
«Для меня это был первый опыт продажи продукта вне компании. Мы понимали, что чем больше участников, тем больше работы саппорта, поэтому сделали самый нижний тариф до сто участников и решили брать за это пять тысяч рублей в месяц. Я очень переживал, мне казалось, это большие деньги, и вряд ли кто-то согласятся сразу. Но мы сделали оффер, и все казалось ок. Всегда есть страх назвать сумму и получить отказ, поэтому на старте очень важно не бояться. Впоследствии я даже специально завышал ценник, снова переживал — теперь уже точно не согласятся. Но опять был успех, потом опять и опять».
В начале не стоит спешить растить команду и стремиться к инвестициям
Ребята рассказывают, что проект уже приносит прибыль, но ее пока не хватает, чтобы поддерживать полноценную команду. На фултайме проектом занимается только Константин. Павел занимается развитием бизнеса и поиском новых контактов, совмещая это с основной работой в Яндексе. Так же работает и технический директор Рамиль Галимов. Остальная команда — саппорт, модераторы, редактор и аналитик — подключаются по необходимости.
«Когда вас мало, вы можете очень быстро что-то запустить, сверить, обсудить, понять как двигаться дальше, взять в работу новый эксперимент», — говорит Павел, — «Как только ты получаешь деньги и нанимаешь команду, нужен отдельный менеджер. Начинается торможение работы из-за того, что ты должен сначала протранслировать все, чтобы все согласились, поняли, что делать. Один разработчик может сделать задачу за день, а вдвоем они сделают ее за два дня. Пока мы так иронизируем, хотя и точно понимаем ценность большой команды профессионалов. У нас есть опыт работы в больших компаниях и с большими командами, и знаем насколько это огромная мощная машина. Но ее нужно уметь разворачивать».
В инвестициях ребята тоже пока не видят нужды. Они уже получали несколько предложений, но пока от них отказываются. «Мне кажется надежда на инвестиции — это когда ребята собрались и решили по-быстрому срубить денег. Мы воспринимаем инвестиции как инструмент, не хотим брать слишком рано и не знать, что с ними делать. Когда мы поймем, что добрались до точки, где надо приложить гораздо больше усилий и людей — тогда возьмем и инвестиции».
Стартап может быть ценным, даже если его идею способен реализовать кто угодно
Сама концепция Random Coffee не принадлежит кому-то одному, а технические решения элементарны. Поэтому узнав об идее, ее может реализовать кто угодно. Павел и Константин сталкивались с этим. После запуска в сообществе GoPractice к ним пришли не только клиенты, но и команды, которые разузнав об идее больше, начинали развивать ее самостоятельно.
«На самом деле на рынке несколько похожих на Random Coffee продуктов. Большинство запускаются только для компаний, для доступа нужен корпоративный имейл», — говорит Константин. «Они предоставляют техническое решение, инструмент для HR и работают только сотрудников. Есть портал, который называется Random Coffee — это парижский стартап, они делают техническое решение чисто для компаний. У нас подход изначально другой, мы хотим давать возможность людям общаться не только внутри компании. Большинству хочется посмотреть как дела у других, чем люди еще занимаются».
Ребята решили выйти за пределы корпоративных сервисов и закрытых сообществ, чтобы воспользоваться сервисом мог любой человек. Многим хочется выйти за пределы своей сферы, посмотреть чем живут люди других профессий. Поэтому они стали подбирать для каждого желающего интересное сообщество, где можно встречаться со случайными людьми. Для этого ребята придумали бота, который собирает о тебе информацию для мэтчинга. Ты заполняешь анкету, рассказываешь боту про свои персональные цели, свою сферу и интересы. Затем эти данные рассматривает модератор и рекомендует тебя определенному сообществу — к дизайнерам, предпринимателям и так далее. За ту услугу ребята берут с человека разовую плату.
«Чтобы правильно подобрать комьюнити, нужно хорошо проанализировать профиль человека, поэтому эта часть делается вручную», — рассказывает Павел, — «Мы анализируем ответы и профиль в фейсбуке, иногда смотрим на общих друзей, чтобы понять насколько он в той или иной тусовке. Сводя эти три вещи, мы подбираем ему правильное сообщество. Если мы видим запрос, но под него на площадке еще нет сообществ, мы заносим его в лист ожидания».
Общение в офлайне — это новая искренность
Недавно, обсуждая в интервью будущее технологий, бывший главред Wired UK сказал «Мы забываем одну вещь — иногда интересно просто разговаривать с людьми». В этом нет призыва к реторградству. Скорее интересно то, как современный мир предлагает цифровые инструменты для всего, даже для общения в офлайне, и как переизобретает простейшие забытые вещи, вроде обычных встреч за кофе с живыми людьми. Константин и Павел видят свою цель напомнить об этом.
«Когда ты вышел из школы или университета, где у тебя было живое общение, очень много новых социальных контактов новых, новых интересов, у тебя были постоянные причины знакомиться с новыми людьми. Попав на работу, ты немного себя отрезаешь от мира — некогда, нужно работать и коллектив почти не меняется много лет подряд. Года через три у тебя появляются первые звоночки, вокруг одно и то же окружение, ничего не меняется и хочется чего-то нового, но ты замыкаешься, потому что нет простых каналов найти правильных людей с теми же интересами. Ты пробуешь разные инструменты, групповые встречи, митапы, корпоративы, но они на это не заточены.
Ты приходишь на конференцию, и со сцены рассказывают про трехкратный рост, про +600% чего-нибудь, очень-очень „саксесс стори”». В кулуарах вы тоже общаетесь и должны держать марку, „я все-таки из этой компании пришел, вот у меня бейджик висит”. Есть некий уровень, который ты должен поддерживать в разговоре, выполнять какие-то обязательства.
Мы как раз хотим решить эту проблему, чтобы ты мог выйти из замкнутого окружения и подобрать тусовку, в которой будет комфортно и интересно. Ты встречаешься с человеком на Random Coffee, вокруг нет атмосферы успешного успеха, которая бывает на конференциях, вы садитесь и просто на чистоту обсуждаете любые вещи.
Есть уже сформулированный тренд — запрос на оффлайность. Раньше можно было просто подойти и сказать: „привет, давай дружить”. Вот прошло 20 лет, и куда-то эта штука пропала. Я могу сколько угодно переписываться в группах про продукты или про дизайн или еще что-то но выйти в оффлайн и обсудить лицом к лицу — это совершенно другой уровень общения.
Это новая искренность. Ты снова понимаешь, что такое общаться оффлайн, понимаешь реакцию человека, который сидит перед тобой, видишь, что ему интересно. Это очень базовые человеческие вещи, которые мы почему-то начали забывать».
Автор: arttom