Говорят, что фриланс выбирают для того, чтобы не нужно было ходить в офис. А Вячеслав рассказал нам, что офис для работы — лучше любого пляжа.
Выпускаем второе интервью про ребят с Фрилансим — о том, как автоматизировать эскорт-услуги и кому делегировать рутину.
Вячеслав Балобанов — разработчик с 10-летним стажем фриланса, создает сложные интернет-проекты, информационные системы, сайты и приложения.
1. Опиши свой самый лучший фриланс-проект — тот, которым ты действительно гордишься.
На самом деле я горжусь каждым вторым проектом, потому что их уровень достаточно высок. И это не только и не столько из-за качества моей работы, но из-за уровня клиентов и масштаба самих проектов.
Если выбрать один — был опыт работы над тестированием системы безопасности одного зарубежного интернет-сервиса, все работало в браузере на стороне клиента, реализовывалось на JavaScript. Сама по себе задача не очень интересная, по крайней мере описать это в красках сложно, но я тогда сильно кайфанул от её решения… Во-первых, от того, что решение вообще удалось найти и удалось быстро, во-вторых, это был мой эталон продуктивности — заработал чуть больше $10000 за примерно 20 строк кода, идеально!
2. Опиши свой самый большой провал, случившийся за время фриланса.
В самом начале карьеры я работал над проектом по созданию программы, которая конвертирует текстовые словари в звуковой файл.
Файл предназначался для прослушивания и заучивания английских слов. На входе мы передаем программе текстовый файл с данными — английские слова и их перевод — а на выходе получаем mp3 файл с произношением этих слов и переводов.
Пока писал и отлаживал, конечно, подменял входные параметры на всякую ерунду. В итоге первую версию так и отправил клиенту, а она на любой словарь выдавала результат в виде серии матерных слов.
Клиент сказал что-то такое: «программа не соответствует заявленным требованиям». Я некоторое время пытался выяснить, а что собственно не так. Потом запустил программу у себя и услышал все сам. В итоге исправил, посмеялись и завершили проект.
3. Опиши свое рабочее место — от ноутбука до кресла, включая софт и приложения.
Ноутбуки Macbook Pro и Lenovo Z580, раньше много разрабатывал под windows, сейчас решил перейти на iOS но пока к сожалению не получается совсем отказаться от винды.
Два монитора 24” AOC на стойке. Желтое игровое кресло.
Из основного софта — Komodo Edit, Sublime Text, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, все существующие браузеры и еще ряд специализированных штук.
Люблю, когда на рабочем месте находятся всяческие антистресс-штуковины, крутилки, маленькие машинки и прочее, что-то, на что можно переключить взгляд от монитора.
4. Как эффективно управлять задачами и временем?
Я декомпозирую задачи на маленькие подзадачи, составляю план на день, работаю по намеченному плану и «награждаю» себя за выполнение каждого блока задач.
Под награждением можно много что понимать, например, перерыв на кофе или чтение социальных сетей. До начала выполнения блока задач, определяю для себя награду за этот блок, после чего приступаю к работе над ним.
Бывает, конечно, прокрастинирую. Могу неделю не садиться за проект, а только думать о нем, а потом за день до дедлайна выдать хорошее решение и уложиться в сроки. Раньше меня это беспокоило и я старался не допускать таких ситуаций, но в итоге понял, что это тоже рабочая методика и некоторые сложные задачи решаются только так.
Неинтересные и рутинные задачи стараюсь делегировать или автоматизировать. Например верстку делегирую профессионалам, потому что сам не очень люблю ей заниматься. Какие-то несложные задачи или этапы могу делегировать другим разработчикам, есть несколько сотрудников на подхвате, в том числе удаленные — такие же фрилансеры
Если говорить про конкретные инструменты, я пользуюсь Bitrix24, Evernote, Google-документами, таймингом по методу «Помидора».
Еще часто использую Siri в организации рабочего процесса, она сейчас много чего умеет. Причем речь не только про планирование задач, но и про выполнение конкретных действий, например, Siri мне ежедневно отчитывается по финансовой статистике одного из проектов.
5. Есть клиенты, с которыми ты точно никогда бы не стал работать?
Точно не стал бы работать с клиентами, которые не согласны с моими условиями работы. Сейчас у меня достаточно много хороших заказчиков, мне проще отказать в сотрудничестве, чем подстраиваться под чужие правила.
Возможно, не стал бы работать с клиентами, которые слишком много знают и говорят о том, как тебе делать твою работу. Не люблю, когда пытаются контролировать каждый шаг.
Фриланс — это творчество, нужно поставить задачу и дать свободу для ее воплощения. Каких-то морально-этических принципов в выборе клиентов и проектов у меня нет, важно, чтобы задача была интересной с технической точки зрения. Ну и хорошо оплачиваемой, конечно.
Так, например, однажды мне приходилось автоматизировать эскорт-услуги. Это была многокомпонентная система состоящая из нескольких ресурсов. Реализовывал процессы от заказа и оплаты, до социальных функций и сложных аналитических отчетов.
6. Будь у тебя неограниченные ресурсы (время, деньги, мощности, люди), каким проектом ты бы занялся?
Я бы делал то же самое, но при этом старался бы улучшать мир, проекты были бы разными, в большинстве своем социально значимыми. Много бы исследовал и экспериментировал в области технологий — Big Data, Machine Learning и искусственный интеллект в целом. Возможно, что-то связанное с медициной, диагностикой.
Старался бы работать с интересными людьми и компаниями, которые меняют мир, например, Apple, Google, Alibaba Group, Uber, Amazon. Из конкретных личностей это Мэтт Мулленвег (WordPress), Илон Маск, конечно, Джони Айв и другие.
7. Что и где нужно учить, чтобы стать лучшим в твоей сфере?
О, это очень просто! Достаточно прочитать любую книгу по разработке или пройти какие нибудь базовые курсы программирования…
После этого нужно потратить 10000 часов на практическую работу над различными проектами. По ходу практики возможно придется что то еще почитать, но вы уже точно будете знать, что именно.
8. Самый большой миф о фрилансе?
Фрилансеры работают дома в неудобных условиях или наоборот в слишком комфортных условиях, сидя на пляже и попивая коктейль.
На самом деле все тривиальнее. Лично у меня — просторный светлый офис. Я хожу туда каждый день (ну почти). Конечно, ничего не мешает взять работу и уехать на пляж, но в офисе мне будет гораздо удобнее.
9. Расскажи про 3 любимые книги — учебную, научно-популярную и художественную.
«Поток: Психология оптимального переживания» — это моя главная учебная литература за последнее время, учусь быть счастливым и жить в согласии с собой.
Ничего научно популярного я сейчас не читаю, почему-то так сложилось. Отнесу к этому пункту книгу «Зеленый Король», она вполне научна и в последнее время весьма популярна.
Из художественных, самая любимая книга — «Шантарам».
10. Если бы ты мог вернуться в прошлое к тому моменту, когда только решил перейти на фриланс, какой бы один совет ты себе дал?
Не сомневайся.
Вопрос от предыдущего фрилансера: Основная беда фрилансеров — проблемы с самодисциплиной. Есть софт, есть сервисы (Todoist и прочие). Для меня не работает ничего. А для тебя?
Для меня главный мотиватор — это деньги. Нужно содержать семью, оплачивать счета, что-то покупать и так далее. Понимание этого дисциплинируют лучше любых сервисов.
Бонус: Задай вопрос следующему фрилансеру, у которого мы будем брать интервью.
Дай несколько советов работодателю о том, как, по твоему мнению, правильно выстраивать отношения с фрилансерами.
Автор: Shelsneg