«Вероятно, в связи с тем, что мы никогда не зависили от инвестиций, Meizu не испытывала ни глобального провала, ни глобального успеха. Идти дальше гораздо важнее, чем просто идти быстрее!» – считает СЕО компании Meizu Бай Юнсян (Bai Yongxiang). У нас отсутствует внешнее финансирование, мы не занимаемся наклейкой логотипа «Meizu» на готовые типовые устройства, благодаря творческой, эстетической составляющей, компания Meizu является уникальным производителем привлекательных телефонов, которые может оценить любой, независимо от своих пристрастий.
На севере города Чжухай (Zhuhai), известного как «романтичный город», расположена штаб-квартира Meizu. Прошедший осенний дождь освежил городские улицы и недалеко от дороги, среди зеленых деревьев, мы увидели офис СЕО компании Meizu Бай Юнсяня, здесь он обычно принимает журналистов, рассказывает о пути создания компании, который они прошли вместе: господин Юнсян и основатель Meizu, Хуан Цзан (Huang Zhang).
Безумный Хуан Цзан
Когда называешь имя Хуан Цзана, мало кто понимает, о ком идет речь, зато «Джек Вон» известно всем, кто когда-либо интересовался Meizu. Г-н Цзан никогда не дает интервью и остается абсолютно неизвестным за пределами компании. Единственный способ, посредством которого он озвучивает свои мнения, форум Meizu, где г-н Цзан известен под ником J.Wong. «Он настоящий наставник: редко вмешивается, но всегда наблюдает за происходящим» – описывает его Бай.
Как только смартфон Meizu M9 приобрел определенную известность, Цзан стал отходить от бизнеса Meizu, передав разнообразные рутинные дела Юнсяну, сам он сосредоточился на разработке дизайна аппаратов и интерфейсе. Цзан редко появляется в офисе компании, в основном работает дома, поэтому его просторный офис на пятом этаже штаб-квартиры всегда пуст, без следа присутствия в нем хозяина. Именно этот офис используется отделом управления для приема VIP- гостей.
Бай говорит, что Цзан большой фанат музыки и стопроцентный гик. «У него врожденная страсть к электронным устройствам. Он может взять прототип аппарата Meizu домой и в течение месяца непрерывно его использовать, а потом выдвинуть предложение, как изменить радиан задней крышки» – говорит Бай.
У себя дома Цзан собрал не только различную дорогостоящую музыкальную технику и специальное оборудование, он пошел гораздо дальше: сломал и перестроил стены и потолок дома, и лишь для того, чтобы улучшить акустику! Как-то он рассказал Баю: «Вначале у меня были большие проблемы с оборудованием, но вскоре я подумал, может быть, проблема заключается в шнуре, который сразу же заменил. До сегодняшнего дня я и не мог и представить, что замена одного шнура может обойтись в десятки тысяч долларов. Затем я решил, что, может быть, проблема в доме, у пола небольшая вибрация, поэтому пришлось и его заменить. Далее у меня возникли сомнения относительно освещения в комнате, заменил и его. А в конце концов пришлось сломать еще и стены, потому что кабель был неправильно в них заложен. Похожие подозрения возникали постоянно до тех пор, пока я не оборудовал инструменты специальными адаптерами и не выделил для них всех отдельную электрическую цепь».
«Большинство предпринимателей более заинтересовано в успешности и прибыльности компании, но Цзан отличается от них. Его страсть к деталям и наслаждение, с которым он работает над ними, это то, что нам сложно понять» – говорит Бай.
От MP3 плеера до смартфона
Именно пристрастие Цзана в музыке и цифровым технологиям определило первоначальную ориентацию компании Meizu на MP3 устройства. «Компания начала свою деятельность в 2003 году, когда только возник бум на MP3 устройства. С самого начала и по сей день у Meizu не было никаких инвесторов; на начальном этапе мы полностью зависели от доходов Цзана» – вспоминает Бай.
Любопытно, что первый MP3 плеер, выпущенный компанией Meizu, назывался МХ, как и нынешний флагман среди смартфонов. Мы называем это «жизнь от МХ до МХ». Тем не менее, «тогдашний» МХ, МР3 плеер, был менее известен и популярен, чем нынешний смартфон МХ, который я держу в своих руках. По словам Бая «это было только начало».
Самым большим успехом Meizu, который вывел компанию в лидеры среди производителей плееров в Китае в 2006 году, стал миниплеер, поступивший в продажу в этом же году. Этот МР3 плеер отличали от других две важные особенности: тогда еще редкий в плеерах на китайском рынке сенсорный экран и бесшовный корпус. «И хотя наш миниплеер не мог тягаться с Apple iPod в популярности по всему миру, по продажам в нашей стране он лидировал» – говорит Бай.
В том же 2006 году различные телефоны с доминирующей музыкальной составляющей от Sony Ericsson, Motorola и Nokia начали завоевывать рынок. Все говорило о том, что эпоха MP3 плееров скоро кончится, и им на смену придут «умные телефоны».
«Любовь к музыке и электронным устройства определила то, что в начале пути компании мы занялись производством МР3 плееров. Затем мы стали больше следить за изменениями в обществе и обнаружили, что теперь каждый имеет мобильный телефон, он вдруг стал необходим всем. Именно он будет развиваться и изменяться, и никогда не исчезнет, в отличие от МР3 плееров, которым уготовлено туманное будущее и угроза в любое время быть вытесненными другими устройствами» – говорит Бай.
По его мнению, производители MP3 плееров имеют только два выхода: снижать стоимость производства устройства и/или довольствоваться небольшой нишей потребителей. «Оба варианта нам не подходят. Мы поняли, что смартфон может вобрать в себя все функции MP3 плеера и что именно за смартфонами будущее индустрии».
Рожденный в муках. Meizu М8
В конце 2006 года компания Meizu приняла решение перепрофилировать свой бизнес на производство смартфонов. В мечтах Цзана телефон от компании Meizu должен был быть интеллектуальным, иметь большой сенсорный экран с поддержкой «мультитач» и быстрый доступ в интернет.
Тем не менее, начальный период пришёлся на «темные дни» индустрии смартфонов, которые наступили после появления Apple iPhone, 9 января 2007 года, кардинально поменявшего наше представление о смартфонах и всю индустрию в целом. До выхода операционной системы Android в конце 2008 года было еще долго. В конце 2006 года г-н Цзан выбирал между тремя операционными системами: Windows Mobile, Linux и Win CE.
Причиной, по которой в Meizu не выбрали Windows Mobile, в отличии о той же компании Dopod (бренд HTC для азитаского региона), был неудачный пользовательский интерфейс. «В компании Microsoft просто перенесли свои идеи из компьютерной операционной системы в телефонную, сохранив все функции, что негативно отразилось на удобстве управления и эстетической составляющей. Очевидно, это было не то, что нужно Meizu» – говорит Бай.
При этом размер лицензионных сборов с каждого устройства на базе Windows Mobile значительно превышал 10 долларов. Собственно, это была вторая причина, по которой в Meizu отказались от Windows Mobile. Тем временем команда инженеров Meizu насчитывала только 18 человек, что было не достаточно, чтобы справиться с Linux, поэтому единственным разумным вариантом для Meizu осталась Win CE.
«Win CE является в некотором роде встроенной операционной системой, используемой преимущественно в автомобильных навигаторах, как встроенных, так и отдельных, в инженерном оборудовании и других промышленных устройствах» – говорит Бай. «Win CE, по сути, не является операционной системой для мобильных телефонов, так как в ней нет протокола передачи данных или соответствующих модулей для установки приложений. Но что хуже всего, в ней нет готового итерфейса для Wi-Fi модуля. Многие вещи для нас представлялись абсолютно непонятными. Наши инженеры работали 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Трудно представить, насколько много своих сил мы вложили в процесс поиска решений и как трудно нам было его все-таки найти.
Но больше всего трудностей нас ждало с сенсорным экраном. Свои первые знания о емкостных сенсорных экранах компания Meizu получила от менеджера по продажам британского производителя Quantum. «Мы сильно воодушевились, когда увидели образец – прозрачное стекло, на котором был установлен сенсорный слой. С этого же момента мы начали сотрудничество с Quantum в работе над производством телефонов с сенсорным экраном» – говорит Бай.
«Мы работали над сенсорным экраном в течение всего года, но все равно оставались неразрешенные проблемы. Во-первых, касание не было точным; во-вторых, точка идентификации не была стабильной после касания; и, в-третьих, линейная функция была из рук вон плоха, мы даже не могли нарисовать прямую линию через весь экран», – отмечает Бай. «Мы перепробовали все возможные методы: пользоваться аппаратом было худо-бедно можно, а вот выпускать на рынок – нельзя».
«Это был наш самый тяжелый год. Неважно, насколько у вас богатая фантазия, вы все равно не представите всех наших мучений. Но если долго мучиться, то все равно в итоге что-нибудь получится» – говорит Бай. Позже Meizu нашла нового партнера – компанию Synaptics – и решила проблему с сенсорным экраном. Компания Synaptics входит в тройку ведущих производителей сенсорных экранов в мире. Два других – компании Apple и ATMEL, последняя позже поглотила компанию Quantum.
Тонкая грань между настойчивостью и паранойей
Но даже самая крепкая любовь не бывает без проблем. И хоть проблема сенсорного экрана была благополучно разрешена в М8, который стал покорять рынок, у некоторых пользователей после некоторого периода использования возникали проблемы с сенсорным экраном, вызванные недочетами производства.
Под давлением большого количества недовольных пользователей, компания Meizu была вынуждена выступить с заявлением, что любой, кому попадется бракованный M8, может бесплатно обменять его на новый, исправный. К счастью прибыль, которую получила компания в 2007 году благодаря успешным продажам миниплеера, помогла осуществить обещанное», – добавляет Бай – «Meizu M8 позволил нам серьезно заявить о себе на рынке смартфонов. Даже сейчас многие люди с теплотой вспоминают о нем».
Бай рассказывает, что южнокорейская компания iRiver когда-то была одним из самых известных производителей MP3 плееров. Объем продаж устройств из серии iFP превзошел даже объем продаж iPod. Но упустив возможность своевременной трансформации в то время, когда эпоха MP3 плееров начала завершаться, компания медленно, но верно ушла в небытие.
«Какое-то время спустя директор Хуан Цзан и я встретили нескольких директоров iRiver в Шеньжене. Они признались, что в свое время думали о переходе на производство мобильных телефонов, но не рискнули, так как, по их оценкам, расходы бы составили целых $170 млн! Когда мы в Meizu сделали то, что сделали, мы практически ничем не рисковали, так как ничего не имели. Иными словами, если бы ни наши настойчивость и упорство, если бы не появление М8, компании Meizu уже бы давно не стало!»
В производстве смартфонов компания проявляет последовательность, иногда граничащую с «упрямством». К примеру, возьмем разрешение экрана Meizu MX – 960х640 точек, что составляет соотношение 3:2 и значительно отличается от распространенного ныне соотношения 16:9. Причина, по которой мы не меняем пропорции на общепринятые, заключается в том, что Цзан полагает: более широкий экран, отображающий больше слов по горизонтали, удобнее для чтения.
В одно время только Meizu и iPhone 4/4s были аппаратами на рынке с подобным разрешением, но уже в iPhone 5 они перешли на более узкое разрешение 16:9. Одним словом Meizu остается единственным игроком на базе Android, не отказавшимся от старых пропорций (интервью готовилось до выхода на рынок MeizuMX2).
Конечно, у этого решения есть своя цена и свои последствия. Meizu должна вести переговоры непосредственно с производителями софта и убеждать их поддерживать разрешение 3:2. Но разработчики не делают особую ставку на Meizu в связи с ее незначительным присутствием на рынке. В результате картинки многих приложений (особенно игр) искусственно растягиваются и выглядят немного плоскими.
Но, вместе с этим компания Meizu следит за отзывами пользователей: уже подтверждено, что в следующем поколении MX2 будет использовано новое разрешение экранов (1280x800 точек, соотношение сторон 16:10).
Следующий шаг: делаем ставку на удобство пользователей, а не на погоню за впечатляющими характеристиками
Многие, работающие в этой сфере, считают, что цены на устройства Meizu странные: «стоимость четырехядерного смартфона MX составляет почти 12 тысяч рублей (2399 юаней). Не так уж и много, но все равно не по карману для малообеспеченных пользователей; не слишком много, но не достаточно круто для взыскательного потребителя…» говорит один из экспертов в этой области в интервью сайту «Sina Science and Technology».
Бай признает, что «объем годовых продаж смартфонов Meizu небольшой, но демонстрирует устойчивый рост и составляет около 1 млн. аппаратов в год. Мы никогда не публиковали официальные статистические данные по продажам, потому что мы не хотим врать. Наша позиция – мы или не говорим вовсе, или говорим правду».
«С одной стороны, мы стремимся создать самый лучший смартфон, а с другой – вынуждены поддерживать стабильный доход». Бай показывает заднюю крышку Meizu MX: «Она сделана с использованием технологии двойного литья под давлением – белая внутри и прозрачная снаружи, напоминающая кристалл. Процесс обработки очень сложный. Сначала делается прессование, а затем на станке стачивается внутренний белый слой, чтобы сделать крышку тоньше».
Бай говорит, что многие незаметные, но дорогостоящие инженерные решения в продуктах Meizu, включая черный текстолит платы и металлическую рамку, вызывают повышение стоимости аппарата. «Для того, чтобы гарантировать высокое качество смартфона, Meizu по-прежнему не пользуется сторонними сборщиками. Все компоненты и составные части доставляют в штаб-квартиру Meizu, где и собирают устройства».
Пока другие производители гонятся за максимальными техническими характеристиками, ценами и доминированием на рынке, в Meizu все усилия и время тратят на производство того, что в компании считают достойным и правильным. Компания стоит особняком от всех общемировых трендов, за исключением традиции каждый год выпускать по новому аппарату.
«Вероятно, в связи с тем, что мы никогда не зависили от инвестиций, Meizu не испытывала ни глобального провала, ни глобального успеха. Идти дальше гораздо важнее, чем просто идти быстрее!» – вспоминает Бай любимую поговорку Цзана, которой он обычно вдохновляет компанию. Для него конечный продукт всегда важнее всего остального.
«Meizu делает ставку на будущее: когда-нибудь китайские пользователи перестанут обращать внимание на безумные технические характеристики и ценники, когда-нибудь они захотят чего-то большего. И тогда придет эра Meizu» – говорит глава компании.
Оригинал интервью
Перевод на английский
В ближайшее время в нашем блоге на «Хабре» появится подробный обзор смартфона Meizu MX2, а также разборка устройства. Напоминаем, что все новости вы также можете найти на официальном русскоязычном сайте Meizu, а на форуме можно задать вопросы по нашим смартфонам и получить подсказки от владельцев устройств.
Автор: meizu