Звёздные войны: Пробуждение звука

в 6:49, , рубрики: Блог компании Аудиомания, звук, интервью

Звёздные войны: Пробуждение звука - 1

Сила сильна с Уиллом Файлсом

В мире звукового дизайна не существует фильма более значимого и революционного, чем «Звёздные Войны». Для любого звукорежиссера шанс поработать над «Звездными Войнами» – это уникальная возможность, но, в то же время, и огромная ответственность. Очень сложно снять хорошее кино, но ещё сложнее достойно продолжить работу над сагой, которой восхищаются миллиарды людей по всему миру.

Для команды, работающей над звуковым сопровождением фильма «Звездные войны: Пробуждение силы», главной целью было создать фильм принципиально новый и при этом классический. Ну… вы понимаете, никакого давления.

Прежде всего, позвольте мне поднять запретную тему и рассказать, почему же на «Пробуждение силы» делали такие высокие ставки. Многие фанаты были… скажем, не в восторге от приквелов, выпущенных в 1999. Справедливости ради, стоит отметить, что эти фильмы были неплохими.

Просто они не оправдали ожидания фанатов, которые не одно десятилетие жаждали снова увидеть своего любимого Йоду. Однако прохладные отзывы нисколько не убавили желание посмотреть следующий эпизод «Звездных Войн». Во всяком случае, все мы до очень хотели увидеть новые (и более удачные) эпизоды саги.

Когда оказалось, что сиквелы будет снимать Джей Джей Абрамс (JJ Abrams), ожидания взлетели ещё выше. Зрители знали, что если кто-то и сможет передать дух классических Звездных войн, то это ни кто иной, как Абрамс. Он известен способностью собирать лучших людей для работы над своими фильмами, и команда специалистов по звуку в последнем эпизоде «Звездных войн» ещё раз доказала это.

В неё вошли как прославленные звукорежиссеры, уже знакомые с вселенной «Звездных Войн», так и молодые таланты Голливуда, среди которых саунд-дизайнер Уилл Файлс (Will Files), которому было поручено объединить все трейлеры к фильму, перед его выходом.

Звёздные войны: Пробуждение звука - 2

Уилл Файлс на конференции InterBEE, Токио

Файлс взял небольшой перерыв в работе над фильмом, чтобы выступить с презентацией Avid на Международной выставке профессионального оборудования для вещания и трансляций InterBEE в Токио. Файлс привез с собой проекты в Pro Tools, которые он использовал при создании трейлера, чтобы детально продемонстрировать, как все элементы звука отображаются в самом просматриваемом трейлере всех времен. После презентации я поговорил с Файлсом о звуковом сопровождении нового фильма и работающей над ним команде, а также об ответственности, возложенной на создателей фильма. Ну и, конечно же, о световых мечах.

Энтони Гордон: Должно быть, вам казалось, что вы приобщились к событию исторического значения, работая над таким культовым фильмом, как «Звездные войны». Как это случилось?

Уилл Файлс: Исполнилась моя мечта детства, я никогда не думал, что мне предложат работать над «Звездными войнами». К тому времени, когда я начал работать на компанию Skywalker Sound, третий эпизод был уже на подходе. Казалось, от меня ускользнул последний шанс.

ЭГ: Собирались ли создатели снимать сиквелы в то время?

УФ: Насколько мне известно, на тот момент у них таких планов не было. Мы как раз работали над «Стартреком: Возмездие», когда узнали, что Д.Д. Абрамс собирается снимать новый эпизод «Звездных войн». Тогда многие из нас внезапно подумали: «Чёрт возьми, быть может, нам всё-таки удастся поработать над этим».

ЭГ: Вам когда-нибудь уже доводилось работать с членами команды, которые работали над звуковым сопровождением первых эпизодов?

УФ: Да, мой наставник Рэнди Том (Randy Thom) участвовал в создании двух эпизодов саги – «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая». Он работал звукорежиссером на съёмках шестого эпизода, а затем участвовал в монтаже отснятого материала. Таким образом, ему были знакомы обе стороны процесса – непосредственно съёмки и пост-продакшн в Lucasfilm.

Тогда казалось, что создатели фильма словно вернулись в северную Калифорнию 70-80х годов: они прокладывали свой собственный путь. Это был очень творческий процесс, который во многом отличался от сложившегося на тот момент в Лос-Анжелесе.

ЭГ: Обе компании – ILM и Skywalker Sound – были основаны, чтобы создать технологии, необходимые для этих фильмов, не так ли?

УФ: Да, именно так. С их помощью Джордж Лукас хотел расширить границы технических и творческих возможностей. Я думаю, что эти компании предоставили ему определённую творческую свободу, которой режиссеры Голливуда были лишены в то время. Невозможно было создать нечто революционное без новых технологий. Ни один фильм еще не вызывал таких ощущений, как «Звездные войны».

Звёздные войны: Пробуждение звука - 3

Файлс работает с технологией Pro Tools | S6 control surface

ЭГ: Как им удалось передать это уникальное ощущение, когда появились новые технологии?

УФ: Большую роль сыграли визуальные эффекты, которыми занималась компания ILM, но мне кажется, именно звуковое сопровождение этих революционных эффектов вызвало это особенное ощущение. Большую часть аудиоматериала мы получили от Бена Бертта (Ben Burtt).

Он подарил инопланетным существам, роботам и даже оружию настоящую жизнь. До «Звездных войн» звуковые эффекты в научно-фантастических фильмах создавались чаще всего с помощью синтезаторов или других инструментов и казались неестественными. Метод Бена стал революционным, потому что он предпочитал работать с реалистичными, а не синтезированными звуками. Они были знакомыми, но при этом уникальными и футуристическими.

И, что самое главное, эти звуки делали выдуманных существ и объекты реалистичными. Такой подход требовал богатого воображения. Как иначе можно воссоздать звук бластера или светового меча, если ты никогда не слышал, как они звучат?

Когда включается световой меч, вы слышите гудение и слабую электрическую искру, которая создаёт впечатление, что меч «барахлит». Таким образом, мы воплотили идею Джорджа Лукаса о «правдоподобном будущем», где все предметы должны выглядеть или звучать так, словно они слегка помятые, как после войны, а не как абсолютно новые.

ЭГ: Каким образом Джей Джей набирал команду специалистов по звуку для этого фильма? Была ли у него определенная философия?

УФ: Да. Он набирал в команду обычных ребят из Bad Robot [кинопродюсерская компания Д.Д. Абрамса] и уже опытных специалистов, которые работали над эпизодами «Звёздных войн». Я думаю, для него и для компании Lucasfilm было важно сохранить связь с предыдущими фильмами и задействовать людей, которые имеют непосредственное отношение к саге.

Старшими редакторами звука были назначены Гари Ридстром (Gary Rydstrom) и Мэтт Вуд (Matt Wood). Мэтт работал над всеми приквелами «Звездных войн» и телевизионными шоу между фильмами. Этому парню Lucasfilm доверяли на протяжении 15 лет.

Гари Ридстром, у которого с сагой своя история, по праву может считаться лучшим «звуковиком» всех времен. Его творениями являются рёв ти-рэкса из «Парка Юрского периода», а также звуковые эффекты в «Терминаторе 2» и «Титанике». Он – живая легенда.

Гари в основном занимался звуковыми эффектами, а Мэтт – диалогами. Мой друг Энди Нельсон (Andy Nelson), который работал практически над всеми фильмами Джей Джея, микшировал диалоги и музыку.

Звук в фильме настолько разнообразен, что работы над звуковым дизайном хватало на всех: Гари, Дэйва Экорда (Dave Acord), Криса Скарабосио (Chris Scarabosio) и меня. Мы часто использовали легендарные звуки Бэна Бертта из оригинальной трилогии, но также создавали новые специально для этого фильма. А Гари Ридстром, который был старшим редактором, управлял всем процессом в целом.

ЭГ: Как звук из трейлера связан с звуком в финальной сцене фильма?

УФ: Самое забавное, что трейлеры служили для нас чем-то вроде полигонов, где мы испытывали новые образы из фильма, такие, как голос BB-8, звуки светового меча Кайло, другого оружия и новых машин, в контексте, а не в отдельных сценах или фрагментах фильма.

Мы знали, что зрители будут просматривать эти трейлеры кадр за кадром, разбирать их звук за звуком. Иногда нам необходимы жесткие сроки или чувство ответственности перед зрителем, чтобы действительно сосредоточиться на работе и принимать сложные решения.

ЭГ: Как Джей Джей определялся с окончательным выбором звукового оформления сцен?

УФ: В каждом случае по-разному, но обычно мы предлагали ему множество разных вариантов, прежде чем он делал выбор. Работая с Джей Джеем, который и сам является музыкантом и очень серьезно относится к звуку, мы могли создать десятки разных вариантов, прежде чем находили тот, который нам нужен.

Обычно это происходило поэтапно. Как правило, мы могли представить Д.Д. Абрамсу черновые варианты, а затем вернуться к работе и создать еще несколько версий на основе его пожеланий и замечаний. Это очень увлекательный и творческий процесс, но он отнимает немало времени.

ЭГ: Давайте поговорим о звуке нового светового меча. Когда вышел первый трейлер, именно этот звук больше всего обсуждался фанатами. Вас удивила такая реакция?

УФ: Да, мне было очень приятно, что люди пришли от него в восторг. Но особенно меня поразило то, что многие из них уловили значение этого звука. Они поняли, что этот меч отличается, что он звучит более зловеще. Джей Джей сделал это намеренно, для него было важно, чтобы звук не был идеальным с механической точки зрения.

Конечно, можно донести идею с помощью изображения, но без звукового сопровождения оно передаст только половину желаемого эффекта. Наш мозг устроен так, что звуки легко могут заставить нас испытывать определённые чувства по отношению к чему-либо без нашего ведома. В этом вероятно и заключается моя любимая часть работы.

Автор: Аудиомания

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js