Wearables — еще одно большое направление работы DataArt. Сегодня мы поговорили с Игорем Кожуренко, лидером направления Wearable Devices в нашей компании. Обсудили то, что волнует нас как потребителей и разработчиков.
— Игорь, сначала общий вопрос. Каковы перспективы носимых устройств?
На рынке эти устройства уже как минимум два-три года, и до сих пор открыт вопрос — будут ли они успешными и массовыми. Похожий пример, который приходит на ум, — история смартфонов. Когда они появились на рынке, было много скептиков, которые говорили: зачем мне это надо, телефон нужен, чтобы звонить и разговаривать. Сейчас, по прошествии 10 – 15 лет, простых телефонов практически не осталось. С развитием сервисов, технологий и самих устройств произошла практически революция в этой области. Это не просто телефон, а полностью персональное устройство, которое заменяет планшет, лэптоп и так далее.
Те же скептики высказывают сейчас сомнения относительно «умных часов»: зачем мне это надо, если есть простые часы. Все необходимое есть в телефоне, батарейка часов живет сутки, затем их надо подзаряжать — получается только лишняя головная боль… Моя позиция такая: но пройдет несколько лет — и wearables станут массовыми. В этой области ведется много научных разработок, компании инвестируют достаточные деньги, чтобы решить существующие проблемы — и в первую очередь, это вопрос длительности работы без подзарядки. Если получится сделать аккумулятор, с которым, например, Apple Watch не надо будет подзаряжать неделю, это будет прорыв. Хотя у современных «Айфонов» максимум работы сутки — а им все равно все пользуются.
— Давайте поговорим об устройствах для специфических групп. Есть сферы деятельности, где, во-первых, носимые устройства появились задолго до нынешнего бума, а во-вторых, совершили своим появлением революцию. Например, дайвинг: благодаря наручному компьютеру, который появился в 80-х, дайвинг стал рекреационным. А есть ли еще области, где нынешние wearables способны произвести или произвели революцию?
Если говорить об устройствах для специфических групп — они существуют давно: дайвинг, альпинизм и так далее. Для нас как производителя ПО вопрос стоит так: если мы пойдем в такой сектор — ограничим себя. Он уже занят. У таких устройств есть свои разработчики и подрядчики. Есть вероятность, что они захотят подружиться, и мы будем для них разрабатывать софт с огромным удовольствием. Но на самом деле нам интереснее идеи и развитие рынка массового использования, где можно придумывать необычные и интересные сервисы.
Внутри DataArt есть направление Health Care. Мы знаем этот бизнес, знаем индустрию. говорим на одном языке с заказчиками. Но если говорить именно о специфичных устройствах для медицины — это не совсем наше. Перед выходом на рынок они походят долгий жизненный цикл и требуют множество различных индустриальных сертификатов, чтобы получить печать «медоборудование». У медицинского измерителя давления или пульса другая точность и другой процесс производства и выхода на рынок.
Мы же разрабатываем сервисы для устройств, не требующих спецификаций, но позволяющих людям чувствовать себя лучше, следить за состоянием здоровья, за самочувствием.
— Устройства, позволяющие улучшать самочувствие, — это, в первую очередь, браслеты?
Фитнес-браслеты появились в массовом применении в США, оттуда распространились по миру, и с ними получилась интересная история.
Браслет фиксирует, сколько ты прошел, двигался ты или не двигался, анализирует фазы и качество сна. В него встроен будильник, который включается во время «правильной» фазы сна. Плюс к этому они позволяют фиксировать, сколько калорий ты сжег — и если в другое приложение заносить съеденную еду, можно наблюдать за энергобалансом.
Можно синхронизировать браслеты с другими устройствами и просматривать свои данные. Это интересно, это до сих пор модно, это мотивирует заниматься спортом. Но как показывает статистика, жизненный цикл устройства составляет три месяца — а потом оно отправляется на полку.
Почему это происходит и что можно сделать, чтобы продлить жизнь браслету? Тут есть интересный момент: приложения, которые выпускают производители браслетов, ограничены по функциональности. Возьмем для примера компанию Jawbone. У этого производителя есть бренд, и есть команда инженеров. Они планируют, какие будут сенсоры, как это будет выглядеть, какие материалы использовать.
Самое интересное начинается, если производитель разрешает использовать полученные данные кому-то еще. Тогда на их базе можно придумывать новые сервисы. Например, на основании трех параметров разработчик создает новый, который называется «твое текущее самочувствие». Сейчас это отдельное направление, которое называется data science: ты берешь данные и делаешь гаджет еще полезнее, еще интереснее для пользователей. Эти параметры можно мапить или накладывать на твои конкретные действия. Можно делать прогнозные модели на основании исторических данных, которые у тебя есть — например, у вас через полчаса совещание, и в прошлый раз вы на нем себя чувствовали не очень; браслет все это анализирует и предлагает подготовиться. Те, кто хочет развивать успешные сервисы для фитнес-браслетов, должны двигаться именно в этом направлении.
— Есть мнение, что при разработке приложений для носимых устройств необходимо мыслить по-новому, делать то, чего еще не было, а не дублировать функции других устройств.
Подход в следующем: приложения, которые разрабатываются для носимых устройств, особенно для устройств с экраном, не должны визуально повторять приложения для телефонов и браузеров. Хотя бы потому, что носимые устройства более персональные. Чтобы получить информацию с телефона, нужно достать его из сумки и на него посмотреть. Чтобы получить информацию, которая пришла на часы, достаточно на них взглянуть. То есть пользователю требуется меньше усилий. И если ты сидишь на совещании, а в почту пришло важное сообщение — с часами ты будешь в курсе, не привлекая к себе внимания. Поскольку экран у них маленький, на нем будет видно, от кого письмо, и тема — это в лучшем случае. Нет речи о глобальной новизне: в твоих часах установлены мессенджеры, к которым ты привык. Просто у них более персональный интерфейс.
— Intel — один из флагманов wearables — заявляет о создании масштабной экосистемы, объединяющей множество носимых устройств. Как это может выглядеть на практике?
Этот вопрос напрямую связан с хранением данных от разных поставщиков. Чтобы пользователи могли коммуницировать с помощью своих носимых устройств, нужен сервис, который их объединяет. Это архитектура данных и обвязка вокруг этого. Это очень хорошая идея, большие компании, как Intel и Microsoft, над ней работают. Есть примеры сервисов, которые позволяют оперировать данными от разных систем.
Допустим, у вас сообщество друзей по интересам — по субботам вы ходите танцевать сальсу. У всех вас есть браслетики. И ваш тренер говорит: вы какие-то вяленькие, я даю вам задание на группу — каждый день проходить 15 тысяч шагов. И людям прикольно, они видят прогресс друг друга, и тренер вас видит, и отлынивать нельзя, и мотивация есть: хочется быть первым.
Это и есть пример экосистемы: в группе могут быть браслеты от разных производителей, и нужен сервис, который объединяет всех и показывает вам одну и ту же информацию. Это новый уровень использования носимых устройств, и технологии такие уже есть.
— Какие основные проблемы и ограничения существуют при разработке приложений для носимых устройств?
Очень хороший вопрос. С быстродействием сейчас нет никаких проблем. С точки зрения построения экосистем и развития сервисов основное — именно доступность данных, которые производители тебе разрешают использовать. Например, Android считается open source-системой и разрешает доступ ко всем данным. У Apple — другая политика: она открывает данные поэтапно. В первой версии Apple Watch ты не мог вообще ничего получить.
Вопросы объемов и скорости передачи данных сейчас актуальны в случае, если большое количество устройств подсоединяется к твоему дата-центру. Там передаются терабайты, и требуется умение эти данные аккумулировать, агрегировать и так далее. Решением таких задач занимается технология, которая называется Big Data.
— Что вы думаете о перспективах одежды с роботизированными элементами, вроде платья, которое пускает вокруг себя туман? Может ли это быть полезно?
Это действительно интересная вещь. В марте 2015 г. DataArt представлял свои решения в Лондоне на выставке Wearable Technology Show, и там один производитель представил одежду для велосипедистов. В нее встроены датчики, в зависимости от движения может меняться цвет индикаторов. Поднял руку — диоды на рукаве загорелись красным, опустил — другим цветом. Примеров много, и это очень интересно.
— Smart Glasses пророчат применения в самых разных областях: образование, медицина, системы безопасности, игры… Однако пока что они не получили широкого распространения. В чем сложности? Как можно решить имеющиеся сейчас проблемы и произвести прорыв?
Сейчас технологии есть, сервисы есть — но на мой взгляд еще рано. Можно инвестировать в исследования, но для массового применения рынок не готов. Например, юридическая сторона: когда Google начал в тестовом режиме использовать очки, посыпались жалобы — ты сидишь в кафе и без моего разрешения меня снимаешь. Я считаю, что общество пока не готово.
— И сколько лет может понадобиться?
Я больше люблю размышлять на тему, что у нас уже есть, что можно использовать и что можно разрабатывать. Но как минимум пара лет потребуется. Железо всегда будет развиваться: будут появляться более маленькие сенсоры, встроенные гироскопы. Качество экранов будет развиваться, батарейки будут держать заряд дольше. Но железо без софта — это просто железо. Мы как раз хотим придумывать сервисы на базе того, что есть — сервисами заниматься гораздо интересней.
Автор: DataArt