Оператор связи. 12 лет эволюции

в 22:42, , рубрики: isp, интернет, история, История ИТ, ит-инфраструктура, Сетевые технологии

Оператор связи. 12 лет эволюции

Этот опус является вольным творчеством на тему как нашего собственного (с 2002 года) опыта в сфере предоставления услуг связи (в основном интернет-доступа), так и опытом многих других компаний из других городов и стран, с которыми нам довелось общаться. Часть событий вымышленная, часть – нет.

Вместо предисловия:
Интернет стал неотъемлемой частью жизни огромного количества населения ex-USSR-пространства. Уровень компьютерной грамотности населения за последние 10 лет значительно вырос. Во многом это связано со снижением стоимости компьютерной техники, что позволяет иметь дома 2-3-4 компьютера и никто не остаётся обиженным. Однако, входя в любимые «Одноклассники», практически никто из людей не размышляет о том, как это функционирует, как обеспечивается и мало кто знает и помнит как это всё появлялось…

2002. Лиха беда начало

Парень, ты решил, что за широкополосным интернетом – будущее!? В твоём родном городе есть только пара компаний, которая предоставляет dial-up-интернет. Это медленно, неудобно (постоянно занят телефон) и дорого. Но ведь есть технология, которая позволяет включать компьютеры людей в единую сеть и внутри её давать доступ в интернет! С огромной скоростью! Ты сейчас практически безработный с кучей свободного времени.

Дома у тебя есть интернет. Ты поставил себе радио-интернет и получаешь сумасшедшие 128кбит/с. Это стоит дорого. Очень дорого. В долларах. Хорошо, что удалось бартером сделать этим ребятам пару сайтов и дать их рекламу на телеканале по знакомству.
Ты проводишь изучения потребительского спроса в своём городе. Печатаешь объявления, в которых расхваливаешь преимущества новых малопонятных вещей и расклеиваешь по разным районам. Собирая статистику обращений с разных районов – становится понятно, где стоит начинать постройку своей «сети». У тебя есть первые заявки.

Заняв у своей девушки денег, ты едешь в соседний областной центр в маршрутке и везёшь обратно, придерживая ногами, 300-метровую бухту UTP-кабеля. Медного. В твоём городе его не продают. Там же удалось купить «обжимку» и «джеков».
Привлекая соседа ты подключаешь первых двух абонентов. Стоимость подключения: 60 долларов. За 20 долларов в месяц ты им даешь сумасшедшие 100 Мбайт на скорости 32 кбит/с. Это очень много, учитывая то, что средняя страница в интернете весит 40-60 КБ. Аудиокомпозиций практически нет. Видео? Не смешите меня. В рунете практически нечего делать. Твои абоненты тоже не совсем понимают зачем им это, но это круто и модно.

Биллинг под Windows 2000. «Биллинг»…. раньше и слова такого никто не знал. Но это почти настоящий биллинг, который умеет что-то. У тебя есть сайт и на нём есть форум. Уже неплохо.

2003. Кто первый встал – того и тапки

Вместе со своим соседом ты ползаешь в голубином помёте по чердакам «пятихаток», «девятин» и «четвернух» и включаешь новых абонентов. Жильцы смотрят на тебя с интересом, задают много вопросов, помогают решать проблемы и сами хотят подключиться. За тобой ходят председатели кооперативных домов с просьбой о подключении интернета в их доме. Краем глаза ты начинаешь замечать странных людей на крышах со схожими с тобой повадками. У тебя появились конкуренты.
Включения только с крыши. По подъезду просто невозможно кидать кабеля. Все слаботочные каналы забиты мусором и окурками еще в 80-е годы. С крыши на крышу идёт такой же UTP-кабель, который подмотан проволокой к стальному тросу, что ты закрепляешь между домами. Конечно кабель перетирается, его жгут горелками кровельщики и на него падают деревья. Но ты же не первый день работаешь. Ты берёшь два куска кабеля, паяльник и на крыше в лютый мороз – паяешь жилы кабелей между собой. На крыше валяются на полу твои коммутаторы. Обычные 5-ти и 8-ми портовые «шурики», «клавесины», «длинки». Их купить тоже непросто и нужно заказывать.

Твоя сеть понемногу растёт. У тебя уже 200 абонентов. Ты начинаешь создавать сетку тарифов. Вводишь безлитные тарифы на скорости 64 и 128кбит/с. Ты ведь взял канал у вышестоящего провайдера в 2Мбита! Начинает шевелиться какая-то копейка. Очень неудобно, что твоя сеть разрознена и находится в разных микрорайонах, которые пришлось соединить отдельными радиоканалами, что сходятся к твоему провайдеру. А это тоже затраты.

В сети ты начинаешь вводить какие-то сервисы. Внутренний видеоархив (друг с базара начинает тебе давать CD-диски, фильмы с которых ты заливаешь на свой компьютер), игровой сервер Counter Strike, статические страницы с флеш-играми

2004. Плохо быть бестолковым

Оказывается не обязательно паять кабель. Скрутка очень даже ничего. Главное хорошо изолентой замотать, чтобы вода не затекала. Удалось достать немного военного кабеля-«пэшки». Благодаря ему удаётся подключать дома, которые стоят на расстоянии 150-200 метров друг от друга, что ранее было невозможно.

Начинает помирать тот биллинг для Windows, который должен был умереть еще раньше, но чудом дотянул до 300 абонентов. Ты ничего не понимаешь в Unix, поэтому находится другой биллинг под Windows, который ты, скрепя сердцем, покупаешь за не так давно появившиеся WebMoney. Платить деньги за софт?! Уму непостижимо!

У тебя появляется ещё два работника. Это удобно. Ты платишь каждому по 5 долларов в день и теперь они лазят по крышам и кидают кабеля. Ты можешь наконец-то сидеть в комнатушке, которую снял под «офис», следить за работой сети (ещё практически не существует средств мониторинга) и принимать оплату от абонентов, которые просто ногами приносят к тебе деньги.

Новое веяние. Обмен магнет-ссылками. DC. Ты поднимаешь этот сервис. Наконец-то абоненты могут обмениваться файлами внутри твоей сети на большой скорости, а не «укладывать» твой исходящий интернет-канал, которого, честно говоря, не хватает. Но на большее у тебя просто нет денег. Ты проводишь акцию и предлагаешь абонентам скинуться на приобретение новых винчестеров для видеоархива. Это немало, но многие соглашаются. Абоненты понемногу формируются в комьюнити. Они собираются на встречи, активно общаются в твоём форуме. Для большинства – интернет в новинку. Тебе стабильно приносят пиво.

2005. Жребий брошен

Ты берешь два кредита в банке и покупаешь новый сервер и ноутбук. Выплачивать их ты будешь весь год, но оно того стоило. У тебя появляется острая нелюбовь весны и осени. Потому-что грозы. Из-за гроз (наводка на кабель) у тебя сгорают коммутаторы. Сгорают десятками. А достать новые зачастую негде и не за что. В итоге простаивают по 5-7 дней некоторые куски сети. Недовольства абонентов. Хорошо хоть и у конкурентов такая же беда. Гораздо хуже, когда коммутатор не сгорает, но начинает «флудить» и гонит сетевой мусор, забивая канал связи. Искать его можно неделями.
Много абонентов рассчитываются с тобой за интернет «бартером». Кто-то даёт тебе карточки пополнения мобильной связи, кто-то джинсы на базаре, кто-то некоторое сетевое оборудование, а студенты не прочь летом объявления поклеить или покидать кабеля. Где-то недалеко мелькает призрак коммунизма, где для жизни не нужны деньги.

2006. Ёж – птица гордая

С тобой перестаёт общаться твой друг с базара, который торговал дисками. Его бизнес рушится. Весь район качает фильмы из интернета.
Оптика. Новое непонятное слово. Ты покупаешь барабан (1000 метров) волоконно-оптического кабеля и по снегу катишь его от службы доставки к прицепу. Наконец ты сможешь соединить свои разрозненные кусочки сети воедино. Там где невозможно было подключить дома между собой напрямую (не позволяло ограничение по длине) – там, наконец, ты положишь оптику. Хотя удовольствие не из дешёвых, ведь требуется ещё и оборудование.
У тебя появляется бухгалтер. Требуется хоть как-то сводить концы с концами в бумагах.

2007. Продавали – веселились

Твоя сеть растёт и процветает. Разменял 1000 абонентов. У тебя уже работает 10 человек и 2-3 машины. В день включается до 20 новых абонентов. Ты уже знаешь какие месяца в году самые «жирные», а когда будет «туго». Ты понимаешь структуру своих доходов и расходов.
Ты вводишь новые сервисы в сети. Интернет-телевидение – два десятка каналов, которые можно смотреть прямо на компьютере. Круто!
Ты уже покупаешь крупными партиями новое хорошее оборудование. Старые коммутаторы не выбрасываются, а заботливо будут поставлены на новые точки. Ты ещё ведь не все дома охватил своим вниманием.
На рынке появляется новое оборудования – для радиоинтернета. Это интересно. Можно охватить отдалённые участки. Для начала на левых каналах и, конечно же, без разрешений ты запускаешь радиосвязь. Совсем недурно, хотя и возникают новые неизвестные особенности.

2008. Чем дальше в лес – тем толще партизаны

В городе появляется крупный конкурент. Он работает по всей стране, а теперь влез и в твой город. Новые технологии. Всё на оптике. На узлах связи только управляемое оборудование. Самое плохое – это очень низкие тарифы. Очень. Конкуренту то что? У него практически неограниченный входящий канал, а тебе приходится за канал (которого не хватает) платить уже 4 тысячи долларов. Но в разговорах с абонентами становится понятно, что никуда они не сбегут. Им нравится здесь. Но к конкуренту подключаются новые абоненты, ведь у людей всё больше появляется компьютеров. Эти новые абоненты … они … не такие…. они не знают что такое сетевой форум, они не понимают удовольствия от общения с другими абонентами сети, не заводили на встречах новых друзей…. Для них интернет – это просто средство получения информации, скачивания музыки и рефератов.
На тебя начинают коситься председатели кооперативных домов. Конкурент, оказывается, начал платить им деньги за аренду или давать лично бесплатный интернет. Твоим «мандражёраммонтажёрам» перестают давать ключи от крыши. Все начинают хотеть денег.

2009. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью

У тебя уже работает 25 человек. У тебя есть целый системный администратор и есть круглосуточный человек на телефоне. Ты, в принципе, можешь уже ничего не делать и заниматься приятным времяпрепровождением. Но пока не выходит. Многое ещё не работает само по себе. Твои бездельники могут ходить друг за другом, дважды переться на один и тот же ремонт и в таком духе. Организация хромает.
Вообще кадры – это беда. Ты им платишь 10 долларов в день. Но кто они? Студенты на летних каникулах… ПТУшники-планокуры… кто-то бурит отверстие для кабеля в стенке и роняет плазменный телевизор абонента, кого-то ловит милиция за былые заслуги. Такое впечатление, что они тормозин пьют каждый день. Дефицит кадров. Да и неоткуда им взяться.
Ты выгоняешь своего сотрудника, который проворовался. Ведь абоненты продолжают нести деньги к тебе в офис наличными.

Конкуренция. Как грибы после дождя. Вроде уже и нет места под солнцем, но все ринулись в этот бизнес. С деньгами. Хорошо, часть загнётся, так нормально и не развернувшись.
Процветает воровство. Кто-то ворует твои коммутаторы. Активно. Бомжи режут медные кабеля. Жгут их и выплавляют медь. Раньше кража коммутаторов не имела смысла – их некуда было девать. А сейчас желающих много. Ты активно начинаешь покупать ящики, ведь ранее твои коммутаторы просто валялись на полу. Правда ящики тоже ломают.

Новая эпоха. Несмотря на то, что ты только купил новый мощный сервер — твой биллинг под Windows умер. Коллеги-сетевики, слушая тебя, тянут глаза на лоб – как вообще этот биллинг дожил до твоего количества абонентов. Твой сис.админ ставит FreeBSD и биллинг под него. Ты потихоньку начинаешь учить Linux.

2010. Крыша есть, ума не надо

Твой первый обыск. А как ты хотел? Ленин завещал делиться! Конечно, для тебя это шок. Разумеется ты не был девственно законопослушен, но к возможности наездов относился весьма легкомысленно.
Дальнейшие события проходят как в страшном сне. Хотя в целом всё выглядит неплохо… Если не трезветь. Постановления о возбуждении уголовных дел, выемка оборудования (у тебя же всё стоит в одном месте – тебе же так было удобнее), ещё обыски. Попытки восстановить работу сети…. Конкуренты не дремлют и пока ты пытаешься что-то сделать переключают по 50-70 абонентов в день. ТВОИХ абонентов. Наконец ты «решаешь» свои проблемы, но ты откинут почти на 2 года назад в развитии. Это печально. Почти всех сотрудников выгоняешь. Никому веры нет. Зато вместо украденного оборудования и порезанных линий ты ставишь новое. Оно будет работать более надёжно, чем восьмилетнее старое.
Новшество – терминалы оплаты. Можно убрать нескончаемый поток абонентов в офис, которые несут деньги. Убрать риски. Заключаешь договор с платежной системой и деньги начинают капать тебе на текущий счёт в банке. Это мило, но возникают нюансы налогообложения.

2011. Бороться и искать. Найти и перепрятать

Абоненты совсем рехнулись. Все тянутся за огромными цифрами в рекламе. Все хотят иметь интернет 100Мбит/с. Зачем? Они не понимают, что у 90% из них все узкие места не позволят принять более 50Мбит/с, которые им тоже не нужны. Скачать фильм? Не за 5 минут, а за 2? Текущая средняя потребность абонента в интернете не превышает 5-7 Мбит/с, но маркетинг такой маркетинг….

Новшество – тянуться по крышам, видите ли, не комильфо. Уходим с крыш в подвалы. Раньше отбивались от летучих мышей на чердаках – теперь от крыс и туч блох и комаров. Уже можно что-то решать с арендой подземных кабельных каналов. В подъездах начинаете бурить перекрытия и ставить стояки. Конечно, не везде это проходит гладко. И с топорами гоняют твоих ребят и собак спускают. «Задрали вы со своим интернетом! Кому он нужен?!» заявляют жильцы. Они вешают новые замки и не дают ключи. Не пускают в подъезды. У тебя много конкурентов, у которых сотрудники в несколько раз хуже чем твои. Жильцам всё равно – они видят только бардак, мусор, мат и ржание.

Частный сектор. Все эти огромные площади одноэтажной застройки, до которого никому никогда не было дела. Но сегодня, когда на каждом многоэтажном доме по 7 провайдеров – все начинают пытаться заработать денег в диких землях. Там гораздо выше затраты на строительство, но и выше средний доход с абонента. Да и заплатив относительно высокую цену за включение – абонент уже вряд ли куда-то переключится.
На некоторых крышах в закутках твои сотрудники находят чьи-то старые коммутаторы. Память о конкурентах, которых уже как несколько лет нет. На удивление – эти коммутаторы еще работают. Они запитаны левыми путями к электричеству и из них торчат неработающие абонентские кабеля.

2012. Приключения продолжаются

Десять лет. Чёрт побери, парень – ты запустил эту сеть целых десять лет назад! Накрыв поляну, в коллективе вы вспоминаете былое, делитесь профессиональными секретами с новичками, строите планы. Сколько было уникальных случаев, которые и на голову не натянешь. Сняв ночной клуб, вы зовёте всех абонентов и проводите вечеринку. Приходит много старых знакомых. Это одни из первых абонентов. Ты слегка пьян, счастлив и чувствуешь, что это и есть семья.

2014. Эпилог

Ты многое сделал и многое понял. Ты знаешь, что почём в этой жизни. Знаешь цену дружбы, предательства и человеческой подлости. Иногда улыбаешься, вспоминая свои начинания, ошибки, достижения. Ты знаешь всех кого нужно, все знают тебя. Твоя компания уже имеет не один офис. Ты раскинул свои сети на огромной территории. Ежедневно десятки тысяч абонентов включая компьютер и уходя в другую реальность не подозревают, что именно ты и такие как ты сделали информационный рывок в своей стране.
У тебя работают высококлассные специалисты. Кого-то ты вырастил и отобрал сам, кого-то привлёк со стороны. В твоей компании, в большинстве своём, используется современное и надёжное оборудование. Открыто несколько предприятий, между которыми разнесены абоненты, денежные потоки и ответственность. Где находится «ядро» — твоя серверная знает только несколько доверенных лиц. Что-то распределено, что-то закопано, что-то там, где никто не сможет найти. Ты помнишь уроки и всегда готов к новым обыскам и наездам. Слово «диверсификация» для тебя не пустой звук. Ты выжил и двигаешься вперёд с гордо поднятой головой.

Вместо послесловия:
В 2007 году мы начали разработку программного обеспечения в первую очередь для себя, т.к. огромное количество процессов не было учтено и велось «на листочках». Уже в 2008 году мы начали продавать эти продукты другим операторам связи. На данный момент мы работаем с сотнями операторов в семи странах. К нам стекается огромное количество интересного опыта и полезной информации. Это настоящий кладезь сконцентрированных знаний, которые мы аккумулируем и делимся с нашими клиентами. Что-то из них можно будет объединить и выложить на Хабре.

Автор: UserSide

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js