На днях стало известно о том, что телекоммуникационная компания Verizon продает оба своих актива — как Yahoo, так и AOL. Сумма сделки всего $5 млрд. «Всего» — потому что сама компания купила их гораздо дороже, а еще раньше и Yahoo, и AOL стоили намного больше. Verizon продает оба актива на $4,1 млрд дешевле, чем приобрела несколько лет назад.
Ничего хорошего из этой покупки не вышло — Verizon так и не смогла развить бизнес за счет приобретений. То есть у самого оператора все идет неплохо, а вот у этих активов — не очень. После продажи Yahoo объединят с AOL, образовав новую компанию, название которой пока даже неизвестно.
Немного подробностей
Покупатель известен — им стала инвестиционная компания Apollo Global Management. Условия сделки тоже известны: продавец получает деньгами $4,25 млрд, а остаток в сумме $750 млн передаются в виде 10% от новой компании. Пока что все это — лишь планы, сделка будет закрыта (при условии одобрения регуляторами) во второй половине 2021 года.
Для Verizon продажа своих активов не очень выгодная сделка, поскольку, как уже говорилось выше, компания теряет на этом очень большие деньги. Лишь AOL обошлась американскому оператору в $4,4 в 2015 году. Примерно та же сумма, $4,7 млрд, была потрачена на приобретение Yahoo. В итоге получилось $9,1, что означает $4,1 чистых убытков в ходе закрытия сделки.
Зачем Verizon покупала компании — не совсем понятно, ведь они не стали активно развиваться после перехода к новому владельцу. Кстати, если кто помнит сервис Tumblr, то он тоже принадлежал Verizon, поскольку достался компании вместе с Yahoo.
После приобретения этого актива Verizon решила запретить публикацию контента для взрослых на Tumblr, что спровоцировало массовый отток пользователей — около 30% в течение пары месяцев. В 2019 году пользователей стало совсем немного по сравнению с пиковой популярностью сервиса, так что Verizon продал его компании Automatic, разработчику движка WordPress. В 2013 году Tumblr стоил около $1,1 млрд. а вот в 2019 его продали всего за… $10 млн.
Что случилось с Yahoo, ведь это пионер Интернета?
Действительно, компания появилась на 2 года раньше Google. Ее успех был во многом обусловлен отсутствием конкурентов. Всего за несколько лет сервисы компании получили около 1 млрд пользователей. А к началу нового тысячелетия капитализация Yahoo достигла $130 млрд.
Все шло отлично еще лет 10, после чего у компании начались проблемы — ее прибыльность стала очень быстро снижаться, да так, что в 2015 году Forbes оценил компанию в сумму «меньше чем ноль».
Проблема с Yahoo в том, что изначально у компании не было конкурентов от слова вообще. Она создала один из первых интернет-порталов, что привлекло огромное число пользователей. Как оказалось, у руководства нет четкого видения будущего компании. Пока все шло хорошо, большего и не требовалось. Но потом появились конкуренты, так что потребовался четкий план действий. А его не было, ни сначала, ни потом. Компания упустила множество возможностей и стала проигрывать конкурентам.
У сервисов Yahoo появились конкуренты, которым компания проиграла:
- Gmail в кратчайшие сроки стал популярнее Yahoo Mail (кроме, пожалуй, США, здесь Yahoo Mail до сих пор остается востребованным сервисом).
- Yahoo Answers с разгромным счетом проиграл Quora. Недавно появилась новость о том, что Yahoo Answers закрывается. А ведь это был чрезвычайно популярный сервис.
- Flickr проиграл Instagram, хотя сервис был первым и единственным в своем роде. Лишь неудачное руководство привело к текущей ситуации.
- Yahoo Search проиграл Google Search.
У компании и ее подразделений были деньги, были пользователи. Можно было совершенствовать сервисы, экспериментировать с технологиями, создавать нечто новое.
Этому сопутствовали еще и неудачные решения Yahoo в плане инвестиций. Так, компания инвестировала $1 млрд в китайский сервис Alibaba, но буквально через год продает свою долю и покупает Flickr, который был почти что на пике своей популярности. Продажа акций Alibaba была прибыльным делом, но заработала компания на этом несколько миллиардов вместо нескольких десятков миллиардов. Около $80 млрд она бы получила за свою долю ближе к 2020 году.
Инвестиционные ошибки перемежались с проблемами менеджмента. Высшее руководство хаотичным образом нанимало разного рода руководителей, которые постоянно старались что-то менять внутри компании. Очень сильно по Yahoo ударил полный отказ от удаленной работы, что привело к колоссальной утечке персонала, включая сотрудников, которые работали в компании едва ли не со старта, вместе с Джеффри Янгом, основателем. Не спасла компанию ни Марисса Майер, ни Скотт Томпсон, у которого, как оказалось, не было ученой степени в области информатики, он просто соврал.
Но худшим руководителем в 25-летней истории Yahoo считается Терри Семель, который как раз и допустил разгром сервисом компании конкурентами, включая Google. В свое время у него была возможность даже купить Google, но он этого не сделал. Аналогичным образом Семель упустил возможность приобрести Facebook и DoubleClick. Ну и плюс, когда Microsoft предлагала целых $40 млрд за Yahoo, Семель отказался от сделки.
В целом, с каждой из упомянутых проблем как-то можно было справиться. Но их было много, и все — крупные, так что Yahoo пришла к своему закату вполне закономерно.
А что c AOL?
Эту компанию можно считать ветераном глобальной сети даже по сравнению с Yahoo. Основана она была в 1985 году. Быстро набрав обороты, компания стала крупнейшим в США интернет-провайдером. В конце 90-х годов прошлого века примерно половина американских домохозяйств имела доступ в интернет через AOL. В 1998 году компания приобрела Netscape за $4,2 млрд.
В 2001 году AOL объединилась с Time Warner Inc. В 2009 она отделилась, став самостоятельной. Чуть ранее у AOL начались проблемы — как с руководством, так и со своими сервисами и услугами. К 2008 году компания закрыла ряд сервисов, которые некогда были популярными. В их число входили Xdrive, AOL Pictures и BlueString.
Кстати, с 1998 года компания купила всем нам хорошо известный мессенджер ICQ, а в апреле 2010 года — продала его фонду Digital Sky Technologies (DST) Юрия Мильнера.
Были у компании проблемы, но в целом, она неплохо держалась. В 2010 году ее руководителем стал Тим Армстронг, и компания решила взять курс на рекламный премиальный сегмент. Также компания заявила о намерении сосредоточиться на издательском бизнесе, кино и телевидении.
В 2013 году компания впервые за 8 лет сообщила о росте выручки, что стало следствием реализации новой стратегии работы. Но в том же году начались массовые увольнения. В целом, все было неплохо еще несколько лет — компания успешно действовала в рекламном сегменте, и в 2015 году ее купил оператор Verizon для расширения сферы своей деятельности. После покупки акции AOL выросли сразу на 17%.
Несколько лет компания продолжала работать, но, видимо, не очень успешно, поскольку ее стоимость постепенно снижалась. Ну и сейчас все подошло к логическому завершению.
Что дальше?
Пока что неясно, у этой сделки слишком много неизвестных факторов. До ее закрытия — около полугода, за это время может случиться всякое. Покупатель может в итоге отказаться от сделки, регуляторы могут ее не одобрить, плюс глобальная экономика находится не в самом лучшем состоянии, так что условия могут измениться в любой момент.
Но чтобы ни случилось, ясно одно — компании, которые можно назвать основателями интернет-индустрии, с рынка ушли, их влияние на отрасль минимально и они уже давно потеряли собственную значимость. Жаль, но ничего не поделать — их время закончилось, сейчас главную скрипку играют совсем другие компании.
Автор: Антон