С каждым днём в интернете нам всё больше «рекомендуют» и всё меньше дают выбирать самим. Создаётся всё больше вещей которые облегчают просмотр контента и вместе с тем дают меньше свободы выбора.
Одно важное отличие интернета от телевидения – это возможность самостоятельно выбирать потребляемую информацию. Можно в любой момент перестать читать или смотреть и переключиться на что-то другое. При просмотре телевизора тоже можно в любой момент переключиться на другой канал. Но количество каналов хоть и велико, не так безгранично, как объём контента в интернете. Все каналы можно прощёлкать за несколько (десятков) минут. В то время как на один только youtube в мае 2019 года загружалось 500 часов видео в минуту.
Однако, возможность самостоятельно выбирать потребляемый контент помимо двух крайних состояний: «есть возможность» и «нет возможности» имеет множество промежуточных значений. И, насколько я вижу, сейчас есть множество уловок, направленных на уменьшение возможности выбирать потребляемый контент. Некоторые из них направлены на уменьшение времени и снижение количества действий от желания человека что-то посмотреть до непосредственно просмотра контента.
Небольшой экскурс в историю.
В древности основной способ передачи информации был из уст в уста. И тут не было большой свободы выбора в получаемой информации: либо общаться с людьми которые рядом, либо нет.
С возникновением письменности и массовым распространением печатных изданий появились дополнительные источники информации: книги и газеты. Стало возможным выбирать какие книги и газеты читать. В начале печатных источников информации было мало, со временем их количество выросло до достаточно больших объёмов (ежегодно публикуется порядка двух миллионов книг). Есть из чего выбрать на сегодняшний день. Плюс книги и газеты имеют свойство заканчиваться. Значит есть возможность подумать, что делать дальше: заняться чем-нибудь другим, либо начать новую книгу (которую ещё надо выбрать и найти).
С развитием электричества появилось радио. Ещё один источник информации. Его значительное отличие от печатных изданий, помимо скорости передачи информации и её количества в единицу времени, состоит в более лёгком её потреблении. Газету или книгу надо купить (не всегда), взять в руки, найти подходящее место (желательно удобное и тихое) и начать читать. Не колоссальное, но некоторое количество целенаправленных усилий надо приложить. Радио достаточно включить и на этом усилия можно сказать окончены (усилия по покупке радио однократны). Можно иногда переключать станции, но усилия здесь минимальны. Слушать радио можно постоянно особо себя не утруждая. Бывают исключения, когда надо сосредоточенно слушать и вникать в радиопередачу. Но это редкость, на мой взгляд. Слушая радио можно выбирать из нескольких радиостанций. Радиостанции решают, какую информацию получат слушатели. Можно переключиться на другую станцию, пойти читать книгу или газету, или поговорить с другими людьми.
Несколько позднее появилось телевидение. С ним то же самое, что и с радио. Включили и дальнейшие усилия – это переключения каналов передач. Но, в отличие от радио, ещё и занят визуальный канал получения информации. Отвлечься от телевизора сложнее, чем от радио – там что-то показывают. Телевизионные каналы работают круглосуточно. Это значит, что не бывает момента окончания (есть реклама, но это не очень помогает), когда можно выключить телевизор и сменить деятельность. Чтобы прекратить смотреть телевизор, нужен внешний фактор либо сознательное усилие. Практически полный контроль за предоставляемой информацией у телеканалов.
К концу 20 века появился и начал развиваться интернет. Тогда сайты состояли практически из текста. Музыка, изображения и видео встречались редко. В то время чтобы получить информацию, надо было её найти и прочитать – это требует сознательных усилий, почти как с книгами и газетами. Развитие каналов передачи сделало возможным широкое распространение изображений и видео. Такой тип информации, который можно воспринимать, не прилагая умственные усилия.
И начали делать вещи, которые позволяют потреблять видео и картинки с минимальными усилиями. Чем легче потреблять контент, тем дольше пользователь остаётся на том или ином сайте или в приложении:
- Бесконечные автоматически подгружаемые страницы. Это значит больше нет разделения на страницы, больше нельзя дойти до конца страницы и закончить. Нельзя в какой-то момент понять, что начал на первой странице, а теперь на пятьдесят седьмой и пора бы остановиться. Нет, теперь только узкий ползунок даст понять, что было пролистано много-много страниц. (И то не всегда. Например, на пикабу предыдущие посты скрываются. Поэтому высота ползунка почти всегда стабильна). Сюда же относятся новостные сайты, которые подгружают следующую выбранную ими новость по достижении просмотра текущей новости.
- Автовоспроизведение следующего видео по умолчанию. Если опция включена, то между видео пауза в несколько секунд (или нет паузы). Мало времени подумать, что пора бы отвлечься и закончить просмотр. Нет того внешнего фактора, который позволяет легче отвлечься. В некоторых случаях автовоспроизведение удобно, например, при просмотре видео из плейлиста или когда видео включены для фонового шума. Но в случае автовоспроизведения видео из «рекомендуемых» или «похожих» возникает больше вреда, чем пользы. Радует, что у Youtube настройка автовоспроизведения на виду и легко отключается. ВКонтакте её либо убрал, либо куда-то спрятал. Я не смог найти.
- Тикток начинает воспроизведение видео сразу после входа в приложение. Нет этапа начального выбора того, что хочешь посмотреть. Выбор сделан, видео воспроизводится. И вообще никакого выбора нет. Можно только смотреть следующее видео.
- Автовоспроизведение видео и gif-анимаций в ленте новостей в Facebook и ВКонтакте. Значит их посмотрят с большей вероятностью.
- Яндекс.Музыка и ВКонтакте предоставляют рекомендации по музыке.
Автовоспроизведение, «рекомендации», бесконечные страницы и бесконечные новости облегчают просмотр контента и снижают количество мест, где можно подумать: «Что я хочу делать дальше?». Это значит люди тратят больше времени, меньше сами делают выбор и больше полагаются на «рекомендации». Таким образом, некоторые части интернета становятся очень похожими на телевидение: бесконечные видео/картинки/новости, которые вам решили показать.
При использовании интернета у нас всё ещё гораздо больше свободы выбора, чем при просмотре телевидения. Но тенденции владельцев сервисов облегчить получение контента, чтобы пользователи проводили как можно больше времени за этим мне очень не нравятся. Приходится постоянно быть настороже, чтобы случайно не потратить несколько часов на пролистывание и просматривание непонятного чего.
Я не думаю, что интернет когда-нибудь полностью станет как телевидение, когда, открывая любой сайт, получаешь сразу бесконечные видео без возможности остановить или переключить их. Но уже сейчас во многих местах за людей всё больше и больше решают, что им смотреть.
Надеюсь, когда-нибудь все эти уловки будут восприниматься людьми как попытка их обмануть и нажиться на них. Может быть тогда их использование станет моветоном.
Автор: bars_arseniy