Интернет- и
Во вчерашней встрече участвовали представители МТС, Hosting Community, Ru-Center, Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК, объединяет более 80 интернет-компаний), Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры интернета, рассказал один из участников встречи. Они обсудили то, как провайдеры и хостеры технически будут исполнять законодательство о черных списках в интернете. По словам замдиректора Ru-Center Павла Храмцова, одна из основных рекомендаций участников отрасли — вводить блокировку контента по адресам (URL), а не по IP (она позволяет вместе с плохими сайтами закрыть и добросовестные). Блокировка по IP бессмысленна, неэффективна и опасна, говорит аналитик РАЭК Ирина Левова. Ранее предполагалось, что уточнения будут вноситься в этот закон на уровне подзаконных актов. Но, например, проблема IP-адресов на этом уровне не решается — необходимо править сам закон, считает Левова.
Другое предложение — предоставить провайдеру самому выбрать способ ограничения доступа к информации. Текст принятого в июле закона предполагает, что в реестр плохих сайтов будут вноситься доменные, сетевые и IP-адреса страниц с противоправным контентом. На встрече было предложено сделать описание процедуры блокирования более общим и обязать провайдеров блокировать информацию, а не сайт, говорит главный эксперт департамента информационной безопасности МТС Дмитрий Костров. Тогда оператор сможет сам решать, каким образом ему перекрыть доступ.
Но ни одна система фильтрации трафика не эффективна на 100%. По словам Храмцова из Ru-Center, эффективность фильтрации по URL — около 60%, а если использовать систему глубокого анализа пакетов (DPI) — 80%. Но системы DPI дороги и внедрение их на сетях фиксированной связи не окупится, считает Костров (ранее он оценивал внедрение DPI в $51 млн): на мобильных сетях DPI используется для управления трафиком в целом, а в фиксированных сетях ее функционал в полном объеме не будет востребован. МТС изучает несколько вариантов фильтрации трафика — на базе DNS (когда DNS-запросы пользователей перенаправляются на узел фильтрации оператора) и с помощью высокоскоростных систем разбора трафика, рассказывает Костров.
Напомним
Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года (в прошлом Законопроект № 89417-6) — Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Этот закон внёс в другие федеральные законы ряд положений, предполагающих фильтрацию интернет-сайтов по системе чёрного списка и блокировку запрещённых интернет-ресурсов. Ряд экспертов высказывал опасения, что данный закон может использоваться для цензуры Интернета.
Автор: ftp13