Как полагают специалисты, в нынешние времена гигономики, которая предполагает совместное использование вещей, мы попробуем свои силы на множестве самых разных работ, ведь современные технологии дают нам достаточно свободного времени с 9 до 17. Но эти перемены также несут в себе беспокойство, чувство незащищенности и низкие зарплаты.
В 2003 году под Рождество молодой французский IT-специалист по имени Фредерик Маззелла (Frédéric Mazzella) пытался добраться из Парижа до дома родителей на юго-востоке Франции. Он оставил покупку билетов на последний момент, и все поезда национальной компании французских железных дорог (SNCF) уже были заполнены. Машины у него не было. Автобуса, который ехал бы по нужному маршруту протяженностью в 420 км, не было. Маззелла думал, что в любом случае должны быть люди, которые едут в том же направлении, и в их машинах найдется свободное место для попутчика. Так ведь? Но как же связаться с ними? Был традиционный метод: Маззелла мог бы выйти на обочину дороги и стоять с картонной табличкой, но это казалось уж очень устаревшим. К тому же по прогнозу обещали снегопад. Неужели интернет не предлагает подобных услуг? Маззелла прочесал сеть, но ничего не нашел. В конце концов его сестре пришлось проехать 150 км, чтобы забрать его домой на праздники, но всю дорогу Маззелла смотрел на машины, движущиеся в том же направлении, с тремя пустыми местами. И каждое из этих мест было для него пробелом на рынке.
В те времена, когда мы отходим от традиционного бизнеса и работы на полную ставку, множественные микробизнесы становятся заманчивой идеей.
Однако, тогда у Маззелла столкнулся с проблемой, характерной для тех лет — в 2003 году уже был интернет, но социальные медиа были слабо развиты. Не было Facebook. Не было смартфонов. Люди говорили ему, что его идея никогда не сработает. Кто захочет проехать 420 км с чужим человеком, с которым довелось познакомиться через интернет, как бы дешево это ни было? Тем не менее, Маззелла верил в эту идею. И его идея, которая теперь получила название BlaBlaCar, ждала развития социальных медиа, Facebook и смартфонов. Помимо развития технологий, Маззелле и еще двум партнерам, которых ему удалось убедить вместе с ним создать каршеринговую платформу, помогли еще пара внешних факторов. Первый – это финансовый кризис; благодаря ему молодое поколение людей, которые только искали свою первую работу, смогло понять не только то, как неустойчив капитализм, но и то, что он не строился с учетом их интересов. Нужно было найти новые потоки дохода. Второй фактор — это облако пепла 2010 года родом из Исландии, которое помогло BlaBlaCar получить огласку среди общественности как отличное решение для людей, которые застряли вдалеке от дома. Спустя пять лет идея Маззеллы стала многомиллионной историей успеха.
У BlaBlaCar нет широко развитой инфраструктуры, в компании работают менее 300 сотрудников по всему миру. Ежемесячно интернет-платформа компании помогает найти свободные места для 2 млн поездок. Руководитель SNCF недавно признал BlaBlaCar главным конкурентом. И его опасения понятны. SNCF располагает километрами железнодорожных путей и огромным количеством неподвижных составов, которые необходимо поддерживать и ремонтировать, а кроме того, в компании работают тысячи сотрудников, которым нужно платить. А инфраструктура и в большой степени организация BlaBlaCar обеспечивается 10 млн активных участников сервиса — бесплатно. В самых популярных странах эти участники рады платить BlaBlaCar 10% комиссии за использование платформы.
BlaBlaCar – это идеальный пример возможностей, которые дает нам гигномика, находя в неэффективности капитализма свободные места для работы, и используя их благодаря шеринговым платформам. Благодаря этому находится применение свободным местам в машине, так же как Airbnb зарабатывает на свободных комнатах или массовые открытые онлайн-курсы предоставляют лекции. Участники не зарабатывают на предложенных местах — они покрывают благодаря попутчикам затраты на поездку.
Николас Брюссон (Nicolas Brusson) был одним из партнеров Маззеллы в BlaBlaCar. Когда мы недавно разговаривали с ним о компании, он сказал, что BlaBlaCar на самом деле не относился к бизнесу, предоставляющему дешевые транспортные услуги, скорее он был бизнесом доверия. «Всегда присутствовали разговоры по поводу оплаты», — говорил он. — Главным вопросом было: как создать доверие?» Технологии и понимание отзывов и оценок позволили этому случиться. «Магия действительно имеет место в рамках сообщества», — говорит Брюссон. Поддержание репутации службы и безопасность пользователей – это то, что не дает Брюссону спать по ночам. Однако, заполняя свои профили и внимательно проставляя рейтинг, основанный на опыте, «участники сами за нас делают большую часть нашей работы». Более того, чем больше подписчиков, тем больше оценок в рейтинге и тем выше надежность и безопасность.
«До сих пор нашей главной задачей было не выиграть конкуренцию», — говорит Брюссон. — BlaBlaCar слишком бюджетная модель для этого. Главной нашей задачей и трудностью было обучить как можно больше людей в сервисе. Мы задавались вопросом: является ли это только лишь французским феноменом? И мы доказали, что нет. Затем мы спросили себя: это только лишь европейский феномен? Нет. Мы скоро появимся в Бразилии, Индии и не только. Это платформа работает везде, где у людей есть машины».
Будучи членом BlaBlaCar, или же предоставляя жилье на Airbnb, или же подрабатывая таксистом на Uber, или же продавая безделушки на Etsy, или же обучая чему-нибудь на YouTube, вы не работаете на полную ставку. Но сейчас подобные вещи все больше становятся частью рабочих резюме огромного числа людей. Все они используют свои нереализованные ранее умения и способности, прибегая к помощи современных технологий для того, чтобы получить доступ к рынку. Во времена, когда мы отходим от традиционного бизнеса и работы на полную ставку, множественные микробизнесы становятся заманчивой идеей.
В 2013 году в результате одного исследования было обнаружено, что из 702 профессий практически половина находятся в категории высокого риска «потенциальной автоматизации».
Действительно, новизна этих моделей убедила некоторых комментаторов и представителей правовых структур в том, что фриланс благодаря цифровым платформам может быть чем-то вроде панацеи для экономики, находящейся в упадке и стагнации, и подобная трудовая занятость может стать будущим. Но пример BlaBlaCar доказывает, что идеи с нулевыми косвенными издержками могут очень быстро расти экспоненциально. И все же, если такие виды трудовой занятости и шеринговые сервисы действительно являются нашим будущим, то как оно будет выглядеть? В нем точно не будет служащих с фиксированным окладом в компаниях с иерархической структурой. Возможно, будут низкие заработные платы и слабые права профсоюзов. Но такое будущее также может дать множество возможностей, а еще, возможно, это изменение будет попросту необходимым.
Uber в настоящее время относится к пионерам этих изменений с его амбициями сделать таксистом каждого, у кого есть GPS (и в итоге вытеснить из бизнеса водителей, работающих на полную ставку). Консультант Uber Дэвид Плауфф (David Plouffe) недавно пояснил, что сервис создан для людей, которые испытывают финансовые трудности — он позволяет им заработать лишнюю копейку или тех, кто находится в поиске работы. Большинство водителей не принимают решение сделать это своей профессией или заниматься этим длительное время. Это очень важно: для большинства людей Uber не является даже работой на полставки… это просто небольшая подработка на час-два в день, которая помогает свести концы с концами».
Автор: frekenbok