В предыдущей статье мы говорили о рынке как стереотипе, относительно сегмента, потребности, предложения. Примером в этой статье были действия различных организаций приведшие их на вершины бизнеса. Мы еще вернемся к этому разговору, а сегодня мы поговорим о своевременности тех или иных действий.
Согласно теории Социального дизайна, абсолютно все социальные общности (целые отрасли, бизнес-организации, политические партии и даже семья), которые можно представить системно, проходят хотя бы раз в течение своей жизни, через три фазы (см. рис.) условно называемые: Морфогенез, Действие, Поведение. В терминах данный процесс (циклы) называется АСК-сценарий (Антропо-социо-культурный сценарий). Почему АСК? Тут мы опираемся на понятия и труды американского социолога, русского происхождения Питирима Сорокина, основателя социологического факультета Гарварда. Он утверждал, что всегда, когда мы имеем дело с социальным объектом, надо думать о трех подсистемах: человеке, культуре и структуре. Они, взаимодействуя между собой сложным образом, порождают вполне закономерный ход событий. Понимание этих циклов, правильная диагностика нынешнего положения на этой «петле жизни», позволяет применять (разрабатывать) своевременные и адекватные шаги и стратегии.
Антропо-социо-культурный сценарий жизненных циклов организаций
АСК-сценарий имеет три фазы: Морфогенез, Действие, Поведение. В свою очередь, каждая фаза имеет свое динамическое выражение в виде нескольких этапов.
Фаза Морфогенез
Фаза характеризуется двумя этапами:
Этап 1. Трансцендентное разрушение социальной формы. Зарождение новых социальных форм, или трансцендентное перерождение старых (деградирующих) форм и перспектива к перерождению социальной системы. У проактивных людей возникает четкое намерение изменить свою жизнь, улучшить мир, или понимание, что «так жить дальше нельзя», или… мечта добраться до Марса. Перемены, революция, реформы — такие названия впоследствии даст история этим событиям. Нередко, как показал М. Вебер, наличие особой воли внутри, отдельного человека, способно запустить эти процессы, заразив других. Карл Маркс тоже говорил об этом: «… материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами». Ко второму этапу этой фазы вернемся «своим чередом».
Фаза Действие
Трансформация трансцендентного «акта» в «предприятие».
Два этапа:
Этап 2. Создание символов и смыслов для окружения, которые придают смысл новому, обеспечивая рождение стратегического замысла и завоевание сторонников. Именно на этой стадии Стив Джобс сказал президенту PepsiCo Джону Скалли знаменитые слова: «Вы хотите всю жизнь продавать подслащенную воду или хотите пойти со мной и попытаться изменить мир?». Лучшее и абсолютно точное описание необходимых действий для этого этапа дал Антуан де Сент-Экзюпери: «Если вы хотите построить корабль, не призывайте людей собирать лес, разделять труд и отдавать приказы, вместо этого вначале научите тосковать по огромному и бесконечному морю.»
Этап 3. Действие. На этом этапе «дело» динамично развивается. Рождается стратегия, возникают первые структуры, нередко стихийно, не оформленные явно. Тут, как правило, все друзья-основатели равны между собой, еще нет четкой иерархии.
Фаза Морфогенез
Этап 4. Морфодизайн. «Обратный» этап — активное становление скрытых социальных форм («без участия человека») или явное введение новых форм, структур самим человеком. Созданные структуры организации, регламенты, культура организации помогают ей жить и эффективно работать. На данном этапе работает здравый смысл, ненужные и неэффективные регламенты, совещания, могут быть отменены, а структуры упрощены или наоборот, тут все «по уму». На данном этапе отцам-основателям кажется, что они нашли нужные форму и содержание, и это будет работать вечно! Но следующая фаза неизбежна.
Фаза Поведение
Этап 5 Стагнация. Причины ее наступления различны, например, уход или усталость лидера, или его «звездная болезнь». Или, в конце концов, у людей длинный путь за спиной и им хочется перевести дух, пожить спокойно ведь всё созданное ими эффективно работает. Всего пару лет назад совещания, на которых решались важные вопросы эффективной работы, превращаются в рутину и ритуал. На данном этапе форма довлеет над содержанием, стратегия сменяется планированием. Этап труден для нововведений. Даже если мудрый стратег заметил и осознал данный этап и понимает какой будет следующий этап.
Этап 6 Деградация. Через ценностный кризис происходит деградация системы. Этап чреват поспешным, и некомпетентными действиями, связанными с изменениями, особенно вернуть всё назад, реанимировать старые смыслы. Этап можно мудро «проскочить», еще на предыдущем этапе осознав, к чему идет дело, вслух сказать, что если продолжим, то потерпим бедствие. Но подобная мудрость редкость. Отсюда два пути. Первый -«крутиться» в фазе Поведение или выполнить Трансцендентное разрушение социальной формы, дав организации вторую жизнь.
Тут стоить сделать небольшое отступление. Жизнь сложна, а потому классическое, последовательное «путешествие» по этой петле от этапа 1 до этапа 6, может быть редкостью. Возможно, условно бесконечное, «блуждание» в фазе Поведение или в фазе Действие.
Самый распространенный в нашем отечестве скачок из 1-го этапа в 4-й. Например, мы хотим изменить какую-то область нашей жизни, начиная этап 1 — Трансцендентное разрушение социальной формы. Далее «проскакиваем» этапы 2, 3 и даже 4, полностью импортируя их. Обычно это у нас называется «используя опыт цивилизованных стран». Но немецкий социолог Никлас Луман, утверждал еще в прошлом веке: «структуры невозможно импортировать». Но мы, как это часто бывает, познаем все на собственном опыте. А потом выясняется, что «их» опыт, у нас почему-то не работает и ситуация «уходит» на этап стагнации и деградации.
Таким образом, полноценное проживание социальной системой (в нашем случае организации) 2-го и 3 этапов необходимое условие ее длительного и успешного развития. А пройдя всю «петлю» и вырвавшись на второй круг организация становиться «битой», за которую, как известно, «двух не битых дают».
Литература.
1. Долгоруков Александр Михайлович. СОЦИАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН: создание жизнеспособных систем. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.
2. Долгоруков А.М. От замысла к действию. Стратегическое управление. М.: ООО «МК «ДИСКУРС», 2011.
3. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006
Автор: ovk2307