Хочу сразу сказать, что под словом «сайты» я буду иметь ввиду не высоконагруженные веб-приложения, а небольшие «сайтики», разрабатывающиеся для небольших и средних компаний. В основном это промо-сайты и интернет-магазины. Для большинства компаний это первый опыт покупки веб-приложения. И не каждый заказчик готов выделять на разработку достаточное количество денежных средств (а иногда и временных), что приводит к весьма плачевным результатам.
Я имею некоторый опыт разработки сайтов. В последнее время работаю как фрилансер. За свою практику уже успел поучаствовать в разработке сайтов различной стоимости, даже бесплатных. Но вот какая незадача, большая часть сайтов умирают либо сразу, либо продолжают своё незаметное никому не нужное существование. Одно лишь подметил, что сайты для маленьких компаний, живут немного дольше, чем сайты для более-менее больших. Но это только мои наблюдения, возможно, вы имеете обратные.
Небольшие компании
У меня есть некоторая гипотеза по поводу моих наблюдений. Представителем небольшой компании со стороны заказчика, как правило, является ее директор (или его зам, т.е. напарник). Этот человек уже знает, сколько готов потратить на разработку и готов варьировать бюджет в случае необходимости. С этим человеком работается легко и быстро, так как он сам принимает решения, а не отправляет их «наверх».
После разработки заказчик либо соглашается на долговременное сотрудничество за отдельную плату либо начинает поддерживать сайт сам. Сам он первые несколько недель по несколько раз на дню просматривает счетчики посещаемости. Пишет или откуда-то копирует материал для сайта, показывает его всем друзьям и родным. Но спустя пару месяцев его пыл утихает, и он уже уменьшает свою активность. Хорошо, если за это время у него увеличатся продажи за счет интернет-магазина или его компанию аккредитуют в каком-то банке благодаря сайту. Но это бывает не у всех так быстро. А ждать готовы далеко не все.
Каждый разработанный сайт имеет административную часть, в которой пользователь может управлять содержимым. Использовались различные CMS как самописные, так и коммерческие. И как выяснилось, это фактор на «живучесть» сайта не влияет. В различных CMS были как сложные административные панели, так и легкие – без всяких излишеств.
Средние компании
Средние компании выделяют человека, который курирует разработку сайта. Как правило, он знает лишь о том, в какой бюджет надо вписаться и примерно какой материал компания собирается выкладывать на сайт. Этот человек находит исполнителя и рассказывает о материалах, которые предполагается, будут выложены на сайте. А бывает, что ограничивается фразой «Нам нужен сайт». Выяснив бюджет, исполнитель начинает предлагать варианты реализации за продекларированную сумму. И дальше уже начинается процесс разработки.
После того, как процесс подходит к завершающей стадии и заказчик готов принять работу, наступает тот самый момент, когда новорожденный сайт начинает умирать. А что его ждет? Кто его будет поддерживать? В лучшем случае его наполнили начальным содержимым, который через тернии удалось добиться у заказчика.
В последнее время, я стал часто замечать, что студии стараются навязать продвижение сайта для вновь созданного продукта. Тем самым они продлевают ему жизнь на полгода или год, или чуть больше. Но что будет, когда компания перестанет платить за услуги компании, решив сократить расходы? Скорее всего, сайт в управление передадут одному из сотрудников этой организации. Возможно, это будет тот менеджер, который курировал разработку, а возможно и админ, так как больше всех разбирается в этих компьютерах и с сайтом разберется (такие случаи уже были). В любом случае, шанс того, что это будет компетентный и опытный человек ничтожно мал.
Большие компании
Что касается больших компаний (от 250 человек) то у меня нет опыта работы с таковыми. Если у кого-то есть, то прошу поделиться в комментариях.
Но, так или иначе, большинство сайтов умирает. Вероятно, это можно назвать «естественным отбором», но я называю это «не законченная работа с заказчиком». Ни один разработчик не желает того, что бы его детище, в которое он вложил столько сил, однажды умерло. И пусть ему достойно заплатили за работу, это не важно, а важно то, что какое-то время он жил этим проектом. Как же теперь не допустить смерти?
Варианты
Я пробовал проводить разъяснительные работы. В устной форме. В письменной форме. Но это не работает. Объяснял, что сайт требует регулярного обновления и с этим соглашаются. Однако более важные дела не позволяет выделять время на эту работу.
Пробовал быть бесплатным консультантом. В итоге обращений не последовало. Причиной становятся все те же очень важные дела. Разве что вопросы, по которым обращались за консультацией, были из серии «Почему на сайт заходит так мало людей?». Объяснения и рекомендации ни к чему не приводили.
В случаях с интернет-магазинами ситуация частично решается синхронизацией баз данных. Но помимо этого на сайтах есть такие разделы как блог, faq, контакты, или даже форум, которые просто необходимо модерировать.
Какие же есть еще способы работы с клиентом, которые бы могли избежать скоропостижной смерти новорожденных сайтов?
Автор: Single074