На этой неделе я закончил свой юбилейный трехсотый юзабилити-аудит сайта, и в данной статье, на основании полученного опыта и анализа данных — попробую сделать обобщающие выводы о ситуации с сайтами и их структурой в рунете.
Шок и максимальный репост, я не поверил, пока это не повторилось ровно 300 раз
Главный и шокирующий вывод по сайтам, который бросился в глаза: главная проблема всегда – это люди. Перефразируя известную зарубежную поговорку о том, что «Главная проблема христианства – это христиане», — в современном бизнесе ключевой проблемой любого сайта на сегодня является его команда. Нет, не градиент. Даже не верстка. И уж совсем не флэт-иконки. Люди.
Товарищ Сталин не ошибался, до сих пор именно кадры решают все и всегда. В любом деле, в реальном ли мире, или в виртуальном — все зависит от конкретного человека, его навыков, способностей,
С какого абзаца должен начинаться любой аудит сайта
Правильное
Абзацы обожания Псаки
Меня восхищает все, что связано с образом Дженнифер Псаки. Я не знаком с ней лично, но по тщательно создаваемому образу преклоняюсь перед этой женщиной и считаю, что наличие таких людей в любой команде – повод годится правильно выстроенной структурой, когда на любую позицию может из ниоткуда прийти человек, абсолютно некомпетентный в географии и скрепах, в верстке или яваскриптах – и не разрушить ничего: Соединенные Штаты при ней не разорились, не провалились в ад, мексиканцы не отняли у них Техас и т.д. Это значит, что до Дженнифер в команде потрудилось столько мудрых людей, и были налажены такие коммуникации, поставлен такой фундамент – что теперь дилетант просто не в состоянии все разрушить.
А теперь сравните эту ситуацию со своим бизнесом? Представьте на секунду, что завтра Псаки устроится у вас менеджером по доставке, верстальщиком или арт-директором? Не рухнет ли все в одночасье?
Слышу, как вы сейчас по всей стране хором выдохнули «да» – да потому что ваша система уже шатается и вам постоянно нужен только самый экспертный гуру, только непобедимый супергерой, ежедневно спасающий вас из пожара и наводнения одновременно.
Аналогичный подход, когда только героизм и чудо ежедневно спасают ситуацию от краха – просматривается в нашем менталитете не только в ИТ-отрасли. Каждый на своем месте считает себя последним выжившим пехотинцем, ежедневно грудью бросающимся на пулемёты «врага» – потому что гранат опять нет, а поддержки с воздуха не дождешься.
Недавно волею судеб присутствовал на очень умной конференции, где обсуждалась самая насущная проблема поколения: «Как поднять престиж города?». Предлагаю вам включить знание российского менталитета и в комментариях указать, какие на ваш взгляд идеи были приняты в работу, а какие отброшены с гневом:
А) Убрать грязь на улицах или сделать надписи: «Вперед Екатеринбург» на майках?
Б) Починить дороги или оплатить дизигнерам новый логотип?
В) Пересмотреть свою стратегию городского управления или поменять шрифтик и цвет кнопки на официальном сайте в интернетике?
Вот так и живем. А потом удивляемся – а почему не сработало-то, может простые люди не поняли чего, может им еще яснее разжевать наш брендинг? Да все люди понимают, и даже очень хорошо, потому и отворачиваются.
Практика: структура команды = структура сайта
Чем эта статья поможет на практике? На основании многолетнего опыта я нашел волшебную методику проектирования быстрой и эффективной структуры любого сайта. Ваш сайт должен выглядеть в точности так, как выглядит ваша бизнес-команда – связи внутри нее и вся иерархия. Итак, если ориентироваться на смысл и на контент, но не на безжизненные шаблоны страниц, то сайт должен полностью зеркалить саму суть вашего бизнеса. Примеры:
А) Вы просто ИП, у вас нет складов по всей стране, нет службы доставки, отдела кадров и и прочих заводов-газет-пароходов. У вас также нет своего контент-менеджера и скорее всего более 3 строк о себе, своем предложении и достижениях вы не напишете. Ожидать, что пресса внезапно тоже начнет массировано писать про вас также не приходится.
Решение: сделать одну общую страницу, в которой в 4-5 абзацах будет рассказано все, что можно про ваши услуги, цены, доставку, миссию, достижения и историю развития.
Б) В вашей команде более 500 человек, половина из которых неясно чем вообще занимается. У вас также есть контент-менеджер, смм-специалист и десятки маркетологов – супер! Значит, объем информации на проектируемом сайте только по истории корпорации может превышать несколько тысяч знаков. А самая массовая профессия в вашей команде – это грузчики на десятках складов по всей стране.
Решение: тогда структура одного только раздела доставки проектируемого вами сайта должна выглядеть так:
В) Если у вас что-то среднее, допустим строительная бригада из 15 человек: маляры, каменщики и столяры? Нужно ли давать полный перечень сотен тысяч страниц с описаниями услуг, материалов, примеров работ? Нет, должно четко работать правило «По Сеньке и шапка». Признайтесь, вам все равно никогда в жизни не наполнить и сотни страниц интересным уникальным контентом, если даже в своем профиле в Одноклассниках самостоятельно пишете по одному сообщению в год. Сконцентрируйтесь на проектируемом сайте на ключевой информации, а остальное доказывайте клиентам на стройке, а не на сайте:
Именно такой подход гарантирует правильное формирование сайта на основе имеющихся лично у вас возможностей. Все просто. Как на земле – так и в вебе, делайте ваш сайт по структуре — проекцией реального положения дел, структуры команды и анализируйте его также регулярно, как вы ежедневно собираете отчеты о деятельности самой компании.
Сначала люди — затем картинки. Не стоит плодить лишние сущности.
Автор: sanemerov