Прочитав статью об основах создания интернет-магазина мне захотелось поделится своим опытом поднятия с нуля и развития в крупный (по провинциальным меркам) интернет-магазин.
Начиная 4 года назад создавать сайт-каталог продукции для одного моего знакомого я не ожидал что проект будет настолько успешным, что модернизации будут подвергнуты не только сайт, но и вся производственно-управленческая система небольшого предприятия.
Был выбран (по отзывам в интернете) самый обычный
Для первого сайта был выбран CMS WordPress – простой новостной движок к которому была подключена галерея картинок и несколько бесплатных плагинов (форма обратной связи, lightbox и Seo-пак). После несколько дней настройки самого обычного бесплатного дизайна, сайт был готов к наполнению.
Предприятие производило не больше 30 моделей с 5-10 вариантами опций у каждой модели, поэтому вопрос о найме человека, который бы забил продукцию на сайт, не стоял. Взяли обычную фото-мыльницу и начали фотографировать, снимки были убогие, но тогда нам так не казалось. Наполнение заняло немного времени, и состояло из фотографии, названия товара и пару слов о материале из которого производили модель. Писали, что продукция продается упаковками (этот пункт будет ключевым в развитии бизнеса). Когда сайт был наполнен и вся контактная информация была на месте – я приступил к «раскрутке» данного чуда.
Раскрутка была стандартной и только бесплатной. Сам зарегистрировал во всех поисковиках, сам размещал информацию о компании и сайте в разных каталогах. Это продолжалось примерно месяц. Параллельно доводил сайт до ума, сделал контактные данные на виду, подробно описали условия сотрудничества, оплаты и доставки. На тот момент казалось, что этого достаточно.
Через месяц начали поступать первые заказы и торговля пошла вверх. Но оставалось большое неудобство, на сайте не было нормального функционала корзины, вообще ничего, что напоминало корзину, не было. Клиентам приходилось в произвольной форме присылать письма на почту с заказами.
Обработка заказа была такой: заказа приходил на почту — приведение заказа в читабельный вид — печать листочка с заказом — занесение в 1с — печать счета из 1с (для понимания проблемы хочу сказать что заказ состоял в среднем из 100-500 позиций).
Было принято решение установить корзину прямо на WordPress. Тогда была первая и последняя покупка покупка плагина добавляющий корзину к сайту (стоимость 600 рублей). После этого обработка заказов была следующего вида: заказ на сайте — печать заказа на листочек — занесение в 1с — печать счета. Видим что установив корзину мы избавились от одного ненужного действия «приведение заказа в читабельный вид».
Большой прогресс в развитии интернет-магазина и экономия кучи времени бухгалтеру.
В таком режиме сайт проработал год. Заказов становилось больше и понимание какой интернет-магазин должен быть на самом деле прибавлялось, а постоянно придумывать костыли уже было не целесообразно, было принято решение переходить на CMS изначально заточеную под интернет-магазин.
Выбор пал на бесплатную OpenCart, это достаточно распространенная CMS в СНГ с хорошо развитым комьюнити, с постоянно расширяющимся ассортиментом плагинов и самое главное она легка в освоении даже начальному специалисту в PHP. На поддомене был создан сайт и начаты большие работы по его усовершенствованию и развитию в нормальный интернет-магазин. Дизайн был полностью переработан из дефолтной темы, были прикручены несколько бесплатных плагинов (новости, улучшенные отзывы о магазине и несколько других, которые больше расширяли функционал административной части).
Было принято решение по улучшению качеству фотографий (делали сами), так же была проведена небольшая работа по анализу рынка и принято ключевое решение продавать товар поштучно, но поднята минимальная сумма закупки (после этого почти все конкуренты в нашем регионе переймут наши принципы продаже такой продукции).
Так же был введен бесплатный для всей России телефон вида 8-800 (1000 рублей в месяц) и добавлен онлайн-консультант (бесплатно).
На этих двух нововведениях хочу остановится поподробнее, так как наша продукция рассчитана на девушек и женщин разного возраста то в силу небольшого опыта покупки в интернете (зачастую наш сайт был первым в совершении покупки в интернете) для многих ключевым элементов в доверии к сайту выступали бесплатный номер по которому можно было позвонить и расспросить про продукцию, условия оплаты и доставки (при этом на сайте все подробно и главное на видном месте все расписано), а так же возможность проконсультироваться по тем же вопросам, но только в чате. После того как мы запустили новую версию сайта, прибыль компании взлетела в десятки раз.
С этим и увеличилась работа бухгалтера, потому что схема: заказ — печать на бумаге — занесение в 1с — печать счета, была так же не продуктивный и получилось что очередь из не выставленных счетов достигала под сотню, а учитывая, что количество производимых моделей выросло в 5 раз, выбраться из этого замкнутого круга было очень тяжело.
Было принято решение подключить OpenCart на прямую к 1с. На тот момент когда только был запущен новый сайт, решений по организации данной связки: OpenCart+1C не было, были только какие то невнятные и очень багованые решения. Но уже через год была найдена контора, которая специализируется на связки OpenCart+1C и уже имелось проверенное решение. Так была куплена 1С Управление торговлей (17000 рублей) и модуль для сайта (16500 рублей), так же пришлось заплатить за настройку и выполнение всех наших хотелок (9700 рублей). Теперь же схема работы интернет-магазина была просто идеальной и главное быстрой: заказ — 1с — счет клиенту. Довольных клиентов стало в разы больше, продажи растут.
Вот собственно и всё что касается технической стороны развития провинциального интернет-магазина.
Конечно есть много интересного что можно рассказать о том как продвигали не только интернет-магазин, но и провинциальный бренд, который стал широко известен по всей России и странах СНГ, о том как мы подбирали кадры и как распределяли обязанности внутри компании. Но об этом в следующий раз.
Автор: pikla