Один год — так долго мы подключали Интернет-магазин и услугу онлайн-бронирования билетов на детские и семейные мероприятия к системе электронных платежей. Пост будет не про то, как выбрать шлюз, банк или технически построить магазин, а про некоторые подводные камни процесса подключения.
Продукт наш сложный, банкам он совсем не понятен — нет склада, нет товара и не было продаж, по которым можно было б прогнозировать будущий оборот. Тем наивнее теперь кажется собственное удивление, когда нам в первый раз отказал банк в Интернет эквайринге.
Всего несколько банков в России предоставляют эту услугу и они очень недоверчивы — ИП или ООО без реального офиса и штата сотрудников вряд ли имеют шанс банкам понравиться. При том первоначальная проверка у Ассиста или PayOnline может быть успешно пройдена, ответственный менеджер в банке будет приветлив и мил, но служба безопасности банка скажет свое твердое “нет”, и что самое обидное — без объяснения причин.
Для подключения Интернет-эквайринга нужен офис
Мы тщетно бились об стену: в очередной раз переделывали наш сырой без реального тестирования магазин, переписывали оферту и перекраивали агентский договор с партнёрами, пока один мудрый знакомый юрист не сказала — “пока у вас нет реального офиса — Интернет эквайринг вам не дадут”.
Вежливое, но молчание Ассиста в ответ на наши неудачи с банками (нужно заключить трехсторонний договор: банк Интернет-эквайринга — Ассист — ваша компания) подтолкнуло нас к решению попробовать построить отношения с компанией PayOnline, сайт которой позволил надеяться на большую заинтересованность в бизнесе такой маленькой компании, как наша.
Менеджеры платежных шлюзов не любят вникать в частности
Менеджеру PayOnline было трудно вникать в наши особенности. Нам объяснили, что подключаемый домен может быть только второго уровня, а не третьего, т.е. shop.domain.ru — уже не подключат. Хотя в конечном итоге, удалось обойти это правило. Менеджер хотел видеть наш текущий оборот и подписанные контракты с поставщиками, а так как мы только собирались начать продавать чужие билеты, то ни оборота, ни подписанных контрактов у нас не было. Менеджер хотел видеть четкую политику возврата денег покупателям и ему все равно, что театры по закону имеют право денег за купленные билеты не возвращать.
Мы писали длительные объяснительные записки в ПэйОнлайн с просьбой помочь разобраться в нестандартной ситуации, ответом на которые нам было молчание. Тогда мы звонили в ПэйОнлайн и снова задавали свои вопросы, чтобы снова получить все те же общие ответы. Ситуацию спасло письмо представителю компании PayOnline на Хабре — с краткой кляузой и плаче о помощи. Сработало. Наш менеджер прочел таки объяснительные записки, ситуация сдвинулась с мертвой точки.
Тестирование системы: будьте бдительны, заказы все равно проходят!
Когда и PayOnline, и банк ТранКредитБанк были готовы уже перейти к финальному этапу подключения нашего магазина — тестированию, они обязали нас выкатить тестируемый магазин на боевой сайт с посещаемостью около 10 000 уникальных посетителей в день. Нам было страшно, мы волновались, что кто-то из читателей таки попробует совершить покупку, несмотря на объявления и предупреждения. По итогам тестирования нас подключили (!) с той лишь оговоркой, что в течении 10 дней мы должны запустить реальную торговлю — заключить договора, разместить билеты, начать их продавать.
Мы успели, мы разместили реальные билеты, но через 10 дней наш магазин неожиданно и безо всякого предупреждения перевели обратно из боевого режима в режим тестирования. Причина — наша комиссия за услугу онлайн-бронирования, которая добавлялась к стоимости билетов, уже в корзине. Служба безопасности настаивала, чтобы мы, если нужно, увеличивали стоимость билетов заранее, а не делали комиссию за свои услуги такой очевидной для покупателя. Стрелки на “старшего брата” Kassir.ru, с комиссией в 10% в корзине — не помогали.
Пока мы решали как быть, кто-то из наших читателей таки прошел регистрацию и купил билет в снятом с боевого режима магазине. В информационной системе продавца на PayOnline, прошедший платеж значился как “pending” — в обработке, а покупатель получил по email заветный код и успел посетить оплаченное мероприятие со своим ребенком. Однако через неделю PayOnline все же подтвердил, что деньги со счета покупателя не списались, так как магазин был в тестовом режиме.
Мы решили, что 600 рублей — это недорогая цена за приобретенный опыт: режим тестирования магазина у PayOnline никак не отличается от боевого.
Регистрация: предпочтения пользователей
С момента полноценного подключения нашего магазина прошло 2 месяца, продажи постепенно растут, быстрая регистрация через Facebook проигрывает по популярности быстрой регистрации через Vkontakte и обе проигрывают традиционной регистрации через email и пароль. Через собственные опросы аудитории мы выяснили, что около 34% родителей в СПб покупают билеты через Интернет, около 57% «ещё не пробовали» и 9% — «принципиально нет». Многие люди регистрируются, проходят весь путь до перехода на сайт платежной системы и уходят. Мы будем работать над вопросом доверия и прозрачности всего процесса для покупателей.
Автор: KidsReview