22-го ноября в московском офисе Mail.ru прошла уже 9-ая конференция, посвященная всемирному дню юзабилити. Особенной для нашей компании эту конференцию сделало мое участие в ней в качестве докладчика с рассказом о кассе самообслуживания.
Касса самообслуживания — это касса, на которой покупатели могут сами просканировать и оплатить свои покупки. Она и правда достойна доклада — при работе над ней нам пришлось решить ряд непростых задач и нам очень хотелось поделиться с миром нашим опытом. Именно поэтому мы написали статью на Хабре в сентябре.
Статья была воспринята с интересом, а через некоторое время с нами связались организаторы wud.ru и предложили рассказать о кассе на конференции. Наша компания и я лично, конечно же, ответили согласием. И с этого момента началась подготовка, о которой я как раз и хотел бы рассказать.
Стадия 1: выбор темы.
Мне не очень хотелось на получасовом докладе просто рассказывать о кассе самообслуживания. Во-первых, потому что я достаточно часто презентую такие рассказы потенциальным клиентам, а во-вторых продуктовый подход научил меня очень важному принципу — у всего должен быть фокус, в том числе и у выступления. В большей степени хотелось поделиться знаниями о проектировании интерфейсов, которые я приобрел за время работы над проектом. Пара недель раздумий над точной темой и мысль как всегда пришла довольно внезапно — во время моей поездки на 404fest (а если быть точным — во время Afterparty =))) ). В беседе я упомянул, что ментальные модели — это далеко не абстрактное психологическое понятие, что мы активно использовали их анализ в нашей работе. Я поймал себя на этой фразе и решил, что эта тема могла бы быть интересна публике. Почему эта мысль не пришла ко мне раньше? Когда что-то делаешь больше года, то все свои действия и методы воспринимаешь как что-то вполне естественное. В итоге тема звучала немного длинно, но зато цепляла со всех сторон: «Ментальные модели при проектировании интерфейса кассы самообслуживания».
Стадия 2: подбор материала
Теперь по сути дела предстояло сделать flash-back. Снова перерыть те статьи, на которых я базировался при работе, найти их авторов, поднять многие данные и цифры по нашим исследованиям. Любая история — это всегда переосмысливание прошлого пути. У нас было много исследований, но наибольший акцент я решил сделать на айтрекинг-тестировании — все же оно самое показательное и может наиболее ярко представить полученные нами данные.
А вот начать мне хотелось с теоретического материала. Ментальные модели — важное психологическое понятие, поэтому без некоторых ссылок на исследования понять зачем я полез в психологическую глубь было бы легко только мне самому.
Поясню поподробнее. На самом деле моделирование окружающего мира — обычный процесс для нашей психики, причем часто он происходит совсем незаметно для нас. Приведу пример одного из упомянутых мной экспериментов: в 1984м году Дональд Бродбент и его ученица Диана Берри провели эксперимент на примере несложной по геймплею компьютерной игры. Испытуемым нужно было управлять сахарной фабрикой, причем влиять они могли только на 1 параметр — количество рабочих на каждой итерации, а вот количество сахара зависело как от количества рабочих на этой итерации, так и количества сахара на прошлой, причем по довольно сложной формуле. Однако через 15-20 итераций более 80 процентов испытуемых справлялись с заданием лучше уровня, который сами экспериментаторы считали успешным уровнем выполнения задания. А вот когда дело дошло до анкет, то лишь 15 процентов смогли ответить на достаточное количество вопросов правильно. Причем те, кто справлялся лучше всего отвечал на вопросы еще хуже, чем остальные. О чем это говорит? Часть моделей имплицитны, т.е. скрыты от нашего сознания, процесс их создания в психике принято назвать имплицитным научением. В нашей повседневной жизни это гайдлайны iOS и Android, принципы построения веб-сайтов. О них не могут рассказать, но действуют люди именно в соответствии с этими правилами, потому что усвоили их за время взаимодействия с другими системами.
Стадия 3: подготовка к выступлению
Это первый для меня опыт выступления на конференции. Большого страха не было: все же мне повезло обладать вполне неплохо поставленной речью, но это совсем не значит, что не нужно было готовиться. В итоге у меня было 4 тестовых презентации: за 3 дня до презентации я демонстрировал ее внутри компании, на следующий день дома, а последние 2 раза тренировался один в отеле вечером и утром перед выступлением. И в последние 2 раза я уже использовал секундомер для оценки своего времени. Это оказалось очень хорошей практикой — почти по каждой теме к моменту конференции я знал сколько нужно рассказать.
Стадия 4: сама конференция
Мое выступление было запланировано на 15:30 в малом зале, а значит было больше 5 часов на подготовку. Я не потратил их зря, в лучших традициях выступлений подправив презентацию за пару часов до выступления. У организаторов WUD все серьезно — голос пишется на микрофон, который крепится к одежде, а само выступление снято на видео, которое будет выложено на сайте wud.ru.
Скажу пару слов о стиле доклада: с учетом того, что в нем было много имен ученых и ссылок на теоретический материал его хотелось разбавить юмором, чтобы у аудитории не было шанса заскучать. Идея не моя, на самом деле в этом стиле давно уже выступает Леша Ивановский, с которым многие могли познакомиться на 404fest'е или ИКРе. В целом, как мне кажется все удалось и я получил почти полный зал внимательных слушателей и вопросы по делу.
Выступления на профильных конференциях — важный шаг для любой компании. Как мне кажется, только когда ты переходишь от потребления контента к его производству есть возможность совершить по-настоящему серьезный рывок во всем, что делаешь. Это похоже на юзабилити-тестирование, которое часто расставляет все по местам, только демонстрируется не решение, а подход. И именно на конференциях можно услышать полезный комментарий или вопрос, который этот подход позволит улучшить.
Автор: Eamon