Проблема хранения закладок такая же древняя, как и сам Интернет. Как вспоминал соучредитель компании Excite Джо Краус:
… в конце 1995 года, когда компания Microsoft предлагала выкупить Excite, ее технический директор Натан Майрвольд в сердцах кричал: Поисковая система – это не бизнес. Люди пользуются ею только один или два раза и, сделав закладки для найденных сайтов, больше никогда к ней не обращаются.*
Вот такое уважительное отношение к закладкам присутствовало на заре Интернет эры.
Для обращения к припрятанным «на всякий случай» веб-страничкам, сервисы хранения закладок были нужны в прошлом, нужны сейчас и понадобятся в будущем.
Очевидно, проблема хранения закладок имеет значение для всех «живущих в сети», и эта проблема как-то решается, с использование различных инструментов и разнообразных подходов. Но нет общепринятого набора инструментов.
Наиболее популярное «решение» это закладки в браузере. Своего рода костыль, который позволяет сохранить десяток, другой закладок, а затем нагромоздить неразгребанную кучу и задуматься о решениях которые позволяют с большим комфортом управлять большим количеством закладок.
Неестественно пользоваться локальным ПО на локальном компьютере для управления закладками.
Для работы с сугубо сетевым ресурсом естественно использовать онлайн-сервис.
По какой-то причине, сервисы хранения закладок так и не выдвинули из своих рядов безоговорочных лидеров. Одно время, казалось, что признанный лидер есть и это сервис социальных закладок delicious, который в лучшие свои времена (в 2008 году) заявлял о 5 миллионах пользователях и 180 миллионах уникальных закладок. Однако со временем сервис растерял свою привлекательность, а вместе с ней и преданных пользователей.
Такое безобразие возможно, потому, что в большинстве случаев удобней обратиться к поисковику, хотя случаются исключения, когда только точный адрес позволит найти нужную страничку.
Возможно, явных лидеров нет и потому, что не придуман графический интерфейс убийственно превосходящий все остальные визуальные метафоры для закладочных сервисов.
Основные шаблоны графических интерфейсов применявшихся в закладочных сервисах следующие:
- иерархические папки с закладками;
- портало-подобный список в несколько столбцов;
- плоский список и облако тегов;
- плитка превьюшек.
Абсолютно различные подходы, каждый в чем-то хорош, но нет единственно правильного способа.
Нет определенности, приходится дезориентированным пользователям ограничиваться историей посещений и автоподстановкой в браузере.
А что если перенести успешную визуальную метафору из одной сферы в другую?
При проектировании онлайн-сервиса TheOnlyPage было решено использовать привычный интерфейс онлайн-почты:
Сверху строка поиска, на левой панели метки отбора по различным категориям, в центральной части список (писем / закладок ) с датами.
Отбор / фильтрация нужных закладок осуществляется мгновенно по вводу текста в поисковой строке или клику по левой панели с ключевыми словами и цветными метками. Также можно упорядочивать закладки по времени создания / редактирования / просмотра кликнув на соответствующий столбец.
Удачный шаблон графического интерфейса это хорошо для манипулирования уже сохраненными закладками, а вот создавать новые закладки удобней специальным букмарклетом, вызывающим обычную форму создания новой закладки.
Для установки букмарклета необходимо просто перетянуть ссылку, на панель закладок браузера.
Подробнее о процедуре установки тут.
При необходимости создать закладку на понравившуюся страничку – просто нажать на ссылку букмарклета.
В результате отобразится форма с уже заполненными полями. Нажать кнопку Создать и закладка создана, загружена в TheOnlyPage и готова для дальнейшего использования.
Таким образом, привычные механики работы с онлайн-почтой помогают быстро освоиться и продуктивно работать с коллекциями закладок.
*Цитирую по книге: Как все начиналось (Faunders at work. Stories of statups’ Early Days) Джессики Ливингстон (Jessica Livingston), русское издание, Москва, ЭКСМО, 2012
Автор: ValentynSolovyov