Уил Дэйбл поделился забавным методом проверки юзабилити интерфейса веб-сайтов, который в австралийской компании Squareweave называют «Ваш пользователь пьян». Нам предлагается считать своего пользователя находящимся в состоянии алкогольной интоксикации и компенсировать притуплённость его восприятия действительности.
Интерфейс — это не клавиатура и не экран компьютера, это реально существующая встреча двух субстанций, воды и воздуха, помещения и улицы. Поверхностное натяжение, дверь или кнопка — всё это интерфейс. И чем легче понять этот интерфейс, чем меньше усилий требуется на его освоение, тем лучше, тем более эффективно ваши пользователи будут его использовать. Бутылка пива, которую можно открыть, с силой повернув крышку, куда лучше, чем та, для которой потребуется открывашка.
Даже в стельку пьяному по силам понять интерфейс чата «Фейсбука», и это позволяет понять, насколько хорош этот чат.
Так что же означает, что ваш пользователь пьян? Рассмотрим особенности его поведения.
В первую очередь у человека, находящегося под воздействием алкоголя, размыто зрение. И это значит, что функции элементов управления на веб-странице должны быть очевидны, пускай даже если пользователь и едва дышит. Попытайтесь догадаться, что делает большая голубая кнопка.
Она ведёт на основную для данного сайта функцию — на страницу скачивания «Бутстрэпа».
Пьяный теряет любое внимание и не может сконцентрироваться. Вам придётся вести его через все диалоги и подтверждения словно ребёнка, каждый раз называя, что вы с ним делаете. «Мы пришли отсюда, а затем мы пойдём и поймаем такси, теперь мы вспоминаем адрес». Точно так же случается и с веб-интерфейсами: «Сейчас мы будем выбирать билет, теперь мы оплачиваем билет, теперь мы скачаем билет». Ведите своего пользователя через процесс покупки, словно он пьян.
Также вам придётся повторять всё дважды: «Вы собираетесь удалить файл». «Поздравляем, вы удалили файл». Власти Австралии следуют этому правилу, поэтому за одним знаком ограничения скорости следует другой, поскольку один знак не покажет настойчивость скоростного режима, а вот два знака — это уже серьёзно.
Другой особенностью пользователя под градусом являются его взрывные эмоции — от друзей до драки в несколько секунд. Человек быстро теряется на сайте и просто закрывает его. Проверять вашего пользователя нужно, стоя за его спиной, — просто попросите его выполнить простую задачу: зарегистрироваться, скачать файл, и вот когда начнутся трудности, станут заметными все внутренние эмоции пользователя и дрожь нетерпеливости пьяницы.
С другой стороны важно помнить, что пьяный не значит глупый. Человек с коэффициентом интеллекта 160 будет иметь коэффициент интеллекта 160, даже если он пьян, разве что будет больше эмоций и меньше запас терпения. Поэтому не надо слишком упрощать, говорить с ними свысока. Переупрощенный интерфейс — это не «юзер-френдли». И если пользователь хочет, чтобы с ним говорили как с опытным, говорите как с опытным — ведь на самом деле пользователь не пьян, с ним всё куда лучше, чем кажется.
Автор: FakeFactFelis