Интерактивные прототипы сложных информационных систем (в нашем случае это система электронного архива), как известно, могут использоваться на разных стадиях разработки, например:
- на этапе сбора требований для фиксации требований, проработки концепции и логики интерфейса, согласования их с заказчиком;
- на этапе проектирования для постановки задач программистам;
- на этапе реализации в качестве образца для программистов;
- на этапе тестирования для проверки соответствия реализованной системы согласованному с заказчиком прототипу.
В моей компании первые три варианта используются в львиной доле проектов, четвёртый — реже (потому что не всегда прототип бывает проработан настолько, чтобы можно было его использовать в качестве эталона). Мы решили пойти дальше и предлагаем ещё один интересный вариант использования интерактивного прототипа.
Как говорится — надо брать быка за рога пока горячо. Например, компания проводит открытый конкурс на создание информационной системы. Как выделиться из десятка похожих коммерческих предложений?
Мы делаем это при помощи интерактивных прототипов.
Наши шаги
- Читаем конкурсную документацию
- Выделяем небольшую, но интересную на наш взгляд функцию системы, имеющую представление в пользовательском интерфейсе
- Изучаем предметную область всеми доступными способами
- Тянем с сайта заказчика корпоративный стиль (логотипы, типографика, иконки, цвета и т.д.)
- Делаем прототип веб-интерфейса системы в корпоративном стиле
- Запускаем прототип и снимаем видео с экрана, попутно сопровождая голосовым комментарием.
Пример: один российский банк проводил конкурс, вот так выглядел их сайт (позднее сайт был подвержен тотальному редизайну), и вот такой у нас получился прототип:
Вы можете скачать запускаемый прототип и самостоятельно пощупать его (для запуска нужно открыть файл designerviewer.exe) либо скачать рабочий прототип, который можно посмотреть «изнутри» (для его открытия нужно скачать и установить GUI Machine Demo)
Подытожим
- Вы делаете интерактивные прототипы и информируете заказчика об этом уже на раннем этапе взаимодействия с ним
- Вы влезли в предметную область и показываете заказчику готовность изучать и улучшать его бизнес-процессы, а не просто намерение продать ему ПО
- Вы представили вариант решения задачи в интерфейсе, а не в виде текста, который мало кто читает
Это уже может многое сказать заказчику о вас и склонить чашу весов в вашу сторону. Естественно, это срабатывает не всегда. Как бы то ни было, нужно помнить, что на этапе коммерческого предложения тратить на прототип много времени недопустимо. В зависимости от размера проекта — от нескольких часов до двух-трёх рабочих дней. Не выбирайте большие функции. Не страдайте фанатизмом и не занимайтесь pixel-hunting'ом.
Почему даём заказчику видео, а не сам прототип?
В прототипе все ссылки и кнопки сделать рабочими нереально. Поэтому нужно знать, куда и в каком порядке надо жать. Отсюда и видео, а сам прототип в работе вы покажете заказчику уже при личной встрече.
Автор: RGaifutdinov