Как iPhone заставил UX и интерфейс в авто меняться и почему концерны до сих пор не могут оправиться от этого?

в 13:40, , рубрики: iphone, tesla, АвтоUX, интерфейсы, китай, сенсорные экраны
Геймификация в Volkswagen ID.4

Геймификация в Volkswagen ID.4

Всё время, что я вожу авто, я замечаю, насколько UX в медиасистемах отстаёт от того, что я вижу на своих iPhone и MacBook. При этом машина — куда более премиальный «девайс», над которым работает не меньше классных инженеров и дизайнеров, чем над смартфонами и операционками для лэптопов. Что же не так? Давайте разберемся.

До и после iPhone

Система COMAND в Mercedes-Benz W220
Система COMAND в Mercedes-Benz W220

До того, как Apple ввела в массы сенсорные экраны, работа дизайнеров интерфейсов в автоиндустрии была достаточно простой — у большинства машин даже не было экранов или они были маленькими, чтобы показывать только частоту радио, название песни или навигатор, но такое было только в люксовых машинах. 

Кроме того, даже если у авто и был экран, то он не был сенсорным. Всё управление отдавали на откуп кнопкам, тумблерам и другим физическим источникам ввода. В целом оно и логично — тогда не было привычки к сенсорным экранам, да ещё это и безопаснее, потому что водителю не надо отвлекаться от дороги.

Зачатки сенсорного мультимедиа были в основном в премиальных машинах. Например, у Lexus была система Enform, и в некоторых моделях она шла вместе с сенсорным дисплеем. С помощью него можно было включить навигатор или управлять климатом, в целом ничего необычного. 

BMW 320i Touring, которая вышла за год до iPhone

BMW 320i Touring, которая вышла за год до iPhone

С появлением iPhone всё изменилось. Сенсорные экраны стали проникать буквально везде, и концерны не могли стоять в стороне. Правда, мало у кого из автопроизводителей был такой же штат дизайнеров как у Apple и доступ к таким же сенсорным экранам как у iPhone.

В итоге все начали вводить сенсорные интерфейсы, но мало кто был к этому готов.

Илон Маск, который смог, но сделал ещё хуже

Внутри Tesla Model S, которая вышла в 2013 году

Внутри Tesla Model S, которая вышла в 2013 году

В начале 10-х, когда мир окончательно перешёл на сенсорные смартфоны и заразился планшетами, Илон Маск пришёл и показал «как надо». У его Tesla Model S вообще не было физических кнопок для управления мультимедиа и климатом — только огромный планшет, у которого тогда был отличный интерфейс.

Конечно же, тогда это было настоящей революцией. В отличие от других авто Tesla была настоящим гаджетом. У неё был отзывчивый сенсорный экран с мультимедийными функциями, картами и тонкими настройками.

Правда, не все владельцы Tesla рассказывают, что для открытия бардачка нужно сделать несколько нажатий в меню этой системы. Да, то, что даже на самых дешёвых машинах делается движением одной руки, занимает относительно много времени на «авто будущего». И так во многом.

Несмотря на то, что Tesla замотивировала всех вкладываться в UX, из-за неё многие концерны растащили и более глупые идеи.

Что сейчас и что будет дальше?

Интерфейс медиасистемы 2024 Mercedes-Benz CLA
Интерфейс медиасистемы 2024 Mercedes-Benz CLA

iPhone и Tesla, которые перевернули вверх дном индустрию интерфейсов в авто, из гаджетов будущего превратились в рядовые вещи. Этим уже никого не удивишь. Смогли ли догнать их другие автопроизводители? Вопрос сложный.

Например, Mercedes решил остаться в 2013. Несмотря на цены, интерфейсы их авто до сих пор выглядят как Android образца нулевых. Объёмные иконки с не самым логичным дизайном. При этом они придерживаются физических кнопок для управления климатом и другими часто используемыми функциями, так что хотя бы так.

Салон Hyundai Elantra 2024

Салон Hyundai Elantra 2024

Hyundai какое-то время экспериментировал с сенсорными кнопками, но в итоге решил сделать упор на физических кнопках. Причина простая — фокус-группы показали, что сенсор раздражает людей и даже заставляет их «заводиться».

Похожая ситуация наблюдается и в премиальном секторе. Например, Porsche не делают огромные экраны, а ставят старые добрые кнопки. Многие производители поддерживают тренд на возвращение к физическим кнопкам, и правильно делают.

Европейское агентство, которое присуждает рейтинг безопасности автомобилям, скоро начнёт требовать наличие физических кнопок на приборной панели для присуждения 5 из 5 звёзд. Это правило вступит в силу в январе 2026 года. NCAP хочет побороть проблему с чрезмерным использованием сенсорных панелей для управления основными моментами в автомобиле.

Салон Rivian R3

Салон Rivian R3

Помимо отрицания современного дизайна и отказа от кнопок есть ещё и третий путь — купить тех, кто смог стать как Tesla. Речь идёт о Volkswagen, которая вложит $5,7 млрд в Rivian. Видимо, немцы совсем отчаялись сделать свои авто по-настоящему «умными», поэтому решили привлечь специалистов, у которых вышло это.

Совместное предприятие Volkswagen и Rivian будет работать над платформой электромобилей и софтом для бортовых компьютеров. Ещё одна цель — аккумуляторы следующего поколения.

Инженеры обеих компаний уже какое-то время тесно работают вместе. Они уже показывали закрытому кругу журналистов машину Volkswagen на софте Rivian. Правда, мы увидим плоды их совместной работы не раньше 2027 года. 

Мультимедиа внутри салона Li Auto L9

Мультимедиа внутри салона Li Auto L9

Есть и совсем отдельный мир — китайцы. Они сильно вдохновились Tesla и решили выкрутить эту философию на максимум. Чем больше разных функций, тем лучше. Там давно относятся к машинам не как к средству передвижения, а как к девайсам.

Такая ситуация, конечно, в основном в премиальных авто. Например, в бюджетных авто у Chery, Geely и BAIC вполне традиционные салоны. Иногда даже физические кнопки попадаются и никаких встроенных YouTube.

Что мы имеем в итоге?

Внутри Tesla Cybercab

Внутри Tesla Cybercab

Пока автоконцерны со всего мира двигаются в разные стороны, Tesla готовится к следующему шагу — в целом убрать руль. Так компания видит своё фирменное такси, где всё будет работать с помощью автопилота. В целом Cybercab пока что выглядит сомнительно, потому что там ещё всего два сиденья вместо четырёх в нормальном такси, но не об этом.

Кажется, что кроме китайцев и американских стартапов, никто не будет пытаться угнаться за Tesla в этом плане, потому что для многих водителей физические кнопки и не самое большое количество функций важнее, чем красивый интерфейс, возможность спеть в караоке и магазин приложений.

Да, к этому все, так или иначе, стремятся, но этот набор скорее фишки для самых жирных комплектаций, чем стандарт для индустрии. И многих пассажиров это устраивает.

Более того, как я говорил выше, скоро в ЕС нельзя будет получить высшую оценку безопасности без наличия физических кнопок. Маск, скорее всего, будет критиковать такой подход, но остальные концерны точно прислушаются.

Так вот, отвечая на вопрос из заголовка, iPhone, а следом и Tesla заставили всех поверить, что машина должна быть гаджетом с большим сенсорным экраном и магазином приложений. Это привело к попытке повторить сделать что-то подобное практически от каждого концерна, но оказалось, что всё это обман.

Но пока все это переваривали, интерфейсы в авто не стали сильно лучше. Одни производители застряли в эре до iPhone, другие до сих пор пытаются сделать интерфейс более мобильным, а у третьих — что-то осталось в мире до iPhone, а что-то в попытках его повторить.


Если понравился этот обзор, то можете подписаться на мой телеграм канал Что вы мне рекламируете? Там я доступно пишу про диджитал, маркетинг и технологии.

Например про то, как стартапы пришли к онлайн-похоронам, почему Spotify выиграл Apple на старте Apple Music и когда OpenAI релизнет свою рекламу внутри ChatGPT

Автор: maxkorolkov

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js