Если задать себе вопрос о том, кто на Земле остался не вовлечённым в ИТ-мейнстрим, то на ум в первую очередь приходят жители бедных отдалённых территорий, например, большинства африканских стран, Гималаев и российской глубинки. На достаточно развитых территориях, на первый взгляд, всё нормально: компьютеры, планшеты, смартфоны, гаджеты, Интернет – всё это в изобилии.
Однако, имеющимся изобилием удается воспользоваться далеко не всем: даже в развитых странах есть множество людей, которые обделены вниманием ИТ-производителей. Я имею в виду пожилых людей и людей с ограниченными возможностями: существует масса ИТ-продуктов, рассчитанных на молодёжную аудиторию, на детей, на людей среднего возраста – игры, социальные сети, информационные ресурсы, бизнес-приложения, – но крайне мало продуктов, учитывающих потребности и ограничения людей преклонного возраста и людей с ограниченными возможностями.
Я впервые столкнулся с этим, решив оснастить мою бабушку современными цифровыми устройствам, которые могли бы облегчить и скрасить ее жизнь. Бабушке к этому времени было девяносто с лишним, она трудом двигалась, на улицу не выходила и почти все время полусидела на кровати. Основные её занятия состояли в просмотре по телевизору заранее отобранных и помеченных в программке фильмов и телепередач, а также в чтении газет и книг. Однако, с годами ухудшились слух и зрение, пальцы рук стали хуже слушаться. По поводу телевизионных передач она говорила: «Они невнятно говорят. Я всё слышу, но не могу разобрать слова!». Телевизионный пульт не всегда срабатывал так, как она хотела: у неё не получалось коротко и отрывочно нажимать на клавиши. Книги и газеты ей приходилось читать в очень сильных очках, а позже уже с лупой. И всё это в состоянии абсолютно ясного ума и прекрасной памяти.
Проблему с невнятно говорящими дикторами и актерами частично удалось решить с помощью беспроводных наушников. Для чтения была куплена электронная книга Pocketbook, в которой мы установили крупный шрифт, а для прослушивания аудиозаписей – музыки, аудиокниг и радиопостановок – был подобран минимально навороченный лишним функционалом и простой в управлении mp3-плеер Sony NWZ- B152F.
Тут уместно упомянуть, что бабушка знала японский и английский языки, в прошлом служила в разведке, а затем десятки лет преподавала лингвистику в университете. С возрастом у неё прогрессировала лишь физическая немощь, а интеллектуальная активность и интерес к жизни не ослабевали, поэтому у нас не было сомнений в том, что она без труда освоит простые правила пользования книжкой и плеером. Мы просто и доходчиво показали ей, как обращаться с устройствами, и успокоились.
Оказалось – напрасно. Оказалось, что бабушке, например, была абсолютно чужда очевидная для нас система хранения файлов в иерархической системе вложенных папок. Соответственно, у неё каждый раз возникали трудности при поиске нужной книги на Pocketbook’е или аудиозаписи на mp3-плеере. Кроме того, мы сразу же столкнулись с тем, что для бабушки были не естественны и не понятны общепринятые в наше время принципы перемещения по древовидному меню. Когда мы ей говорили: «В этом случае нужно сделать шаг назад», то встречали её искреннее непонимание: «Куда назад?». Для неё «назад» — вполне естественно – могло означать лишь «назад в пространстве» или «назад во времени», а «назад по меню» оставалось каким-то непонятным сочетанием понятных слов. Таким образом, общие принципы хранения информации и управления устройствами не были ею восприняты, и пришлось нарисовать на бумажке несколько схем, отражающих последовательность действий по поиску книги или аудиофайла, и бабушка каждый раз сверялась с этой бумажкой, чтобы добраться до того или иного файла. В этих условиях стало совершенно понятно, что с управлением более сложными устройствами – ноутбуком или планшетом – бабушка не справится совершенно точно, поэтому фотографии и видеозаписи праправнука она могла смотреть только тогда, когда мы ей приносили ноутбук и сами открывали на нём нужные файлы.
Меня заинтересовал вопрос, что лежит в основе этих трудностей с использованием современных электронных устройств, все ли пожилые люди сталкиваются с такими трудностями, и можно ли купить такой гаджет, с которым бы легко управлялись старики. Если коротко, то ответы на эти вопросы таковы:
1. Да, это общая проблема подавляющего числа пожилых людей.
2. Нет, не существует такого электронного устройства, которое бы учитывало базовые возрастные ограничения.
Проблемы с использованием современных устройств у пожилых людей возникают именно из-за большого количества принципиальных ограничений, являющихся следствием преклонного возраста. Упомяну лишь некоторые из них:
Способность | Возрастные ограничения |
Зрение | |
Цветовое зрение | Сложность различения определенных длин волн, в частности сине-зеленых |
Визуальный выбор | Сложность выделения релевантной информации на экране, на котором есть как релевантная, так и не релевантная информация |
Слух | |
Диапазон частот, воспринимаемый на слух | Снижение чувствительности к высоким частотам |
Слуховой отбор | Снижение способности отделять речь от фонового шума |
Распознавание | |
Пространственная визуализация | Снижение способности хранить в рабочей памяти пространственные представления и оперировать ими |
Эпизодическая память | Ухудшение эксплицитной памяти, касающейся определенных событий и их контекста. Более медленное приобретение новых знаний |
Семантическая и процедурная память | Ранее приобретенные общие знания и навыки применяются хорошо. Приобретение новых навыков происходит медленнее |
Управление движениями | |
Тонкая регуляция моторики | Снижение способности манипулировать очень маленькими элементами управления |
Соответственно, существует ряд рекомендаций по поводу того, как учитывать возрастные ограничения в интерфейсах. Вот некоторые из них:
• использовать шрифты типа sans serif;
• использовать заглавные и прописные буквы, избегать использования текста из заглавных букв;
• избегать использования рядом похожих цветов либо пары синий-зеленый;
• увеличивать размеры периферийных элементов;
• избегать многоколоночного текста и рамок;
• обеспечить позитивное подтверждение действий;
• избегать скроллинга (в частности, в выпадающих меню) и клавиш вверх-вниз.
Итак, проблема существует, она известна и в какой-то мере исследована. В следующем посте я напишу о том, как эта проблема решается.
Автор: InrecoLAN