Планшет для пожилых. Часть первая

в 11:07, , рубрики: accessibility, android, интерфейсы, ограниченные возможности, Оценка и экспертиза IT-проектов, пожилые люди, метки: , , ,

Если задать себе вопрос о том, кто на Земле остался не вовлечённым в ИТ-мейнстрим, то на ум в первую очередь приходят жители бедных отдалённых территорий, например, большинства африканских стран, Гималаев и российской глубинки. На достаточно развитых территориях, на первый взгляд, всё нормально: компьютеры, планшеты, смартфоны, гаджеты, Интернет – всё это в изобилии.

Однако, имеющимся изобилием удается воспользоваться далеко не всем: даже в развитых странах есть множество людей, которые обделены вниманием ИТ-производителей. Я имею в виду пожилых людей и людей с ограниченными возможностями: существует масса ИТ-продуктов, рассчитанных на молодёжную аудиторию, на детей, на людей среднего возраста – игры, социальные сети, информационные ресурсы, бизнес-приложения, – но крайне мало продуктов, учитывающих потребности и ограничения людей преклонного возраста и людей с ограниченными возможностями.

Я впервые столкнулся с этим, решив оснастить мою бабушку современными цифровыми устройствам, которые могли бы облегчить и скрасить ее жизнь. Бабушке к этому времени было девяносто с лишним, она трудом двигалась, на улицу не выходила и почти все время полусидела на кровати. Основные её занятия состояли в просмотре по телевизору заранее отобранных и помеченных в программке фильмов и телепередач, а также в чтении газет и книг. Однако, с годами ухудшились слух и зрение, пальцы рук стали хуже слушаться. По поводу телевизионных передач она говорила: «Они невнятно говорят. Я всё слышу, но не могу разобрать слова!». Телевизионный пульт не всегда срабатывал так, как она хотела: у неё не получалось коротко и отрывочно нажимать на клавиши. Книги и газеты ей приходилось читать в очень сильных очках, а позже уже с лупой. И всё это в состоянии абсолютно ясного ума и прекрасной памяти.

Проблему с невнятно говорящими дикторами и актерами частично удалось решить с помощью беспроводных наушников. Для чтения была куплена электронная книга Pocketbook, в которой мы установили крупный шрифт, а для прослушивания аудиозаписей – музыки, аудиокниг и радиопостановок – был подобран минимально навороченный лишним функционалом и простой в управлении mp3-плеер Sony NWZ- B152F.

Тут уместно упомянуть, что бабушка знала японский и английский языки, в прошлом служила в разведке, а затем десятки лет преподавала лингвистику в университете. С возрастом у неё прогрессировала лишь физическая немощь, а интеллектуальная активность и интерес к жизни не ослабевали, поэтому у нас не было сомнений в том, что она без труда освоит простые правила пользования книжкой и плеером. Мы просто и доходчиво показали ей, как обращаться с устройствами, и успокоились.

Оказалось – напрасно. Оказалось, что бабушке, например, была абсолютно чужда очевидная для нас система хранения файлов в иерархической системе вложенных папок. Соответственно, у неё каждый раз возникали трудности при поиске нужной книги на Pocketbook’е или аудиозаписи на mp3-плеере. Кроме того, мы сразу же столкнулись с тем, что для бабушки были не естественны и не понятны общепринятые в наше время принципы перемещения по древовидному меню. Когда мы ей говорили: «В этом случае нужно сделать шаг назад», то встречали её искреннее непонимание: «Куда назад?». Для неё «назад» — вполне естественно – могло означать лишь «назад в пространстве» или «назад во времени», а «назад по меню» оставалось каким-то непонятным сочетанием понятных слов. Таким образом, общие принципы хранения информации и управления устройствами не были ею восприняты, и пришлось нарисовать на бумажке несколько схем, отражающих последовательность действий по поиску книги или аудиофайла, и бабушка каждый раз сверялась с этой бумажкой, чтобы добраться до того или иного файла. В этих условиях стало совершенно понятно, что с управлением более сложными устройствами – ноутбуком или планшетом – бабушка не справится совершенно точно, поэтому фотографии и видеозаписи праправнука она могла смотреть только тогда, когда мы ей приносили ноутбук и сами открывали на нём нужные файлы.

Меня заинтересовал вопрос, что лежит в основе этих трудностей с использованием современных электронных устройств, все ли пожилые люди сталкиваются с такими трудностями, и можно ли купить такой гаджет, с которым бы легко управлялись старики. Если коротко, то ответы на эти вопросы таковы:
1. Да, это общая проблема подавляющего числа пожилых людей.
2. Нет, не существует такого электронного устройства, которое бы учитывало базовые возрастные ограничения.

Проблемы с использованием современных устройств у пожилых людей возникают именно из-за большого количества принципиальных ограничений, являющихся следствием преклонного возраста. Упомяну лишь некоторые из них:

Способность Возрастные ограничения
Зрение
Цветовое зрение Сложность различения определенных длин волн, в частности сине-зеленых
Визуальный выбор Сложность выделения релевантной информации на экране, на котором есть как релевантная, так и не релевантная информация
Слух
Диапазон частот, воспринимаемый на слух Снижение чувствительности к высоким частотам
Слуховой отбор Снижение способности отделять речь от фонового шума
Распознавание
Пространственная визуализация Снижение способности хранить в рабочей памяти пространственные представления и оперировать ими
Эпизодическая память Ухудшение эксплицитной памяти, касающейся определенных событий и их контекста. Более медленное приобретение новых знаний
Семантическая и процедурная память Ранее приобретенные общие знания и навыки применяются хорошо. Приобретение новых навыков происходит медленнее
Управление движениями
Тонкая регуляция моторики Снижение способности манипулировать очень маленькими элементами управления

Соответственно, существует ряд рекомендаций по поводу того, как учитывать возрастные ограничения в интерфейсах. Вот некоторые из них:
• использовать шрифты типа sans serif;
• использовать заглавные и прописные буквы, избегать использования текста из заглавных букв;
• избегать использования рядом похожих цветов либо пары синий-зеленый;
• увеличивать размеры периферийных элементов;
• избегать многоколоночного текста и рамок;
• обеспечить позитивное подтверждение действий;
• избегать скроллинга (в частности, в выпадающих меню) и клавиш вверх-вниз.

Итак, проблема существует, она известна и в какой-то мере исследована. В следующем посте я напишу о том, как эта проблема решается.

Автор: InrecoLAN

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js