Мы, команда разработчиков, делаем корпоративные сервисы Леруа Мерлен. И у нас есть одно преимущество, которым может похвастаться мало какой разработчик: у каждого сотрудника компании есть телефон, где всё это запускается.
То есть мы можем быть уверены, что, если завтра будет релиз приложения для инвентаризации, то все пользователи его получат. И смогут мгновенно использовать.
Я хочу рассказать про эту экосистему приложений и то, что сотрудники делают с ними в магазине и в офисе. Вот так выглядит экран телефона:
Как видите, тут корпоративные приложения соседствуют с соцсетями, Телеграмом и прочим «бытовым» набором. Мы поощряем использование мессенджеров и соцсетей с корпоративных устройств. Принципиально не отслеживаем пользователей и не обращаемся к их данным (французская политика приватности в MDM примерно на уровне GDPR).
По нашим наблюдениям, когда у сотрудника появляются рабочий Телеграм и ВКонтакте на телефоне, он начинает эффективнее использовать приложения, которые нужны ему для работы.
С чего всё начиналось?
В 2017 году мы протестировали на трёх магазинах внедрение смартфонов для каждого сотрудника. Это были самые базовые приложения и веб-версии основных данных с портала.
В 2018 году был роллаут на все магазины Леруа Мерлен. Это проект, в рамках которого дали каждому сотруднику телефон с базовыми приложениями.
Первым было установлено розничное приложение покупателя: клиент шёл в магазин с ним и по нему показывал продавцам и консультантам, что он хочет. Иногда сотрудник не знал, как быстро посмотреть тот или иной товар на сайте. С приложением стало возможным быстро сориентироваться.
Второе приложение было с контактами поддержки: нажимаешь на иконку, вылезает телефон, куда звонить в какой ситуации.
Что за набор стоит сейчас?
Приложение для опросов. Это реализация прямой демократии: иногда нам нужно опросить каждого сотрудника, чтобы принять какое-то решение. Например, что лучше — полный, но не очень большой набор соцгарантий с компенсацией спортзала или неполный, но с возможностью выбрать одно–два направления, куда вложить средства от неиспользуемых возможностей и т.д. Например, оформить ДМС детям, отказавшись от спортзала и прочее.
Розничное приложение продавца. Нет обучения по товару, которое не устареет через месяц. Пришёл клиент, спрашивает. Продавец может получить агрегат из данных по товару (где, сколько, например, расположение на складе, на витрине, в накопителе) и может точно ответить.
Приложение даёт возможность посмотреть наличие, характеристики, цену на товар, включая закупочную, наличие товара в соседнем магазине, оформить документ продажи день в день. Можно посмотреть план поставок, историю продаж, создать перемещение со склада в торговый зал. Можно рассчитать количество товаров.
Создание перемещения, когда ты стоишь прямо перед полкой, — бесценно:
WhatsApp. Было принято решение, что бороться с мессенджерами не просто бесполезно, но ещё и вредно. В итоге сейчас сотрудники общаются через него с родными и близкими и при этом очень оперативно получают данные по магазину, всякую оперативную информацию и рассылки HR-команды. В магазинах создали группы по отделам. Там оперативно обсуждаются текущие вопросы — например, «задерживается спецподача», кто-то спрашивает, где какой документ получить, и так далее. Кто-то делает это в Телеграме, кто-то из Ватсапа-рации, когда неудобно печатать. Всё это здорово помогает в работе.
Обучение и база знаний — можно искать любую информацию.
Мини-инвентаризации (достоверность товарного запаса). Более высокоуровневая система формирует список товаров с аномалиями (например, числятся, но не продаются уже довольно долго), и дальше одному из сотрудников падает задача на расследование инцидента. Или вот запас товара ушёл в минус — надо разобраться, что случилось. Сотрудник идёт учитывать товар, причём телефон можно использовать сразу как сканер штрих-кодов (пришлось в приложении залезть на низкий уровень работы с камерой, чтобы это работало реально быстро).
Большие инвентаризации и корректировка запаса:
Большая инвентаризация проводится осенью, раз в год. В прошлом году параллельно использовались ТСД — железяки с далёким лазерным сканом:
Но у них есть ограничение области использования, поэтому несколько магазинов (три точки тестовой эксплуатации) использовали также телефоны. Следующая большая инвентаризация будет проводиться с телефонами во всех магазинах.
Соцсети. Они помогают повысить уровень компьютерной грамотности пользователей. Когда человек уверенно разберётся, как общаться с родственниками через приложение ВКонтакте, он получит некий бэкграунд нажимания на разные кнопки, управления разными интерфейсными элементами и так далее. Понятно, что офису это не нужно, а вот в магазинах резко повышается уровень владения корпоративным телефоном.
Любое подразделение может сделать мобильный интерфейс для своих задач:
Так можно найти человека на портале.
Или посмотреть статус.
Или посчитать ремонт при клиенте.
Оплата обеда с корпоративной карты. Можно следить за своими расходами.
Результаты проверок тайным покупателем.
Что случилось дальше?
Кроме точки доступа к сервисам компании, мы получили ещё возможность мгновенного информирования сотрудников. Думали, что это будет централизованно, но оказалось ещё интереснее.
Сотрудник вступает в группу магазина в мессенджере и всегда в теме, что в магазине происходит. В теме новых коллекций и товаров. Это бесплатная возможность обучаться, потому что они видят вопросы друг друга и ответы. Видят, какие вопросы будут задавать клиенты при встрече.
Многие магазины проводят мастер-классы по товарам, и они идут в прямом эфире в Инстаграме. Любой клиент может смотреть, как собирается скворечник, дом для кошки или аналоговый жидкостный компьютер из канализационных труб (на самом деле до этого ещё не дошли). И свои же сотрудники присоединяются к таким эфирам для обучения.
Телефоны помогают обновлению соцсетей магазина: сотрудники показывают, что интересное появилось в магазине прямо сейчас.
В общем, кроме очевидных результатов в духе «доступ к ИТ-сервисам у каждого», мы получили много неочевидно хорошего.
Начиналось это с того, что у нас есть много сотрудников без компьютеров, которые ходят по магазинам и трогают товар. Придумать им мобильный терминал на каждый случай жизни было довольно сложно, поэтому мы выдали всем корпоративные смартфоны, как рабочие места. И теперь я уверенно говорю: они стали действительно мобильными рабочими местами. И не только.
Автор: OlgaDubrovskaya