Новые исследования показали, что у усыновленных детей уровень IQ выше, чем у тех, которые остались со своими биологическими родителями, сообщает arstechnica. Опубликованное исследование было проведено с целью сравнить влияние генетики и среды на уровень интеллектуального развития. Весьма закономерно результаты показали, что уровень образования родителей, воспитывающих ребенка, может оказывать влияние на его уровень IQ, но все еще присутствует серьезная зависимость между уровнем интеллекта ребенка и уровнем интеллекта его генетических родителей. Последнее утверждение не является открытием, всем известно, что наследственность имеет серьезное значение, однако, многие считают, что если она «плохая», то повлиять на интеллектуальное развитие ребенка нельзя.
«Целью нашего исследования было не исключение генетического влияния, а проведения фокусного эксперимента, который показал бы влияние окружающей среды на ребенка.», пишут авторы.
Исследовательская группа сфокусировалась на мужчинах из Швеции, которые в возрасте 18-20 лет проходят обязательное тестирование уровня IQ при отборе для службы в вооруженных силах. В ходе проверки результатов было выявлено 436 случая, когда один из биологических братьев принимались на службу в армию, а другие этот конкурс не прошли. Стоит отметить, что подобный отбор кандидатов для службы в армии по уровню IQ производится из-за отмены всеобщей воинской повинности в Швеции и перехода армии на контрактную основу. После исследователи сравнили полученные результаты тестов IQ с результатами биологических братьев и сестер с учетом такого фактора, как уровень образованности обеих, биологических и приемных семей.
Усыновленные еще детьми, кандидаты имеют IQ, в среднем, на 4.4 пункта выше, чем их братья и сестры, которые воспитывались их общими биологическими родителями. «На индивидуальном уровне это различие ничтожно, но в масштабах нации эти 4.4 пункта могут серьезно повлиять на такие вещи, как восприятие населением рисков, процент несчастных случаев и производительность труда.» К подобному заключению пришел один из ученых, Ричи Стюарт, который занимается исследованиями в области человеческого интеллекта. «В любом случае, я бы не хотел, чтобы эти 4 балла IQ в масштабах нации были потеряны», сказал он.
Повышение уровня интеллекта у исследуемых было связано с уровнем образования приемных родителей. Большинство детей было усыновлено высокообразованными парами, и чем более образованными они были, тем большей была разница в уровне IQ между детьми из приемных и биологических семей. Максимальный разрыв между детьми составлял 7.6 пункта.
Но приведенная зависимость работает и в обратную сторону. Если ребенок был усыновлен семьей с уровнем образования ниже, чем у биологических родителей, то и уровень их IQ оказывался в итоге ниже, чем у их братьев и сестер. В некоторых случаях уровень IQ, в рамках проводимых исследований, был ниже более чем на 3.8 пункта.
Для получения более точных результатов была сделана более крупная выборка. Для исследований были взяты данные о 2341 братьях и сестрах, имеющих общего отца. Опять же, этих детей усыновляли пары с более высоким IQ, но теперь разница была значительно меньше и составляла 3.18 балла.
«Полученные результаты логично перекликаются с ранее полученными в ходе других исследований», говорит Ричи. «Информация, что окружающая среда влияет на уровень развития интеллекта и, соответственно, уровень IQ, не нова. Многие исследования доказывают, что достойное образование может добавить человеку, в среднем, несколько баллов IQ. Но наше исследование элегантно демонстрирует, что более образованные приемные родители могут благотворно повлиять на интеллектуальное развитие ребенка.»
Не стоит критиковать данное исследование за отсутствие каких-то фундаментально новых результатов. Проведенная исследователями работа в очередной раз доказывают ранее полученные результаты. Данная работа отличается от предыдущих, похожих исследований тем, что на этот раз была взята намного более крупная выборка, которая дала большую точность. «Более подробное изучение вопроса дает нам и более точные данные, по сравнению с предыдущими исследованиями в этой области», сказал Ричи.
Конкретно это исследование показало меньший разрыв между биологическими и приемными семьями, возможно из-за отсутствия территориальных и экологических различий, т.к. все исследуемые семьи были из Швеции. Некоторые предыдущие исследования были специально направлены на изучение усыновленных детей из экстремально-бедных семей и регионов, но в шведской версии обе группы (приемные и биологические родители), имели, в среднем, от 9-ти до 11-ти классов образования. В Швеции, за счет социалистической политики государства, экстремальная бедность, или же наоборот, непомерный достаток — явление крайне редкое.
Полученные результаты согласуются с предыдущими исследованиями, которые указывают на большую роль генетики в плане индивидуального уровня интеллекта. «Несмотря на то, что дети, имеющие братьев и сестер, и оторванные от биологической семьи, наилучшим образом подходят для изучения влияния семьи на развитие интеллектуальных способностей ребенка, генетика имеет огромное значение», подчеркивают исследователи. Но серьезное влияние генетических факторов не исключает того, что на развитие интеллекта влияет и окружающая среда, а полученные результаты это в полной мере демонстрируют. Воспитание влияет на уровень интеллектуального развития.
Все еще до конца не понятно, что именно в ходе воспитания вызывает разницу в интеллекте. Безусловно, уровень образованности родителей играет не последнюю роль, но не понятно, на каком именно этапе приемные родители делают что-то, что вызывает повышение интеллекта у детей относительно их братьев и сестер из их биологических семей. «Это остается вопросом для будущих исследований, генетически более информативных, в плане того, что именно влияет на развитие интеллекта и что именно необходимо сделать родителям, для того, чтобы повысить уровень IQ своего ребенка», заключает Ричи Стюарт.
Автор: ragequit