Если поискать, то у большей части читателей будет друг или знакомый, который невероятно хорош в каких-то «умных штуках». От игры в шахматы или знаний английского, до глубокого понимания алгоритмов, программирования или умения работы с техникой. Если у вас такого приятеля нет, то возможно такой «умник» – это вы. Уметь что-то классно делать – это почетно и интересно. Но куда эффективнее осваивать несколько разных сфер когнитивных упражнений.
Наша природа: тела, общества, разума, избегает монополизации. Сосредоточившись на одной характеристике, человек резко начинает проигрывать в других. И как раз адаптивность становится эволюционным атрибутом. Будь то адаптивность к физическим сложностям или умственным нагрузкам. Подробнее про
Разнообразие в когнитивных нагрузках
Я практикуюсь в разных условиях и контекстах. Я практикуюсь голодным, уставшим, злым и счастливым. Я практикуюсь в разных песнях на разной скорости и иногда на разных фортепиано. Именно разнообразие практики помогает удерживать планку лучшего исполнителя.
Ильбер Манавбаси, аспирант-исследователь в Институте передовой науки и технологий Бекмана.
Согласно недавнему исследованию, проведенному Ильбером Манавбаси и его коллегами из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне, разнообразие также помогает эффективнее приобретать новые знания, умения и навыки. Может причина кроется в дофамине?
Исследователи заметили, что разнообразная практика, а не одно лишь повторение, помогло пожилым людям значительно улучшить рабочую память. Материалы, опубликованные в журнале Intelligence, указывают на то, что разнообразная когнитивная тренировка будет эффективным точильным камнем для поддержки остроты ума по мере старения.
Предпосылки для изучения когнитивного развития
Люди часто думают, что лучший способ преуспеть в чем-то — это просто практиковаться в нем снова и снова, но на самом деле прочное усвоение навыков поддерживается вариативностью практики. Хотя важность разнообразия на практике хорошо известна в области двигательного обучения, наше исследование показало, что этот принцип применим и к развитию умственных навыков.
Ведущий исследователь Элизабет А. Л. Стайн-Морроу, профессор педагогической психологии в Иллинойсе.
В своем исследовании 1978 года Керр и Бут обнаружили, что дети, которые практиковались в метании мешочка с фасолью в цель с определенного расстояния, с меньшей вероятностью попадали в цель, чем дети, которые практиковали метание с нескольких расстояний.
В более широком масштабе исследователи наблюдали различные методы подготовки, способствующие достижению высоких результатов как в спорте, так и в учебе.
Спортсмены мирового класса, специализирующиеся в одном виде спорта, с большей вероятностью имеют ранний опыт занятий несколькими видами спорта, чем их коллеги национального уровня. А лауреаты Нобелевской премии с большей вероятностью имеют более ранний опыт обучения и работы за пределами своей дисциплины по сравнению с лауреатами национальных премий.
Ведущий исследователь Элизабет А. Л. Стайн-Морроу, профессор педагогической психологии в Иллинойсе.
Подобные выводы сформировали вопрос: можно ли эту концепцию перенести на когнитивную тренировку? Если бы обучение было спортом, повысил бы разнообразный режим нагрузок эффективность работы
Процедура исследования
Исследователи сузили свое внимание до рабочей памяти, или когнитивной способности удерживать в уме одну вещь, делая что-то другое.
Мы выбрали рабочую память, потому что это основная способность, необходимая для взаимодействия с реальностью и создания знаний. Она лежит в основе понимания языка, рассуждений, решения проблем и многих видов повседневного познания.
Ведущий исследователь Элизабет А. Л. Стайн-Морроу, профессор педагогической психологии в Иллинойсе.
Поскольку рабочая память часто ухудшается с возрастом, Стайн-Морроу и ее коллеги отобрали 90 респондентов в возрасте от 60 до 87 лет.
В начале и в конце исследования ученые оценивали рабочую память участников через диапазон чтения: способность запоминать информацию, читая что-то постороннее.
Исследователи попросили участников прочитать и понять ряд логичных и нелогичных предложений. «Головной убор, который носят члены королевской семьи, называется короной» или «Животное с оранжевыми и черными полосами — зебра». Каждое предложение было связано с конкретной буквой алфавита.
Чем точнее участник исследования воспроизводит предложения в правильном порядке, тем эффективнее его рабочая память.
Как именно разнообразие в тренировках улучшило память?
Между оценками памяти участники прошли четыре недели когнитивной тренировки. В течение первых двух недель участники тренировались, пробуя поочередно четыре режима практики: задание на диапазон чтения, новое задание на рабочую память, несколько заданий на рабочую память и контрольное задание, не связанное с рабочей памятью. В течение последних двух недель все участники практиковали задание на диапазон чтения.
Участники, которые практиковали выполнение нескольких упражнений на рабочую память, показали наибольший прогресс в оценке объема чтения, превзойдя тех, кто репетировал задание на объем чтения в течение всех четырех недель.
Исследователи заметили, что, хотя в конечном итоге группа смешанной практики достигла наибольшего прогресса, она не сразу превзошла остальных.
Отсутствие быстрого прироста продуктивности
Им нужно было поработать над этим. Смешанная практика не привела напрямую к лучшей производительности, она привела к лучшему обучению. Эта группа медленнее всего улучшала результаты в задании на объем чтения, но в конечном итоге они достигли наивысшего пика.
Ведущий исследователь Элизабет А. Л. Стайн-Морроу, профессор педагогической психологии в Иллинойсе.
По словам Стайн-Морроу, одной из причин, по которой разнообразная практика может способствовать развитию навыков, является принцип мутуализма, или «взаимного роста тесно связанных способностей». Эти результаты являются первыми доказательствами концепции мутуализма и открывают перспективы улучшения и саморазвития рабочей памяти в более позднем возрасте.
В этом исследовании мы продемонстрировали широкий принцип мутуализма через узкую призму того, как он применяется к рабочей памяти. Если вы масштабируете этот принцип и объедините его с различными видами навыков, это даст более широкие эффекты.
Ведущий исследователь Элизабет А. Л. Стайн-Морроу, профессор педагогической психологии в Иллинойсе.
Распыление или мультиобучение – это вопрос личного мотива. Если человек бросается, то в одну сферу, то в другую, и делает выбор лишь потому, что ему так кажется правильным – то это распыление потенциала. Но, если человек делает осознанный выбор в пользу разных видов деятельности, которые ведут к одному результату и удерживает фокус на этом результате, то здесь мы уже говорим о лабильности и сверхадаптивности.
Больше материалов про
Автор: MisterClever